Финикийские мореплаватели
(Параграф 15, учебник Вигасина)
Города финикийцев
- Финикия располагалась на восточном побережье Средиземного моря.(стр. 72)
- Узкая полоса между морем и Ливанскими горами.
- Нет крупных рек и долин.
- Мало плодородных земель.
- Финикийцы сажали виноград и оливки (маслины).
- Вино и оливковое масло обменивали на пшеницу.
- Много кедра, которым торговали.
- Через Финикию проходили торговые пути из Дуречья.
- Финикийские города: Библ, Сидон, Тир – торговые центры.
- Финикийцы торговали с греками.
- Хорошо развиты ремесла.
- Изобрели прозрачное стекло из песка и меди.
- Из раковин улиток добывали пурпурную (красную) краску, которая не выгорала и не линяла.
Торговцы и морские разбойники
- Финикийцы путешествовали по странам и торговали с ними.
- Иногда грабили местное население и продавали в рабство.
Финикийские колонии
- Основывали колонии – поселения в чужих странах.
- В 9 в. До н.э. жители Тира основали в Северной Африке Карфаген, который станет центром крупного государства.
- Финикийцы плавали в Северную Европу, откуда привозили олово и янтарь.
Древнейший алфавит
- 3 тыс. лет назад придумали буквы (22)
- Гласных не было.
- Финикийский алфавит заимствовали греки, введя гласные буквы.
- От финикийского алфавита произошли все алфавиты в мире.
Слайд 1. Финикийские мореплаватели.
3. Развить речь, логическое мышление;
4. Формировать умения отбирать нужную информацию и кратко ее записывать;
5. Развить познавательный интерес у учащихся, представления о возможностях использования ИКТ в образовательном процессе.
План урока:
1. Краткое закрепление материалов предыдущего урока.
2. Изучение новой темы:
3. Подведение итогов.
4. Домашнее задание творческого характера.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания по теме «Царь Хаммурапи и его законы» - пересказ, ответ на вопросы в конце параграфа.
2. Изучение новой темы.
- Ребята, мы продолжаем наше путешествие по странам Древнего мира и сегодня мы отправляемся на восток Средиземноморья.
Финикийские мореплаватели.
o Беседа.
Вопросы:
1. Как мы можем узнать об истории той или иной страны?
(Ответы учеников: по письменным и вещественным историческим источникам)
Слайд 2: Исторические источники.
- Мы совсем недавно с вами побывали в Древнем Египте. Узнали очень много интересного об этой стране. А теперь представьте, что к нам пришло письмо от самого фараона Царь Верхнего и Нижнего Египта, Псаметиха II. Интересно, о чем он нам написал. Давайте прочтем письмо. Слайд 3.
- О чем нас просит фараон?
(Ответы учеников: узнать о Финикии: географическое положение, занятия ее свободных жителей, лучшие они мореплаватели или нет, куда они плавают, торгуют ли и чем)
- Сделайте предположение, почему Великий фараон Древнего Египта заинтересовался Финикией?
(Ответы учеников: имела особое значение)
- Ну, что? Поможем фараону? (Ответы учеников: да)
- Таким образом, мы должны будем с вами выяснить, а чем же прославилась Финикия. Почему мы сейчас с вами изучаем эту страну?
- Скажите, чем мы можем пользоваться, чтобы найти ответы?
(Ответы учеников: картой, учебником, рисунками, справочниками, предметами из раскопок, если бы они были, информацией учителя или одноклассников)
Ø Работа в подгруппах.
Учитель:
- Ребята, мы разделимся на две группы:
1группа – географическое положение; 2 группа – основные занятия финикийцев (работа с учебником, в сети интернет).
Слайд 4-5. - Чтобы узнать, где находится Финикия, мы должны обратиться к карте.
(Ответы учеников: Финикия находится на восточном побережье Средиземного моря; крупные города Финикии Библ, Сидон, Тир, Арват; финикийцы основывали свои колонии по берегам Средиземного моря; колония Карфаген; в то время был канал, который соединил Нил и Красное море)
- Опираясь на географическое положение Финикии предположите, чем могли заниматься ее жители?
(Ответы учеников: мореплавание, торговля, разбой)
- Давай те вместе заполним таблицу.
Слайд 6-7. Основные занятия финикийцев.
- Что вы узнали о занятиях финикийцев?
Слайд 8. Иллюстрации к заданию.
ЗАДАЧА: Представьте себе, что те предметы, которые я вам покажу, найдены при раскопках в Финикии. Какие выводы о занятиях финикийцев вы сделаете?
(Ответы учеников: Вазы из цветного стекла позволяют сделать вывод о развитии стекольного дела. Прозрачное стекло и вещи из него появились впервые на нашем уроке, значит, финикийцы первыми научились его изготавливать или привозили откуда-то издалека. Ткали ткани и даже окрашивали их в пурпурный цвет. Они были искусными ювелирами)
- Следовательно, Финикия дала что-то новое всему миру. Назовите что именно.
Слайд 9. Изобретения финикийцев.
(Ответы учеников: надежные корабли, прозрачное стекло, пурпурную краску)
3. Подведение итогов.
Слайд 10. Итоги урока.
Учитель в конце урока собирает работы детей.
4. Слайд 11. Домашнее задание творческого характера.
Ø Найти еще одно изобретение финикийцев, о котором на уроке не упоминалось.
(Параграф № 15)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.