МКОУ Юргамышская СОШ
Любви к природе
нет без чувства красоты.
Я.Полонский
Пояснительная записка
В последнее время значительно обновилось содержание структуры литературного образования школьников: созданы вариативные программы; по-новому ставятся в программах цели литературного образования. На первый план выдвигается освоение учащимися художественных ценностей и формирование на этой основе эстетического вкуса и нравственных позиций учащихся.
И у литературы, которую мы изучаем в школьные годы, роль здесь наиглавнейшая. Если по правилам народной медицины тело нужно лечить травами той местности, в которой живешь, то, может быть, душу - литературой, культурным наследием Зауралья.
Важность изучения родного края, использования местного материала в обучении и воспитании подчеркивали в своих трудах Я.А. Каменский, Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци. К.Д.Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, отмечал, что «поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека». Они помогают и возгореться «искрами любви к Отечеству».
Данный курс призван пробудить интерес к природе Зауральского края, стремление сохранять и преумножать это бесценное наследие.
Замечательный ответ на вечный вопрос - что такое Родина, что значит в жизни ребенка родная природа - рассказ К. Ушинского «Четыре желания»: «Уж как весело зимой! Что за прелесть эта весна!.. Я бы желал, чтобы лету конца не было! Осень - лучше всех времен года!»
Факультативный курс предоставляется возможность учащимся рассмотреть, как, с помощью каких средств, изображают авторы привычную всем нам смену времён года, и какую вдохновляющую красоту они черпают в природе родного края.
Актуальность программы выражается в идейно-нравственном, патриотическом и эмоциональном воспитании, литературном развитии учащихся на примерах произведений писателей и художников Зауралья.
Цель курса: содействовать пробуждению у учащихся живого интереса и любви к родной литературе и живописи, вдумчивому её восприятию и сознательному отношению к бесценному наследию.
Задачи:
- знание авторов и содержания изученных произведений;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения к художественным ценностям
литературы Зауралья;
- формирование самостоятельного мышления и развития интеллектуальной сферы
личности;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- формирование умений школьников сопоставлять произведения искусства.
В ходе работы должны быть сформированы следующие умения и навыки:
- уметь понимать и анализировать поэтическое произведение;
- сравнивать и сопоставлять литературное произведение и произведение живописи;
- выявлять авторское отношение к изображаемому;
- аргументировать собственное видение художественного текста и произведения
живописи;
- умения и навыки грамотного анализа поэтического произведения, как в целом, так и отдельных его сторон: смысла и формы, звука и стиха, рифмы, ритма, строфики.
Учащиеся должны приобрести более глубокое представление о следующих понятиях, необходимых для анализа поэтического произведения:
-художественная форма и содержание;
-ключевые образы;
-образная система поэтического произведения;
-художественное оформление образа;
-ритмическая организация стиха;
-интонационный строй стихотворения.
Организационно курс состоит из двух блоков, первый из которых (Времена года в творчестве писателей Зауралья.) является для обучающихся более сложным при анализе поэтического произведения. Изучаемый в этом блоке материал, закрепленный практическими занятиями с использованием знакомых учащимся произведений, позволит глубже и полнее воспринять поэтический текст во всем богатстве его содержания и насладиться прелестью его звучания.
Второй блок (Времена года в творчестве художников Зауралья.) позволит учащимся ближе познакомиться с произведениями живописи, окунуться в мир творчества художников, попробовать себя в создании пейзажей.
Курс рассчитан на 17 учебных часов, из которых 7- лекционных и 10 – практических.
Результатом обучения является выставка творческих работ учащихся.
Учебно - тематический план
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Формы проведения |
Образователь ный продукт |
||
всего |
лекц. |
практ |
||||
1 |
Введение. Нет правды без любви к природе. |
1 |
1 |
|
Лекция учителя с элементами беседы |
Список литературы |
|
I блок. Времена года в творчестве писателей Зауралья. |
|||||
2 |
Н.И. Балашенко. Страницы жизни и творчества. |
1 |
1 |
|
Слово учителя. Сообщения учащихся. |
Конспект |
3 |
Восхищение природой как главной художницей в произведениях Н.И. Балашенко. Стихотворения «Листопад», «Лето», «Весна». Художественная форма; структура образной системы стихотворений. |
1 |
|
1 |
Исследование поэзии автора |
Анализ стихотворений |
4 |
А.М. Виноградов. Пейзаж в лирике. |
1 |
1 |
|
Презентация |
Составление плана |
5 |
Глубокая философичность и детский восторг в лирике А.Виноградова. Восьмистишия «Времена года». Авторское отношение к изображаемому. Личностное восприятие и оценка поэтического произведения. |
1 |
|
1 |
Работа с текстом |
Мини-сочинение |
6-7 |
В.И.Юровских – «редчайшего дара писатель». Страницы жизни и творчества. (В. Бахревский) Лирическая миниатюра в проникновенном открытии людям красоты природы В. Юровских. Прозаические произведения. |
2 |
1 |
1 |
Слово учителя. Творческая мастерская |
Создание презентации |
8 |
Необычайная выразительность и ёмкость слова в творчестве Юровских. Сборник рассказов о природе «Веснозапев». «Июль, июль…», «На снежинках парашютиках…» Многозначность ключевых слов текста, взаимодействие множественных смыслов и рожденных ими ассоциаций. |
1 |
|
1 |
Исследование прозы автора |
Записи-впечатления
|
9 |
А.Н.Еранцев – добрый человек на доброй земле. Страницы жизни и творчества. |
1 |
|
1 |
Сообщения учащихся |
Цитатный план |
10 |
Живая, очеловеченная природа в стихах А. Еранцева «Дождь», «Весна», «Озимки». Ритмическая, звуковая организация стиха. |
1 |
|
1 |
Практикум |
Сравнительный анализ стихотворений |
11 |
Н.И. Аксёнов – трепетный лирик, влюблённый в свой край. |
1 |
1 |
|
Лекция с элементами практической работы |
Составление конспекта по вопросам |
12 |
Обострённое чувство природы в творчестве Н.А.Аксёнова. «Лето», «Рыжая осень», «Пришла зима». Содержание лирического переживания. Лирическое переживание и непосредственное впечатление автора |
1 |
|
1 |
Урок-исследование языка |
Сравнительный анализ стихотворений. Сочинение небольшого стихотворения |
13 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
1 |
Практическая конференция |
Представление сборников произведений о временах года. |
|
II блок. Времена года в творчестве художников Зауралья. |
|||||
14 |
Г.А. Травников. Годы и события. Природа – самое первое и яркое художественное переживание автора. Достоверные, яркие и убедительные образы родной природы в произведениях художника. «Март», Метель», «Осеннее солнце», «Половодье» и др. |
1 |
1 |
|
Творческая встреча с художником |
Сбор материала по теме |
15 |
Г.И. Иванчин. Детское, наивное, откровенное восхищение прекрасным. « Осенний вечер в деревне», «Зимнее утро», «Иней», «Март», «Весна в парке», «Морозный день». |
1 |
|
1 |
Экскурсия в музей. Работа в тематических группах «Лето» «Осень» «Зима» «Весна» |
Отчёт групп по темам |
16 |
Н.А. Годин. Стремление жить и работать творчески. Живописец и график. Тонкий лиризм и эпическое начало. «Лето», «Последний снег», «Зимний лес», «Сентябрь» и др. |
1 |
1 |
|
Презентация. Лекция учителя с элементами беседы |
Запись основных периодов творческой деятельности |
17 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
1 |
Интегрированное занятие (живопись, поэзия, музыка) |
Пейзаж по личным впечатлениям Выставка детских рисунков |
Содержание курса
Введение. Природа и человек – одна из актуальных тем в литературе. Раздумья о нравственных ценностях, которые зарождает в человеке природа. Природа – источник нравственности, вдохновения, радости, силы, способной окрылить человека, победить все невзгоды. Природа в произведениях В.И.Юровских, А.М.Виноградова, А.Аксёнова, Н.И.Балашенко, А.Еранцева – символ красоты, духовного начала, возрождения к жизни. Родная природа для них – неисчерпаемый источник их творческого вдохновения.
Балашенко Николай Иванович. Страницы жизни и творчества. События жизни, включающие картины природы.
Стихотворения «Листопад», «Лето», «Весна».
Связь природы и религии. Крестьянский труд летом. Весна и пробуждение чувства любви. Восхищение природой как главной художницей. Наблюдение над лирикой, обсуждение её особенностей.
Художественная форма; структура образной системы стихотворений.
Виноградов Александр Михайлович. Мудрое, ёмкое поэтическое слово. Мотив счастья осознания своего единства с природой. Глубокая философичность и детский восторг в лирике. Восьмистишия «Времена года»
Авторское отношение к изображаемому. Личностное восприятие и оценка поэтического произведения.
Юровских Василий Иванович - «редчайшего дара писатель». Страницы жизни и творчества. Рассказы из сборника «Веснозапев». Сюжет рассказа, его герои. Образы родной природы в творчестве писателя. Смена времён года – своеобразный оттенок множества тончайших психологических представлений и впечатлений человека. Хрупкость, ранимость природы. Сыновняя любовь к природе. Природа – друг, который никогда не подведёт, к которому можно прийти в «гости». Многозначность ключевых слов текста, взаимодействие множественных смыслов и рожденных ими ассоциаций.
Еранцев Алексей Никитович. Добрый человек на доброй земле. Этапы творческого пути А. Еранцева. Стихотворения «Дождь», «Весна», «Озимки». Человек – мудрый, заботливый, рачительный хозяин природы. Развёрнутая и живописная деталь в стихотворении «Дождь». Ритмическая, звуковая организация стиха.
Аксёнов Николай Иванович. Главный ориентир творчества – высокая человечность. Трепетный лирик, влюблённый в родной край, его людей и природу. Одарённость, недюжинное трудолюбие, высокий патриотизм, заинтересованный неугомонно-пристальный взгляд в окружающий мир, стремление во всем дойти до сути и щедро поделиться своим видением, мыслями и чувствами. Стихотворения «Лето», «Рыжая осень», «Пришла зима». Обострённое чувство ответственности каждого из нас за родную природу, за целостность её богатств и чудеса.
Содержание лирического переживания. Лирическое переживание и непосредственное впечатление автора
Травников Герман Алексеевич. Годы и события. Природа – первое и самое яркое художественное переживание Германа Травникова. Природа учила бескорыстной любви, дарила красоту, которой не хватало скупому на радости военному детству. Жизнь ранила, а природа лечила. От первых походов в школу и долгих возвращений в сумерках в памяти остались молчаливые осенние рощи. Их грусть негромко перекликалась с печалью пробуждающейся души. Природа будила в будущем художнике не умилённость и быстротечные восторги, а вызывала ощущение нерасторжимой связи с миром. Родные мотивы — зябкий осинник, берёзовый дым из труб, туман над озером, щемящие огоньки родной деревни.
Иванчин Геннадий Иванович. Детское, наивное, откровенное восхищение прекрасным. Природа вдохновляет. В пленэрных зарисовках цвета, гармония, красота. « Осенний вечер в деревне», «Зимнее утро», «Иней», «Март», «Весна в парке», «Морозный день».
Годин Николай Александрович. Стремление жить и работать творчески. Живописец и график. Пейзажи стали неотъемлемой частью творчества мастера, где он органически соединяет тонкий лиризм и эпическое начало. «Лето», «Последний снег», «Зимний лес», «Сентябрь» и др.
Литература для учителя
1. Аксёнов Н.И. Исповедь пера: Сборник стихов разных лет. - Куртамыш, ГУП
«Куртамышская типография», 2008.
2. Балашенко Н.И. Времена. Избранные стихотворения. – Курган, 2009
3. Богомолов Н.А. Стихотворная речь.- М.: Интерпракс, 1995
4. Виноградов А.М. Апрель первозванный: Стихи.- Челябинск: Юж.-Урал.кн. изд-во, 1988
5. Виноградов А.М. Вешница: Стихи.- Челябинск: Юж.-Урал.кн. изд-во,1979
6. Виноградов А.М. Отроги. Стихи.- Челябинск: Юж.-Урал.кн. изд-во, 1984
7. Годин Н.А. Живопись. Графика. :Курган, 2006
8. Еранцев А. Избранное.- Курган: ООО ПК «Зауралье», 2007.
9. Иванчин Г.И. Живопись. Графика. Каталог.
10.
Крупин В. Благословение земли // Наш современник. – 1979. - №12.
11. Кузин Н. Зауральское поле добра // Сверстники. – М.: Современник, 1980.
12. Кузин Н. На языке любви и света // Урал. – 1981. - №3.
13. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. –
М.:
Айрис-Пресс, 2002
14. Потанин В. Грани таланта: Штрихи к портрету писателя // Поэтика художественного
произведения: Сб. – Курган, 2002.
15. Словарь литературоведческих терминов.- М.: Просвещение, 1974
16. Федорова В. Родом из детства: Василий Юровских// Новый мир. – 2004. – 8 июля. – с.7
17.
Федорова В. Свой среди своих: [О книге «Утротворец»]// Зауралье. – 2003.
18. Филиппович А. Тихая речка // Урал. - 1975. - №1.
19. Чернец Л.В., Семёнов Б.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих
терминов. – М.: Просвещение, 2002
20. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста.- М.: Просвещение,
2002
21. Юровских В.И. Веснозапев: Рассказы о природе. – Челябинск: Юж. Урал. кн. изд-во,
1980
22. Юровских В.И. Родное гнездовье: Повесть в расск, новеллы. М.: Современник, 1990
23. Юровских В.И. Родные: Рассказы. – Шадринск: ПО «Исеть», 1999
Литература для учащихся
1. Аксёнов Н.И. Исповедь пера: Сборник стихов разных лет. - Куртамыш, ГУП
«Куртамышская типография», 2008.
2. Балашенко Н.И. Времена. Избранные стихотворения. – Курган, 2009
3. Виноградов А.М. Апрель первозванный: Стихи.- Челябинск: Юж.-Урал.кн. изд-во, 1988
4. Виноградов А.М. Вешница: Стихи.- Челябинск: Юж.-Урал.кн. изд-во,1979
5. Виноградов А.М. Отроги. Стихи.- Челябинск: Юж.-Урал.кн. изд-во, 1984
6. Годин Н.А. Живопись. Графика.: Курган, 2006
7. Еранцев А. Избранное.- Курган: ООО ПК «Зауралье», 2007.
8. Иванчин Г.И. Живопись. Графика. Каталог.
9. Чернец Л.В., Семёнов Б.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих
терминов. –М.: Просвещение, 2002
10. Юровских В.И. Веснозапев: Рассказы о природе. – Челябинск: Юж. Урал. кн. изд-во,
1980
Приложения
(в электроном варианте – 47 страниц)
1. Тексты стихотворений Н.И.Балашенко «Листопад», «Лето», «Весна».
2. Портрет Виноградова А.М. . Краткая биография. Тексты стихотворений «Восьмистишия. Времена года».
3. Портрет Юровских В.И. Краткая биография.
4. Портрет Еранцева А.Н. Краткая биография. Лекция «Звезда А.Еранцева». Тексты стихотворений «Дождь», «Весна», «Озимки».
5. Портрет Аксёнова Н.И. Краткая биография. Тексты стихотворений «Лето», «Рыжая осень», «Пришла зима».
6. Портреты Г.А. Травникова. Годы и события. Статья В. Веселова «Очарованный странник». Репродукции картин.
7. Портрет Г.И. Иванчина. Краткая биография.
8. Н.А. Годин. Краткая информация.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.