Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Александрийская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок истории в 5 «б» классе
по теме:
«Микены и Троя»
Провела учитель истории и обществознания
МКОУ «Александрийской СОШ»
Луговская Галина Васильевна
с. Александрийская
Цели: познакомить учащихся с древнегреческими мифами, посвящёнными событиям Троянской войны; подвести ребят к пониманию того, что мифы являются важнейшим источником по истории Греции и необходимы для понимания истории и мировой культуры.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Греки и критяне».
Учитель:Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в Древнюю Грецию. Но, прежде чем отправиться в путешествие, нам необходимо подготовиться.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнем урок друзья.
- Всем желаю хорошего настроения и продуктивной работы на уроке. Итак, первое задание:
Перед вами карта Древней Греции. Обратите внимание, некоторые точки на ней закрыты, нам необходимо восстановить карту.
Греция расположена в Европе, в южной части ----------- полуострова.
Молодцы, идем дальше.
На морях, омывающих Грецию, много островов, самый большой из них ---.
Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали независимые города:----------.
Цари Крита стали властвовать на -------- море.
Критское царство погибло в 15 веке до н.э. в результате -------------.
Учитель: Задание второе: На прошлом уроке мы с Вами отправились в путешествие по Древней Греции. Для того, чтобы вспомнить основные факты ее истории, почерпнутые нами прежде, давайте сыграем в игру «Крестики-нолики».
Условия игры: учителем зачитываются поочередно утверждения по пройденной теме. Задача: определить - верно это утверждение или нет. Если верно, в соответствующую клеточку ставится 0 (нуль), если неверно – X (крестик).
По окончании игры определяется победа крестиков или ноликов, проверяется правильность выполнения учащимися задания.
Учащимся раздаются
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 1 |
0 2 |
Х 3 |
0 4 |
Х 5 |
0 6 |
Х 7 |
0 8 |
Х 9 |
Вопросы для игры:
1. Греция омывается Ионическим и Эгейским морями
2. Сказания, объясняющие исторические события и явления природы действиями богов, называются мифы
3. Балканскими горами Греция делится на Северную, Среднюю, Южную и Горную
4. В греческих мифах чудовище с телом человека и головой льва звали Минотавр
5. Героя, победившего чудовище с телом человека и головой быка, звали Персей
6. Лабиринт для чудовища с телом человека и головой быка создал Дедал
7. Греция расположена на юге Пиренейского полуострова
8. Города-государства Греции платили дань критскому царю
9. Критское царство погибло в XV в. До н.э. в результате нападения захватчиков
Учитель: Молодцы! Продолжим наш урок. Откуда ученые узнают об истории Др.Греции? (мифы, раскопки)
Задание « Дайте понятия»
• Царь Крита ( Минос)
• Чудовище, жившее в лабиринте (Минотавр)
• Царь Афин (Эгей)
• Знаменитый афинский мастер, живший на о. Крит (Дедал)
• Большое здание со множеством запутанных ходов и помещений (лабиринт)
• Дочь критского царя (Ариадна)
• Сын мастера, утонувший в море (Икар)
• Сын царя Афин (Тесей)
Путешествие по истории Древней Греции мы продолжим с изучения крупнейших городов того времени.
.- Чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, посмотрите на слайд. И прочитайте слова из выделенных букв. Так как же мы сформулируем тему нашего урока.Из выделенных букв указанных городов составьте тему урока.
• Милет Библ Тир
• Мемфис Карфаген
• Дамаск Сидон
• Иерусалим Ниневия
• Александрия
• Фивы
-Микены и Троя. ( запись в тетради)
Молодцы!
Ребята, как вы думаете, что нам предстоит узнать сегодня на уроке?
(дети озвучивают цели урока)
Вы все правильно сказали. Давайте оформим цели нашего урока в виде остановок в нашем путешествии.
1. Микены.
2. Миф о Троянской войне.
3. Троянская война.
Итак, отправляемся в плавание.
Первые города в Греции появились уже в III тыс. до н. э. Самым богатым и могущественным был город Микены, который расположен в Южной Греции. Вход в крепость проходил через Львиные ворота. От ворот сохранился входной проем. Он сложен из двух поставленных вертикально камней, а сверху положена горизонтальная плита. Над ней строители поставили треугольник из известняка, в котором высечены два льва. Они стоят на задних лапах, а передними опираются на основание колонны. Будто грозные сторожа смотрят на всех входящих в крепость.
Как же жили люди этого города?
Слайды:
1. внутри крепости находился царский дворец, а рядом с ним дома родственников и приближенных микенского царя.
2. Рядом с Л.в. археологи раскопали царские могилы
Прочитайте информацию, предложенную в них. (ученик читает)
При раскопках Микен археологи обнаружили акрополь, на котором находился царский дворец, дома знати, некоторые гробницы с золотыми масками погребенных, а также сотни глиняных табличек с надписями – списками рабынь, ремесленников-плотников, кожевников, горшечников, золотых дел мастеров. Кроме того, были найдены панцири и шлемы с рогами.
- Какие выводы о жизни жителей древних Микен можно сделать из этих данных?
Ответы:
а) У древних микенцев существовало неравенство, так как в захоронениях есть золотые вещи, а также на глиняных есть списки рабынь.
б) По перечисленным ремесленным специальностям можно судить о видах ремесел.
в) Наличие панцирей и шлемов позволяет судить об участии жителей в военных походах.
Во время остановки был найден глиняный сосуд, в котором находился интересный документ. Я обращаю ваше внимание на карточки зеленого цвета. Давайте познакомимся с этим документом. (дети читают)
Исторический документ.
Надписи из архива Пилосского дворца
а) Списки рабынь и их детей.
Молольщиц (женщин) 7, девочек 10, мальчиков 5.
Чинильщиц (женщин) 12, девочек 16, мальчиков 8.
Прядильщиц (женщин)37, девочек 26, мальчиков 4
Банщиц (женщин) 38, девочек…
Подсобных работниц (женщин) 4…
Служанок (женщин) 32, девочек 26…
Швей (женщин) 38, девочек 20…
б) Списки сыновей работниц.
В Левитре (название местности).
Сыновей чистильщиц (мужчин) 2, мальчиков 1.
В Пилосе
Сыновей швей (мужчин) 2.
Сыновей банщиц (мужчин) 22, мальчиков 11.
В Евдевере (название местности)
Сыновей белошвеек (мужчин) 4.
- Давайте обсудим этот документ.
Беседа по вопросам к документу.
- Почему в списках указаны только женщины-рабыни и их дети?
- О чем свидетельствует отдельный список сыновей работниц?
- О чем свидетельствует отдельный список сыновей работниц?
( ответ: В плен брались в это время обычно женщины и их дети. Это особый характер рабства, когда рабов-мужчин, взятых в плен, боялись и предпочитали домашних рабов, выросших в неволе.
Кроме того, по перечисленным названиям занятий можно судить о том, где применялся труд подневольных рабов.
Второй список свидетельствует о том, в какой местности было больше сыновей рабынь.)
Учитель: Итак, все, что обнаружили археологи при раскопках Микен, имело особые черты, даже рабство, поэтому по названию города этот период назвали микенским. Он продолжался 15-12 в.в. до н.э.
В этот период греки уже заселили Крит и другие острова Эгейского моря. Они стремились укрепиться и на его восточных берегах. В борьбе за побережье Малой Азии сильным соперником греков было Троянское царство.
Итак, нам пора отправляться в путь. Нас ждет остановка – миф о Троянской войне.
Пока мы в пути, предлагаю немного отдохнуть.
Физ. Минутка. (танец Сиртаки)
Ребята, мы подошли к следующей остановке миф о Троянской войне.
Давайте послушаем этот миф. (называю имя ученика), пожалуйста.
Сообщение учащегося.
- Какая причина начала Троянской войны указана в мифе? (Бегство Елены Прекрасной (жены царя Спарты) с троянским царевичем Парисом)
- Как вы думаетк, что могло быть действительной причиной этой войны? ( Стремление греков укрепиться на территории полуострова малая Азия, расширить свои владения)
А чтобы выяснить другую причину, давайте поработаем дальше.
Наша следующая остановка - Троянская война.
Откройте учебники на странице 122. Познакомьтесь с разделом параграфа. (дети читают)
Работа с классом.
- Почему война между греками и троянцами получила название Троянской войны?
- Назовите дату начала Троянской войны.
- Каковы, на ваш взгляд, были причины войны?
(желание греков захватить большой и богатый город Трою, укрепиться на территории полуострова Малая Азия, расширить свои владения)
- Каковы итоги Троянской войны?
Итог записывают в тетрадь.
1) победа греков в войне;
2) разграбление и гибель Трои.
Греки разрушили город и сожгли его. Но воспользоваться победой им не удалось. С севера в Грецию вторглись воинствующие племена. Длинноволосые в звериных шкурах они опустошили юг страны, разрушили Микены и др. города. Произошел упадок культуры. Греки на некоторое время забыли грамотность.
- Какой еще итог войны мы должны выделить?
3) Произошел упадок хозяйства, была забыта письменность.
Учитель: Молодцы!. Время возвращаться домой. Давайте убедимся в том насколько вы усвоили тему урока.
Небольшой тест.
1. Могущественный древнейший греческий город Микены расположен на скалистом холме:
а) Северной Греции; в) Средней Греции;
б) острова Крит; г) Южной Греции
2. Осада греками Трои закончилась тем, что:
а) троянцы разбили войско греков;
б) греки разрушили и сожгли Трою;
в) греки заключили перемирие с троянцами;
г) троянцы запросили мира у греков.
3. Три греческие богини обратились за разрешением спора о золотом яблоке с надписью «Прекраснейшей» к:
а) Тесею;
б) Миносу;
в) Парису;
г) Эгею.
4. Причиной Троянской войны было стремление греков:
а) укрепиться по берегам Черного моря;
б) завоевать побережье Малой Азии;
в) господствовать на Средиземном море;
г) получить яблоко раздора богини ссор Эриды.
5. Город Троя расположен:
а) в южной части Балканского полуострова;
б) на острове Крит;
в) в западной части полуострова Малая Азия;
г) в северной части Балканского полуострова.
Рефлексия
Наше путешествие подошло к концу. Определите для себя, как прошел урок.
• V – знакомая информация;
• + - новая информация;
• ! – я думал(а) иначе;
• ? – эта информация меня заинтересовала (удивила), хочу узнать больше.
Домашнее задание п.25 вопросы на стр.124
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.