Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей
Педагогические
|
Способствовать ознакомлению с важнейшим явлением в истории Греции – колонизацией VIII–VI вв. до н. э.; создать условия для определения причин колонизации, развития умений характеризовать основные направления колонизации, выделять факторы, определившие деятельность греков в каждом направлении, определять характер взаимоотношений эллинов с местными жителями, взаимное влияние этих контактов; раскрывать последствия Великой греческой колонизации; содействовать формированию навыков работы с картой, учебником |
Тип и вид урока |
Комплексное применение знаний, способов действий / исследовательская лабораторная работа |
Планируемые
|
Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность |
Личностные результаты |
Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
Метапредметные |
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Великая греческая колонизация. Причины колонизации. Основные направления колонизации. Установление отношений между колонией и Грецией. Взаимоотношения с местными жителями. Эллины и варвары. Значение Великой греческой колонизации. Колонизация, колония, пираты, мрамор, скифы, эллин, Эллада, гиматий, хитон, хламида |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Карты: «Древняя Греция», «Образование греческих колоний». Электронное приложение к учебнику. Рабочая тетрадь № 2 |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика |
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Актуализация знаний |
Парная. Словесный, игровой. Работа |
Организует игру «Крестики-нолики». Объясняет правила: перед каждым ходом один игрок другому задает вопрос по хронологии. Если ответ верный, отвечающий ставит свой знак, если неверный, пропускает ход Составить вопросы для игры. |
Называют даты исторических событий, применяют исторические знания в нестандартной ситуации |
Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные: умеют работать в паре; умеют задавать вопросы |
Игра с хронологией |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
– Сократ шутливо говорил, что греки расселись вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Что имел в виду афинский мыслитель? Сегодня мы это и узнаем |
Слушают учителя, задумываются над высказыванием Сократа |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем |
|
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Образование колоний на берегах Средиземного |
Групповая. Словесный, практический, исследовательский. Работа с текстом, картой, контурной картой, тезисы, беседа |
Формулирует задания для работы с текстом § 32 (п. 1, 2). – Почему греки покидали родину? – Найдите на карте греческие колонии, назовите их, опишите местоположение. Организует работу с контурной картой (РТ стр.20 №26) в рабочей тетради. – Составьте краткую характеристику территорий, на которых греки основывали свои колонии - В 8-6 вв. до н.э. греки основывали поселения по берегам Средиземного и Черного морей. - Колонии стали независимыми государствами. Почему греки покидали родину: - Население росло, хлеба не хватало (Почему?) - Уезжали должники. - Угроза голода. - Во многих полисах шла борьба между демосом и знатью. Вожаки проигравших, боясь мести, покидали город. - Город помогал уезжавшим (корабль, запас пищи, охрана от пиратов). Почему город шел на эти меры? - Купцы, оставшиеся в городе, надеялись выгодно торговать с колониями. В каких местах греки основывали колонии? - Определить по карте, стр. 151. - Селились близь моря. - Рядом с источником пресной воды. - На плодородных землях. - Почему именно в этих местах селились? - Выращивали хлеб и виноград. - Греция торговали с колониями: - из Греции: вино, оливковое масло, изделия ремесла. - Их колоний: пшеница, рабы, шкуры животных, мед. |
Находят в тексте причины, по которым греки покидали родину, записывают в виде тезисов. Находят на карте греческие колонии, описывают местоположение, отмечают колонии на контурной карте. Составляют характеристику территорий |
Регулятивные:
составляют план Познавательные:
используют знаково-символические
средства, осуществляют поиск и выделение Коммуникативные: умеют работать в группе |
Контурная
карта, тезисы, беседа |
Взаимоотношения эллинов с местными жителями |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Работа с текстом, беседа |
Организует чтение с отсановками п. 3 § 32. – Определите характер взаимоотношений эллинов с местными жителями, взаимное влияние этих контактов. – Самым знаменитым царем скифов был царь Скил. Почему скифские племена восстали против Скила и убили своего царя?
Методика работы с текстом «Чтение с остановками». Чтение текста с остановками, во время которых будут задаваться вопросы: одни на понимание текста, другие на прогнозирование последующего отрывка. Материал для чтения – текст учебника. Цель методики – улучшить качество чтения и понимание текста. |
Характеризуют взаимоотношения эллинов с местными жителями, взаимное влияние этих контактов. Устанавливают причины восстания скифских племен против Скила |
Познавательные: овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные:
допускают |
Беседа по вопросам |
V. Закрепление знаний |
Коллективная. Словесный, проблемный. Беседа, работа с картой |
Предлагает ответить на вопрос,
поставленный в начале урока, показать |
Объясняют смысл высказывания Сократа. Называют последствия Великой греческой колонизации |
Познавательные: осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других |
Беседа
по вопросам, работа |
VI. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. Найти в Интернете информацию о современных Олимпийских играх. Задания 25, 28 в рабочей тетради |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |
Сообщения, задания |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.