Конспект урока по теме "Какие бывают вещества"
Оценка 4.7

Конспект урока по теме "Какие бывают вещества"

Оценка 4.7
docx
11.04.2022
Конспект урока по теме "Какие бывают вещества"
Окружающий мир 2 класс Я.Н.Дмитриева, А.Н.Казаков
конспект урока..docx

Тип урока: Урок изучения нового материала

 

Тема: Какие бывают вещества. С.47-49 учебник, с. 27 в рабочей тетради

 

Цель:Создание условий для формирования понятий «твёрдые, жидкие и газообразные тела».

 

Задачи:

Предметные:

1) формирование понятий «твёрдые, жидкие и газообразные тела».

2) знакомство со свойствами тел.

3)первичное формирование понятия «молекула».

 

Метапредметные:

Познавательные:

1) формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста, таблиц;

2)формирование умения представлять информацию в виде схемы;

3) формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;

4) формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

5)формирование умения устанавливать аналогии;

6) формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.

 

Коммуникативные УУД:

1)формирование умения слушать и понимать других;

2)формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

4)формирование умения совместно договариваться о правилах общения и поведения.

 

Личностные УУД:

1) формирование умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

2) формированиемотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3)формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

Регулятивные УУД:

1) формирование умения определять цель деятельности на уроке;

2) формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4)формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Оборудование. Интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, ёмкости с жидкостью и бруском, пустая ёмкость, салфетки, целлофановые пакеты, шприцы, технологические карты, толковый словарь.

 

Этапы урока

Ход урока

1.Организация класса на работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Актуализация знания

 

 

 

3. Постановка проблемного вопроса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Исследовательская работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Итог урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Оценка и самооценка

 

 

 

- Ребята, я очень рада вас видеть. Сегодня у нас будет очень интересный урок. Я желаю вам хорошо потрудится, узнать как можно больше нового и просто хорошо провести время.

 

-Теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов на уроке.

-Вижу, вы к уроку готовы. Тихо садитесь.

 

-Сегодня мы с вами находимся в нашей маленькой лаборатории, которую создали сами в нашем классе. СЛАЙД 1

 

-А что такое лаборатория? (ответы детей)

-Давайте откроем словарь, и прочтём, что же такой «лаборатория»? (хорошо читающий ребёнок читает: ЛАБОРАТОРИЯ- Учреждение, отдел, где проводятся научный и технические опыты, экспериментальные исследования)СЛАЙД  2

 

-Посмотрите на ваши столы,  что находится в вашей лаборатории? (на столах у детей сосуды с бруском, водой, пустой сосуд, технологические карты, ёмкость с водой, целлофановый пакетик, салфетки, шприцы,  ручки, рабочие тетради, учебники)

 

-Мы будем лаборантами. А кто такие лаборанты?(ответы детей)

- Чем занимаются лаборанты? (что-то исследуют)

-Посмотрите в стаканы, которые у вас на столах. Как вы думаете, что мы будем исследовать?(жидкость, твёрдый предмет)

- А можно ли исследовать пустой стакан, или пустой пакетик? Хотите узнать?

 

-Кто может сказать, чем бы будем заниматься на уроке? (проводить опыты с жидкостью, твердым предметом)

 

- Но чтобы начать проводить различные опыты, давайте вспомним правила поведения в лаборатории, в том месте, где проводят опыты. (дети читаю правила)СЛАЙД 3

 

- Эти правила у нас вынесены и на доску, чтобы вы могли при необходимости их вспомнить.

-Ребята,а работать мы будем самостоятельно или в группах?(в группах)

-Как по другому назвать группу?(коллектив, команда)

-У каждой команды/коллектива есть свой девиз. Посмотрите на доску, и прочитайте наш девиз на этом уроке. СЛАЙД 4

 

Говори что думаешь, и думай что говоришь!

 

- Как вы его понимаете?(ответы детей)

 

- Готовы начать работу?(да)

 

- Перед тем, как мы отправимся в нашу лабораторию, нам необходимо вспомнить, что мы уже узнали на уроках окружающего мира? Какие качества нам в этом помогли? Посмотрите на доску и скажите, какие качества мы ещё не назвали? Для чего они нам нужны? (ответы детей)СЛАЙД 5

 

 

(на столе у учеников 3 сосуда. 1- с водой, 2- с бруском, 3- пустой (с воздухом)

-У вас на столах по три стакана.

-Что в первом стакане? (вода).

-Что во 2 стакане? (деревянный брусок).

-Что в третьем стакане? (ответы детей)

 

-Возьмите пакеты и зажмите их рукой у горлышка. Что вы видите? (пакет надулся).

-Что в пакете? (выполняю задание вместе с детьми)

 

- Кто из вас уже догадался, что находится в 3 стакане? (воздух)

-Хотите проверить, что там что-то есть?

 

-Для начала возьмите пустой стакан, положите на дно салфетку, на салфетку брусок, на брусок ещё одну салфетку,закройте дно ладошкой, и переверните стакан. Соприкоснулись ли салфетки? Почему? (нет, брусок между ними мешает)

 

- Теперь проделаем еще один опыт.

(опыт проделывает ребенок (каждый в своей группе): берёт чашу с водой, салфетку, стакан.)

 

-Как вы думаете, намокнет ли салфетка, прикрепленная ко дну стакана, если стакан опустить в воду к верху дном? (ответы детей)

(Опускают.)

-Почему салфетка осталась сухой? Что помешало воде соприкоснуться с салфеткой? Что мешает? (воздух не дал намочить салфетку)

 

 

-А воздух находится только в стакане? А в нашей лаборатории есть воздух?(да)

- Что еще есть в нашем классе?(ответы детей)

- Нас окружают различные предметы, по другому их называют тела.

-Давайте прочитаем в словаре, что такое ТЕЛО?( хорошо читающий ученик читает. ТЕЛО-объект, ограниченный в пространстве и имеющий форму, состоит из веществ.) СЛАЙД 6

 

– Чем заполнен наш класс?

-Значит, можем мы воздух назвать телом? (да)

-Чем ещё заполнены ваши стаканы?(водой и бруском)

-Как мы можем назвать воду и брусок? (телом)

-Какие еще бывают тела? (ответы детей)

-Как вы думаете, все тела одинаковые? Чем они отличаются?

(дети перечисляют признаки предметов :размер, форму, цвет, материал).

 

- Чем отличаются тела в ваших стаканчиках?

(приходят к выводу, что вода жидкая, брусок – твердый, воздух – при помощи учителя, это газ.)

 

-Оказывается, все предметы можно еще разделить на три большие группы. Какие, кто догадался?(твёрдые, жидкие, газообразные вещества)

 

- Кто сможет назвать тему урока? (дети формулируют тему урока) СЛАЙД  7

 

- На какие вопросы после этого урока мы сможем ответить? ( дети формулируют план урока)

 

-Действительно, сегодня мы с вами познакомимся с неживыми физическими телами, которые отличаются своими состояниями, бывают твердыми, жидкими и газообразными. Узнаем, какой предмет к какому телу относится. Ну и, конечно, если мы в лаборатории, то проделаем ряд опытов, которые покажут нам, чем же особенны эти тела.

Итак, мы сказали, что вещества могут быть в жидком, твердом и газообразном состоянии. А где мы можем проверить наши выводы? (в учебнике) Откройте учебник на странице 48, найдите текст, выделенный жирным шрифтом, прочитайте.

 

-Как мы уже сказали ,все предметы можно разделить на 3 группы. СЛАЙД 8

Твердое

Жидкое

Газообразное

Брусок

Вода

Воздух

Гвоздь

Молоко

Кислород

Стекло

Сок

Глина

Масло

Стакан

 Кепка

 

-откройте ваши тетради на стр. 10, найдите задание 24. Перед вами таблица. Давайте постараемся её заполнить.(дети по очереди выходят к доске и ставят слова в нужную колонку.)

 

-Почему именно так заполнили таблицу? (так как это разные тела)

 

- Хотите выяснить, чем же отличаются тела, которые находятся в различных состояниях: твердом, жидком и газообразном? (да)

 

-Для этого нам надо немного отдохнуть,ведь впереди у нас большая исследовательская работа, которую мы будем записывать в технологическую карту.

 

Физминутка

 

 

1свойство (опыт):

Разделить все тела на 2 группы: сохраняющие форму и не сохраняющие форму.

Ученики переливает воду из одного сосуда в другой.

- Какую форму приобретает жидкость при переливании из одного сосуда в другой? (жидкость сохраняет форму сосуда)

- Переложите брусок из одного стакана в другой. Изменил ли он форму? (нет, это твердое тело)

Какой вывод можно сделать? (Твердые тела сохраняют свою форму, а жидкости сохраняют форму сосуда.) СЛАЙД 9

 

2 свойство (опыт):

-Пробуем сжать брусок  (не сжимается).

Учитель при помощи шприца пробует сжать воду ( не сжимается),

Ученики при помощи шприца пробуют сжать газ (сжимается.)

-Какой вывод можно сделать? (Твердые тела и жидкости не сжимаются, а газ – сжимается) СЛАЙД 10

 

 3 свойство:

- Мы говорили о твердых телах, жидкостях. А еще о каких телах нам нужно поговорить? (о газах)

 

- Сейчас закроете глаза, и приготовьте свои носики.(Пока у детей закрыты глаза, я разбрызгиваю духи.)

 

- Открывайте глаза. Что изменилось в нашей лаборатории? Может вы что-то почувствовали? А на задних партах?(запах духов)

- Почему, ведь я разбрызгивала у доски?

-Какой вывод можно сделать?( Газы занимают  всё помещение, где они находятся.)СЛАЙД 10

 

- Ребята, почему же все так происходит? Почему твердые тела не могут течь, жидкие не могут сохранять определенную форму, а газы занимают весь объем помещения?(ответы детей)

 

 

- Оказывается, все тела состоят из очень маленьких частиц, которые называются молекулы. Они похожи на очень маленькие шарики. СЛАЙД 11

 

-Но в каждом теле молекулы располагаются по-разному. Например, в твердом теле каждая молекула очень близко соединена с другой, и это не позволяет ему растекаться. В жидкостях молекулы не так крепко соединены и дают возможность перемещаться из одного положения в другое. А в газах, молекулы и вовсе не соединены друг с другом, поэтому легко разлетаются в разные стороны. СЛАЙД 12

 

- У каждого из вас есть смайлик. Представьте,что это молекулы. Покажите,как располагаются молекулы в твердом теле, жидком,газообразном.(дети работают в группах)

 

– Какое знакомое вам вещество может находиться во всех трех состояниях? (вода)

- А вот какие превращения происходят с водой, мы узнаем на следующем уроке.

 

-А сейчас выполним самостоятельно упражнения в рабочей тетради стр. 10 задание 26.

-Обменяйтесь тетрадями, и проверьте правильность выполнения работы. (если дети в разное время закончат, можно дать индивидуальные карточки)

 

-Давайте послушаем наших лаборантов.

 

1группа - Какими свойствами обладают твердые тела?

 

2 группа - Какими свойствами обладают газообразные тела?

 

3 группа - Какими свойствами обладают жидкие тела?

 

-Ответили мы на вопросы, которые ставили перед собой?

- Что на уроке для вас было самым интересным?

 

-Какими качествами мы воспользовались?

 

 

- Сегодня занимались все на отлично, особенно хочется отметить…, вашей работой я довольна, больше хочется активности от…, а теперь оцените себя сами.

- На кружочках (молекулах) нарисуйте ротики.

 Мне все понравилось. Я хорошо поработал на уроке.

Урок, как урок. Я не сильно старался.

Урок не понравился. Я ничего не понял.

 

 

 

 


 

Тип урока: Урок изучения нового материала

Тип урока: Урок изучения нового материала

Регулятивные УУД: 1 ) формирование умения определять цель деятельности на уроке; 2 ) формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 3)…

Регулятивные УУД: 1 ) формирование умения определять цель деятельности на уроке; 2 ) формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 3)…

Актуализация знания 3

Актуализация знания 3

Изучение нового материала 5

Изучение нового материала 5

Исследовательская работа 5

Исследовательская работа 5

Исследовательская работа 5

Исследовательская работа 5

Первичное закрепление 6

Первичное закрепление 6

Оценка и самооценка -

Оценка и самооценка -

Конспект урока по теме "Какие бывают вещества"

Конспект урока по теме "Какие бывают вещества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2022