Конспект урока по теме "Древнееврейское царство"
Оценка 4.9

Конспект урока по теме "Древнееврейское царство"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история
5 кл
27.07.2020
Конспект урока по теме "Древнееврейское царство"
Konspekt_-_Drevneevreyskoe_tsarstvo.doc

Древнееврейское царство

(Параграф 17, стр. 78, учебник Вигасина)

 

Библейские сказания о войнах евреев в Палестине

- После 40 лет странствий по пустыне, евреи пришли в Палестину.

- Много пастбищ, плодородная долина реки Иорадан.

- На там жил местные племена.

 

Осада Иерихона

            - Иерихон – крепость.

            - Осада долгая и безуспешная.

            - Евреи все разом закричали и затрубили в трубы.

            - Стены рухнули.

            - Город пал.

 

Небесное чудо

            - Битва шла целый день.

            - Близилась ночь.

            - Предводитель евреев воскликнул: «Остановитесь, луна и солнце».

            - Светила не двигались, пока израильтяне не одержали победу.

 

Борьба с филистимлянами.

- Филистимляне вторглись в Палестину.

- Началось борьба между ними и евреями.

 

Миф о Самсоне

- Могучий воин Самсон на стороне евреев.

- Полюбил Далилу (филистимлянку).

- Признался Далиле, что сила его в длинных волосах.

- Далила во сне отрезала их.

- Самсона схватили, ослепили и бросили в темницу.

- Через время привели Самсона на пир.

- У него уже отрасли волосы и вернулась сила.

- «Умри, душа моя, вместе с мучителями».

- Сломал столбы, на которых держалась крыша.

- Погиб Самсон вместе с врагами.

 

Предания о первых царях

- Объединились еврейские племена и выбрали царя – Саула.

- Стали одерживать евреи победы.

- Однажды вступили в битву Голиаф(фил.) и Давид (еврей).

- Голиаф – огромный великан.

- Давид – юный.

- Давид победил.

- Убил Голиафа камнем из пращи и отрубил голову.

- Филистимляне бежали.

- Давид стал военачальником.

- Когда Саул погиб, он стал царем.

- При нем в 10 в. До н.э. столицей стал Иерусалим.

 


Правление Соломона

 

 - Соломон – сын Давида.

- Прекратил войны.

- Развивалась торговля с Египтом и Финикией, Аравией.

- Соломон был мудрым.

 

Легенда  о суде Соломона

            - Пришли на суд царя 2 женщины.

            - Жили в одном доме и одновременно родили сыновей.

            - Одна утверждала, что у другой умер сын, и она поменяла детей.

            - Соломон сказал: «Вот меч рассеките ребенка и отдайте каждой из них половинку».

            - Одна согласилась, а вторая закричала: «Лучше отдайте его другой, только бы он был жив».

            - Соломон приказал отдать ребенка той, которая испугалась за ребенка».

 

Храм в Иерусалиме.

 

- При Соломоне возвели храм в Иерусалиме:

                        - стены из кедра,

                        - Полы из кипариса,
                        - Украшен изделиями из золота, серебра и бронзы.

                        - В центре – жертвенник – место для жертв богу Яхве.

                        - В глубине храма стоял ларец, в котором хранились скрижали.

                        - Храм стал главной святыней.

 

Итог: царство Соломона распалось после его смерти.

 


Слайд 1. Древнееврейское царство

 

Цель: сформировать целостное представление о причинах появления государственности у древних евреев и о вкладе в его укрепление и становление первых правителей.

 

Ход урока

 

        Новые понятия: Иерихон, храм Соломона.

Текущий контроль знаний и умений.

Задание 1 – работа с источником:

1.     Зачитайте библейские заповеди, выписанные в тетрадь, и охарактеризуйте их.

2.     Перескажите понравившийся вам миф (можно с использованием рисунков).

Задание 2 – терминологическая разминка (можно письменно или устно):

1.     Совокупность букв какого-либо языка (алфавит).

2.     Священная книга христиан (Библия).

3.     Рассказы, повествующие о богах, героях, демонах, духах (мифы).

4.     Правила, установленные в обществе, необходимые для выполнения (законы).

5.     Знаки древнеегипетской письменности (иероглифы).

 

План изучения нового материала

 

1.     Саул. Давид. Соломон.

2.     Иерусалим – столица царства.

3.     Храм бога Яхве.

 

1.     Изучение первого вопроса плана. Саул. Давид. Соломон.

 

Слайд 2. Работа с классом. Изложение нового материала следует начать с вопросов:

1)    Сколько Моисей водил евреев по пустыне?

2)    За что бог Яхве обещал привести их в благодатную землю?

3)    Как позже стала называться эта земля?

После того как получены ответы, учитель по настенной карте показывает Палестину и говорит о том, что земля эта в долине реки Иордан была плодородна и богата пастбищами. Таких земель здесь было мало, и поэтому за обладание этими землями приходилось вести изнурительные войны. Можно самостоятельно в параграфе попросить ребят прочесть об осаде крепости Иерихон. Необходимо отметить, что разрозненным еврейским племенам было трудно обороняться от многочисленных врагов, поэтому они решили объединиться и выбрать себе царя (желательно это зафиксировать в тетради как причину образования государства).

Процесс формирования государства завершился ок. 1000 г. до н. э. созданием Израильско-Иудейского царства. По преданию, первым царём был Саул. При его преемниках Давиде и Соломоне Израильско-Иудейское царство со столицей в Иерусалиме достигло своего расцвета.

 

Материал учебника

 

Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. После долгих странствий евреи пришли в обещанную Богом благодатную страну. Богата пастбищами и плодородна была широкая долина реки Иордан. Однако за обладание этими землями приходилось вести изнурительные войны с местным населением.

Слайд 3. Долго и безуспешно осаждали израильтяне крепость Иерихон. Но вот собрались они вместе, закричали все разом, затрубили в трубы. От этих звуков рухнули высокие стены Иерихона. В другой битве израильтяне совсем было одолевали врагов, но близилась ночь, а в темноте невозможно сражаться. И воскликнул предводитель их войска, обращаясь к небу: «Остановись, луна и солнце!» Застыли светила на месте и не двигались, пока израильтяне не одержали полную победу.

Слайд 4. В библейских сказаниях отразилась борьба израильтян с филистимлянами. Эти чужеземные племена стали их главными врагами. Они вторглись в Палестину по суше, приплыли на ладьях по морю. Филистимляне захватили побережье и боролись за обладание всей страной.

Слайд 5. По преданию, с филистимлянами сражался могучий Самсон. Однажды он увидел красавицу Далилу и полюбил её. Но не добром откликнулась Далила на его любовь. Правители филистимские подкупили её и просили выпытать у Самсона, в чём его великая сила. Самсон признался Далиле, что сила эта в длинных волосах. Когда он заснул, коварная женщина приказала остричь их. Обессилевшего Самсона схватили, ослепили и бросили в темницу. Враги ликовали.

Через некоторое время они устроили пир. Привели туда слепого, измученного Самсона и начали потешаться над ним. Но не заметили филистимляне, что вновь отросли чудесные волосы Самсона, а с ними вернулась и сила. Воскликнул Самсон: «Умри, душа моя, вместе с мучителями моими!» Ухватился он могучими руками за столбы, на которых держалась крыша, и обрушил на врагов огромный дом.

Так погиб Самсон, совершив свой последний подвиг.

Слайд 6. Предания о первых царях. Трудно было разрозненным племенам израильтян обороняться от многочисленных врагов. Решили они объединиться и выбрать себе царя. Первым правителем Древнееврейского царства стал Саул. Удачлив был царь Саул, его войско побеждало.

Слайд 7. А тем временем бродил по степи, перегоняя стадо овец, будущий царь израильтян, но пока что безвестный мальчик-пастушок Давид.

Слайд 8. Однажды пошли филистимляне войной против Саула. И вышел из их рядов огромный Голиаф – с медным шлемом на голове, с мечом, щитом и копьём. В поединок с великаном отважился вступить лишь один Давид. Он был ещё совсем юн и не казался силачом. Одет был Давид как простой пастух, а в руках он держал лишь посох и пращу. Увидев противника, Голиаф промолвил: «Что ты идёшь на меня с палкой? Разве я собака?» И ответил ему Давид: «Нет, не собака, но хуже собаки». Разъярился филистимский богатырь и поклялся сегодня же убить его и тело отдать на съедение диким зверям и птицам. Но не успел он исполнить свои обещания. Метким броском из пращи поразил его Давид камнем прямо в огромный лоб. Упал Голиаф на землю, а Давид выхватил у него меч и отрубил голову. В испуге бежало филистимское войско. Стал Давид царским военачальником.

Слайд 9. Войны с филистимлянами не прекратились. Во время одной из них Саул погиб. Царём был избран Давид. Удача сопутствовала ему в войнах с соседями. Столицей царства при Давиде, в 10-м веке до н. э., стал город Иерусалим.

Слайд 10. Правление Соломона. После Давида на престол вступил его сын Соломон. Богатством и мудростью славился этот царь. Утихли войны, мирными заботами были заняты его подданные.

В разные страны отправлялись купцы и корабельщики из царства Соломона. Колесницы для царского войска покупали в Египте, из Аравии пригоняли прекрасных коней. Из Финикии с гор Ливанских доставляли кедровое дерево для строительства дворца и храма.

Далеко распространилась слава о богатстве и мудрости Соломона. В Библии рассказывается, что сам фараон отдал ему в жёны свою дочь. А однажды из далёкой Южной Аравии, из страны Сава, прибыл ко дворцу Соломона караван верблюдов, навьюченных богатыми дарами. Это царица Савская решила увидеть своими глазами царя Соломона и убедиться в великолепии его дворца.

 

Слайд 11. Чему учили библейские мудрецы

 

Не выказывай пренебрежения к человеку в старости, ибо и мы стареем; не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы смертны.

Кто делает зло, на того обратится оно.

Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбен.

При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои разумен.

 

 

2.     Изучение второго вопроса плана. Иерусалим – столица царства.

 

Работа с учебником

 

Чтобы у ребят сложилось представление об Иерусалиме как столице царства, можно предложить для самостоятельного чтения раздел «Правление Соломона» в параграфе и выслушать их мнение, почему среди других городов он стал главным.

 

3.     Изучение третьего вопроса плана. Храм бога Яхве.

 

Работа с учебником: при объяснении этого вопроса открыть страницу с рисунком «Храм царя Соломона в Иерусалиме» и прочитать отрывок, посвящённый строительству храма и его предназначение. (Прочесть отрывок может и учитель.)

 

Материал учебника

 

Храм в Иерусалиме. Особенно красив был храм, возведённый при Соломоне. Стены храма были выложены из кедра, а полы – из дерева кипариса. Лучшие финикийские мастера изготавливали для храма украшения из золота, серебра и бронзы.

Храм возвели на холме. Посреди большого двора стоял жертвенник – место для жертв Богу Яхве. В глубине храма находилось небольшое помещение без окон, где во мраке стоял ларец. В ларце том хранились каменные скрижали с заповедями. Заходить сюда имел право лишь верховный жрец.

Иерусалимский храм стал единственным местом поклонения богу Яхве. Все, кто верил в бога Яхве и его завет – договор с еврейским народом, считали этот храм главной святыней. Царство же Соломона распалось вскоре после его смерти.

 

Легенда о суде Соломона

 

Однажды привели к Соломону двух женщин. Одна из них стала рассказывать: «О господин мой! Мы живём с этой женщиной в одном доме. У меня родился сын, а через три дня и у неё тоже, но её сын ночью умер, и она подменила детей – мёртвого положила ко мне, а себе взяла живого. Утром хотела я покормить ребёнка, а он мёртвый. И вижу я, что это не мой сын». А другая женщина говорила: «Нет, мой сын живой, а твой мёртвый!» И сказал царь Соломон: «Вот меч. Рассеките ребёнка и отдайте каждой из них половину». И одна из женщин сказала спокойно: «Пусть так и будет – ни мне, ни тебе». А другая закричала в страхе: «Нет! Лучше отдайте его другой, только был бы он жив». Выслушал их царь Соломон и произнёс: «Отдайте ребёнка той, которая испугалась, что он умрёт. Она – его мать». И все поняли, что ничто не укроется от мудрости царя.

 

4.     Слайд 12. Вопросы и задания самоконтроля.

 

1)    Найдите на карте Древнееврейское царство при Соломоне и его столицу. Определите местоположение царства.

2)    Что в библейских преданиях кажется вам сказочным? Откуда происходит выражение «труба иерихонская»?

3)    С какими странами и народами поддерживал отношения царь Соломон?

 

Слайд 13. Домашнее задание: читать и пересказывать §19; ответить на вопросы к нему.


Древнееврейское царство (Параграф 17, стр

Древнееврейское царство (Параграф 17, стр

Правление Соломона - Соломон – сын

Правление Соломона - Соломон – сын

Слайд 1. Древнееврейское царство

Слайд 1. Древнееврейское царство

Процесс формирования государства завершился ок

Процесс формирования государства завершился ок

Слайд 8. Однажды пошли филистимляне войной против

Слайд 8. Однажды пошли филистимляне войной против

Чтобы у ребят сложилось представление об

Чтобы у ребят сложилось представление об

Найдите на карте Древнееврейское царство при

Найдите на карте Древнееврейское царство при
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.07.2020