Древнейший Рим
Педагогические
|
Способствовать формированию представлений о местоположении и природных условиях Италии, образе жизни римлян; создать условия для ознакомления с устройством римского общества, управлением в древнейшем Риме; содействовать развитию умения работать с картой, текстом учебника |
Тип и вид урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-исследование |
Планируемые
|
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность |
Личностные
|
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Метапредметные
|
Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях |
Основное содержание темы, понятия и термины, персоналии |
Древнейший период. Местоположение и природа Апеннинского полуострова. Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этрусски. Легенды об основании Рима. Основание Рима (753 г. до н. э.). Положение патрициев и плебеев. Рим эпохи царей. Восстание римского народа против Тарквиния Гордого. Весталка, патриций, плебс, легенда, ликтор, сенат, Народное собрание, царь. Нумитор, Амулий, Рея Сильвия, Ромул, Рем, Тарквиний Гордый |
Образовательные ресурсы |
Карты: «Древний Рим», «Древнейшие государства», «Древнейшая Греция». Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. Схема «Управление в Древнем Риме царского периода» |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика |
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа с картой |
– Сегодня мы познакомимся с Древним Римом. Рим – один из древней- ших городов Европы. В наши дни Рим – столица государства Италия. В древности словом «Рим» назывались и город, и государство. Нередко древнее государство и его главный город назывались одинаково. Приведите примеры, подтверждающие эту мысль |
Называют и показывают на карте местоположение древнейших городов-государств: Афины, Спарта, Вавилон |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия; учатся работать по плану. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; воспроизводят по памяти информацию |
Беседа, работа с картой |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Местоположение и природа Апеннинского
|
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический,
проблемный. Рассказ, беседа, работа |
Обращает внимание на очертания Апеннинского полуострова. Знакомит с местоположением и природой Апеннинского полуострова. Предлагает сравнить природные условия Апеннинского и Балканского полуостровов (см. Приложение 1) - Рим возник на берегу р.Тибр в Италии. - Италия расположена на Апеннинском полуострове (карта на стр. 213). - Природные условия: - теплый климат, - много пастбищ, - плодородные земли, - дождей достаточно, - невысокие горы богаты камнем и металлами. - Населяло много народностей. РТ стр.48 №47.(У стр.214 п.1) |
Показывают на карте и описывают местоположение Апеннинского полуострова. Осуществляют сравнение природных условий Апеннинского и Балканского полуостровов |
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют сравнение, делают выводы. Коммуникативные:
слушают |
Беседа по вопросам, работа с картой |
Легенда о возникновении Рима |
Фронтальная. Словесный. Комментированное чтение, беседа |
Предлагает в ходе комментированного чтения познакомиться с легендой о возникновении Рима. Организует беседу по вопросам к п. 1 § 44 Легенда об основании Рима - По берегу Тибра жило племя латинов. - В одно городе правил царь Нумитор. - Злой и завистливый брат Амулий отнял власть у Нумитора. - Дочь царя Сильвию сделал весталкой – жрицей богини огня и домашнего очага. - Ей запрещалось выходить замуж и иметь детей. - Но Рея Сильвия родила 2-х мальчиков, сообщив, что их отец – бог войны Марс. - Амулий велел утопить их в Тибре. - Корзина с младенцами зацепилась за ветку дерева. - Их накормила молоком волчица. - Младенцев подобрал и вырастил пастух. - Их назвали Ромул и Рем. - Когда близнецы выросли и узнали тайну своего рождения, они решили отомстить. - Братья убили Амулия, вернули царскую власть Нумитору. - Решили построить новый город. - Во время строительства они поссорились, и Ромул убил Рема. - Новый город он назвал своим именем Рома, и стал в нем первым царем. |
Находят ответы на вопросы в тексте |
Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы |
Беседа по вопросам |
Город на семи холмах и его обитатели |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ, беседа, работа с иллюстрациями |
Рассказывает об основании Рима, условиях жизни и занятиях населения, опираясь на иллюстрации РТ стр.49 №48 (У стр.213) Город на семи холмах и его обитатели - 753 г. до н.э. – легендарная дата основания Рима. - В наше время археологи доказали, что Рим возник гораздо раньше. - На холмах возле Тибра было несколько поселений, которые постепенно объединились. - Римляне жили в круглых хижинах (стр. 207 рис.) - Подле хижины был сад и огород. - За пределами города были поля и пастбища. - Римляне выращивали ячмень, пшеницу, виноград, лет. - Разводили коров, свиней, коней, ослов. - Занимались ремеслами. - Жители Рима воевали с соседями. - Владения Рима росли. - В 6 в. до н.э. Рим превратился в многолюдный город, расположенный на 7 холмах. |
Характеризуют
условия жизни |
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Беседа по вопросам |
Устройство римского |
Групповая. Словесный, практический, проблемный. Работа с текстом, таблицей, беседа |
Предлагает, работая с текстом п. 3 § 44, заполнить таблицу (см. Приложение 2), составить рассказ по схеме (см. Приложение 3) Управление в древнейшем Риме - Потомки древнейших жителей Рима – патриции. - Во главе семьи – отец. - семьи объединялись в род. - Плебеи – переселенцы из других областей Италии. - Старейшины патрицианских родов заседали в совете – сенате. - Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоящему из мужчин- патрициев. - Собрание объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, который правил пожизненно. - По легенде Римом правили 7 царей. - Последний Тарквиний Гордый захватил власть, убив предшественника. - Тарквиний правил жестоко: казнил, лишал имущества, высылал из Рима. - Римляне восстали, прогнали Тарквиния. - Больше царей решили не выбирать. |
Заполняют таблицу, составляют рассказ по схеме |
Регулятивные:
учатся работать Коммуникативные: умеют работать в группе |
Таблица, рассказ по схеме |
IV. Закрепление знаний и способов действий |
Фронтальная. Словесный, наглядный, творческий, проблемный. Работа с картой, иллюстрацией, беседа, рассказ |
Организует работу с заданиями к § 44: «Поработайте с картой», «Опишите рисунок», «Подумайте» |
Находят на карте и называют племена Древней Италии, описывают область, в которой расположено Римское государство. Отвечают на вопросы |
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других |
Работа с картой, беседа по вопросам, рассказ |
V. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. § 44. Задания 47,48 в рабочей тетради, по контурной карте |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Задания в рабочей тетради, контурная карта |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
Сходство |
Различия |
1. Морское положение. 2. Обилие тепла |
1. Размеры территории. 2. Горы. 3. Реки. 4. Почвы. 5. Дожди |
Приложение 2
СВОБОДНОЕ НАСЕЛЕНИЕ РИМА
Вопросы для сравнения |
Патриции |
Плебеи |
Определение |
Потомки древних людей Рима |
Люди, переселившиеся в Рим из других мест |
Пользование общественной землей |
Пользовались общественной землей |
Не пользовались общественной землей |
Участие в управлении Римом |
Участвовали в управлении Римом |
Не участвовали в управлении Римом |
Приложение 3
УПРАВЛЕНИЕ В ДРЕВНЕМ РИМЕ ЦАРСКОГО ПЕРИОДА
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.