Конспект урока по теме "Микены и Троя"
Оценка 4.9

Конспект урока по теме "Микены и Троя"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
07.11.2023
Конспект урока по теме "Микены и Троя"
микены и троя.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                 «Александрийская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

Открытый урок истории в  5 «б» классе

                            по теме:

«Микены и Троя»

 

 

 

 

 

 

                                                       Провела учитель истории и обществознания

                                                      МКОУ «Александрийской СОШ»

Луговская Галина Васильевна

 

 

 

                            с. Александрийская 

Цели: познакомить учащихся с древнегреческими мифами, посвящёнными событиям Троянской войны; подвести ребят к пониманию того, что мифы являются важнейшим источником по истории Греции и необходимы для понимания истории и мировой культуры.

     Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Греки и критяне».

Учитель:Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в Древнюю Грецию. Но, прежде чем отправиться в путешествие, нам необходимо подготовиться.

 Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

 Вижу класс наш хоть куда.

 Мы начнем урок друзья.

- Всем желаю хорошего настроения и продуктивной работы на уроке. Итак, первое задание:

Перед вами карта Древней Греции. Обратите внимание, некоторые точки на ней закрыты, нам необходимо восстановить карту.

Греция расположена в Европе, в южной части ----------- полуострова.

Молодцы, идем дальше.

На морях, омывающих Грецию, много островов, самый большой из них ---.

Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали независимые города:----------.

Цари Крита стали властвовать на -------- море.

Критское царство погибло в 15 веке до н.э. в результате -------------.

Учитель: Задание второе: На прошлом уроке мы с Вами отправились в путешествие по Древней Греции. Для того, чтобы вспомнить основные факты ее истории, почерпнутые нами прежде, давайте сыграем в  игру «Крестики-нолики».

Условия игры: учителем зачитываются поочередно утверждения по пройденной теме. Задача: определить - верно это утверждение или нет. Если верно, в соответствующую клеточку ставится 0 (нуль), если неверно – X (крестик).

По окончании игры  определяется победа крестиков или ноликов, проверяется правильность выполнения учащимися задания.

Учащимся раздаются

 

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

0                  

1

0

2

Х

3

0

4

Х

5

0

6

Х

7

0

8

Х

9

 

Вопросы для игры:

1.     Греция омывается Ионическим и Эгейским морями

2.     Сказания, объясняющие исторические события и явления природы действиями богов, называются мифы

3.     Балканскими горами Греция делится на Северную, Среднюю, Южную и Горную

4.      В греческих мифах чудовище с телом человека и головой льва звали Минотавр

5.     Героя, победившего чудовище с телом человека и головой быка, звали Персей

6.     Лабиринт для чудовища с телом человека и головой быка создал Дедал

7.     Греция расположена на юге Пиренейского полуострова

8.     Города-государства Греции платили дань критскому царю

9.     Критское царство погибло в XV в. До н.э. в результате нападения захватчиков

Учитель: Молодцы!  Продолжим наш урок. Откуда ученые узнают об истории Др.Греции? (мифы, раскопки)

Задание « Дайте понятия»

         Царь Крита ( Минос)

         Чудовище, жившее в лабиринте (Минотавр)

         Царь Афин (Эгей)

         Знаменитый афинский мастер, живший на о. Крит (Дедал)

         Большое здание со множеством запутанных ходов и помещений (лабиринт)

         Дочь критского царя (Ариадна)

         Сын мастера, утонувший в море (Икар)

         Сын царя Афин (Тесей)

Путешествие по  истории Древней Греции мы продолжим  с изучения крупнейших городов того времени.

.- Чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, посмотрите на слайд. И прочитайте слова из выделенных букв. Так как же мы сформулируем тему нашего урока.Из выделенных букв указанных городов составьте тему урока.

         Милет     Библ            Тир

         Мемфис                      Карфаген

         Дамаск                       Сидон

         Иерусалим                  Ниневия

         Александрия

         Фивы

-Микены и Троя. ( запись в тетради)

Молодцы!

Ребята, как вы думаете, что нам предстоит узнать сегодня на уроке?

(дети озвучивают цели урока)

Вы все правильно сказали. Давайте оформим цели нашего урока в виде остановок в нашем путешествии.

1.     Микены.

2.     Миф о Троянской войне.

3.     Троянская война.

 

    Итак, отправляемся в плавание.

Первые города в Греции появились уже в III тыс. до н. э. Самым богатым и могущественным был город Микены, который расположен в Южной Греции. Вход в крепость проходил через Львиные ворота. От ворот сохранился входной проем. Он сложен из двух поставленных вертикально камней, а сверху положена горизонтальная плита. Над ней строители поставили треугольник из известняка, в котором высечены два льва. Они стоят на задних лапах, а передними опираются на основание колонны. Будто грозные сторожа смотрят на всех входящих в крепость. 

Как же жили люди этого города? 

Слайды:

1.     внутри крепости находился царский дворец, а рядом с ним дома родственников и приближенных микенского царя.

2.     Рядом с Л.в. археологи  раскопали царские могилы

Прочитайте информацию, предложенную в них. (ученик читает)

При раскопках Микен археологи обнаружили акрополь, на котором находился царский дворец, дома знати, некоторые гробницы с золотыми масками погребенных, а также сотни глиняных табличек с надписями – списками рабынь, ремесленников-плотников, кожевников, горшечников, золотых дел мастеров. Кроме того, были найдены панцири и шлемы с рогами.

     - Какие выводы о жизни жителей древних Микен можно сделать из этих данных?

     Ответы:

  а) У древних микенцев существовало неравенство, так как в захоронениях есть золотые вещи, а также на глиняных есть списки рабынь.

  б) По перечисленным ремесленным специальностям можно судить о видах ремесел.

  в) Наличие панцирей и шлемов позволяет судить об участии жителей в военных походах.

 

Во время остановки был найден глиняный сосуд, в котором находился интересный документ. Я обращаю ваше внимание на карточки зеленого цвета. Давайте познакомимся с этим документом. (дети читают)

Исторический документ.

Надписи из архива Пилосского дворца

а) Списки рабынь и их детей.

Молольщиц (женщин) 7, девочек 10, мальчиков 5.

Чинильщиц (женщин) 12, девочек 16, мальчиков 8.

Прядильщиц (женщин)37,  девочек 26, мальчиков 4

Банщиц (женщин) 38, девочек…

Подсобных работниц (женщин) 4…

Служанок (женщин) 32, девочек 26…

Швей (женщин) 38, девочек 20…

 

 б) Списки сыновей работниц.

В Левитре (название местности).

Сыновей чистильщиц (мужчин) 2, мальчиков 1.

В Пилосе

 Сыновей швей (мужчин) 2.

Сыновей банщиц (мужчин) 22, мальчиков 11.

В Евдевере (название местности)

Сыновей белошвеек (мужчин) 4.

 

- Давайте обсудим этот документ.

Беседа по вопросам к документу.

- Почему в списках указаны только женщины-рабыни и их дети?

- О чем свидетельствует отдельный список сыновей работниц?

- О чем свидетельствует отдельный список сыновей работниц?

 ( ответ: В плен брались в это время обычно женщины и их дети. Это особый характер рабства, когда рабов-мужчин, взятых в плен, боялись и предпочитали домашних рабов, выросших в неволе.

Кроме того, по перечисленным названиям занятий можно судить о том, где применялся труд подневольных рабов.

 Второй список свидетельствует о том, в какой местности было больше сыновей рабынь.)

Учитель: Итак, все, что обнаружили археологи при раскопках Микен, имело особые черты, даже рабство, поэтому по названию города этот период назвали микенским. Он продолжался 15-12 в.в. до н.э.

В этот период  греки уже заселили  Крит и другие острова Эгейского моря. Они стремились укрепиться и на его восточных берегах. В борьбе за побережье Малой  Азии сильным соперником греков было Троянское царство.

Итак, нам пора отправляться в путь. Нас ждет остановка – миф о Троянской войне.

Пока мы в пути, предлагаю немного отдохнуть.

Физ. Минутка. (танец Сиртаки)

Ребята, мы подошли к следующей остановке миф о Троянской войне.

Давайте послушаем этот миф. (называю имя ученика), пожалуйста.

Сообщение учащегося.

- Какая причина начала Троянской войны указана в мифе? (Бегство Елены Прекрасной (жены царя Спарты) с троянским царевичем Парисом)

- Как вы думаетк, что могло быть действительной причиной этой войны? ( Стремление греков укрепиться на территории полуострова малая Азия, расширить свои владения)

 А чтобы выяснить другую  причину,  давайте  поработаем дальше.

Наша следующая остановка  - Троянская война.

Откройте учебники на странице  122. Познакомьтесь с разделом параграфа. (дети читают)

Работа с классом.

- Почему война между греками и троянцами получила название Троянской войны?

- Назовите дату начала  Троянской войны.

- Каковы, на ваш взгляд, были причины войны?

(желание греков захватить большой и богатый город Трою, укрепиться на территории полуострова Малая Азия, расширить свои владения)

- Каковы итоги Троянской войны?

Итог записывают в тетрадь.

1)    победа греков в войне;

2)    разграбление и гибель Трои.

 

Греки разрушили город и сожгли его. Но воспользоваться победой им не удалось. С севера в Грецию вторглись воинствующие племена. Длинноволосые в звериных шкурах они опустошили юг страны, разрушили Микены и др. города. Произошел упадок культуры. Греки на некоторое время забыли грамотность.

- Какой еще итог войны мы должны выделить?

3)    Произошел упадок хозяйства, была забыта письменность.

Учитель: Молодцы!. Время возвращаться домой. Давайте убедимся в том насколько вы усвоили тему урока.

Небольшой тест.

1.     Могущественный древнейший греческий город Микены расположен на скалистом холме:

а) Северной Греции; в) Средней Греции;

б)   острова Крит;       г) Южной Греции

2. Осада греками Трои закончилась тем, что:

а)  троянцы разбили войско греков;

б)  греки разрушили и сожгли Трою;

в)  греки заключили перемирие с троянцами;

г)  троянцы запросили мира у греков.

3. Три греческие богини обратились за разрешением спора о золотом яблоке с надписью «Прекраснейшей» к:

а)  Тесею;

б)  Миносу;

в)  Парису;

г)  Эгею.

4. Причиной Троянской войны было стремление греков:

а)  укрепиться по берегам Черного моря;

б)  завоевать побережье Малой Азии;

в)  господствовать на Средиземном море;

г)  получить яблоко раздора богини ссор Эриды.

5.     Город Троя расположен:

а) в южной части Балканского полуострова;

б)  на острове Крит;

в) в западной части полуострова Малая Азия;

г)  в северной части Балканского полуострова.

Рефлексия

Наше путешествие подошло к концу. Определите для себя,   как прошел урок.

         V – знакомая информация;

         + - новая информация;

         ! – я думал(а) иначе;

         ? – эта информация меня заинтересовала (удивила), хочу узнать больше.

Домашнее задание п.25 вопросы на стр.124


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Александрийская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Александрийская средняя общеобразовательная школа»

Цели: познакомить учащихся с древнегреческими мифами, посвящёнными событиям

Цели: познакомить учащихся с древнегреческими мифами, посвящёнными событиям

Учитель : Задание второе: На прошлом уроке мы с

Учитель : Задание второе: На прошлом уроке мы с

Задание « Дайте понятия» •

Задание « Дайте понятия» •

Микены. 2. Миф о Троянской войне

Микены. 2. Миф о Троянской войне

Наличие панцирей и шлемов позволяет судить об участии жителей в военных походах

Наличие панцирей и шлемов позволяет судить об участии жителей в военных походах

Беседа по вопросам к документу

Беседа по вопросам к документу

А чтобы выяснить другую причину, давайте поработаем дальше

А чтобы выяснить другую причину, давайте поработаем дальше

Осада греками Трои закончилась тем, что: а) троянцы разбили войско греков; б) греки разрушили и сожгли

Осада греками Трои закончилась тем, что: а) троянцы разбили войско греков; б) греки разрушили и сожгли

Домашнее задание п.25 вопросы на стр

Домашнее задание п.25 вопросы на стр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2023