Конспект урока по теме «Наречие как часть речи». 7 класс.
Цели:
1. Познакомить учащихся с наречием как частью речи: с грамматическими, морфологическими признаками и его синтаксической ролью; учить находить наречия в предложениях.
2. Развивать монологическую речь; расширять словарный запас учащихся за счёт употребления наречий; умение делать выводы; употреблять наречия в речи.
3. Воспитывать в детях внимание. эстетическое отношение к восприятию природы.
Методы обучения: слово учителя, беседа, применение ИКТ, самостоятельные наблюдения, работа со словарём, тренировочные упражнения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
1. Оргомомент.
Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания.
2. Повторение.
3 ученика получают карточки с индивидуальным заданием.
Работа с классом. 1 ученик у доски.
- Запишите предложение.
В труб завывал и стонал ветер, нагоняющий тоску.
- Объясните постановку знаков препинания.
- Что мы называем причастным оборотом? В каких случаях причастный оборот обособляется?
- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.
3. Мотивация (создание проблемной ситуации).
С самого начала учебного года мы с вами на уроках посещали необычные грамматические страны: побывали в такой стране как орфография, синтаксис, пунктуация, но и, конечно же, морфология. И сегодняшний наш урок не исключение, потому что мы продолжаем наше путешествие по стране «Морфология», навестим части речи, которые там живут, а самое главное познакомимся поближе с одним из жителей этой замечательной страны – наречием и вернёмся с целым багажом знаний о грамматических и морфологических признаках, синтаксической роли этой удивительной части речи.
- Вспомните, пожалуйста, что обозначает слово «Морфология»?
- На какие две большие группы делятся все части речи? (самостоятельные и служебные).
- Назовите части речи, которые относятся к служебным, к самостоятельным?
4. Целеполагание.
Мы изучили подробно почти все части речи в округе самостоятельных частей речи. Остался один неизведанный островок.
- Как он называется? (наречие)
- Что вам известно об этой части речи? (неизменяемая, отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Как? Почему? Зачем?)
- Хорошо, кое-что о наречии вы уже знаете. А сегодня мы должны более подробно узнать, что такое наречие, а главное – понять, что же это за часть речи.
- Так что же мы должны узнать об этой части речи?
Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы?
(Давайте посмотрим на экран и сравним наши цели) Слайд 4
1. Что обозначает слово наречие.
2. Общее значение наречий.
3. Морфологические признаки наречий.
4. Синтаксическая роль наречий.
(Этот план останется в течение урока и на доске).
Но прежде, чем приступать к изучению этой удивительной части речи, давайте откроем тетради, запишем число, тему урока.
5.Объяснение нового материала.
Ну а теперь вернёмся к нашему первому пункту плана и выясним лексическое значение слова «наречие». Для этого обратимся к толковому словарю. (Ане Панченко дано было задание на дом поработать со словарём и найти определение).
-я, ср. В грамматике: часть речи, обозначающая признак действия, другого признака (качества, свойства), реже — предмета, напр. ясно, громко, здесь, всегда, домой, ночью, всмятку. Местоименные наречия (здесь, там, где, куда, откуда, когда и др.). II прил. наречный, -ая, -ое.
Давайте обратим внимание на корень – РЕЧЬ- в слове НАРЕЧИЕ. Слайд 5
Он был известен еще в древнерусском языке. Слово «речь» имело значение «говорить».
А теперь давайте переведем слово «Наречие» с древнерусского языка. Помогайте:
(Слайд 6, Слайд 7, Слайд 8, Слайд 9)
на + реч +ие = на + глагол + ие.
- Как вы думаете, почему так назвали «наглаголие»?
( Наречие относится к глаголу. «Верный помощник» глагола.)
-А как наречие помогает глаголу, и только ли глаголу, вы узнаете, выполнив следующее задание.
- Давайте поработаем в группах. Каждой группе предлагается текст. Вам нужно восстановить текст. Вместо пропусков употребить подходящие по значению наречия, используя слова - помощники.
__________ ночью пошел дождь. Он ________________стучал в окна, _____________
Шумел в густой листве деревьев, _________________журчал в водосточных трубах. __________ он затихал, и ___________слышно было, как в крупные дождевые капли _____________и ___________падают в бочку. Стоявшую под окном. _____________, как бы набравшись сил, дождь __________ начинал лить густыми потоками.
Слова – помощники: поздно, потом, весело, иногда, деловито, тогда, солидно, снова, звонко, лихо.
Слайд 10
- Чьим помощником можно назвать наречие?
( Наречие – активный помощник глагола, поясняет его, придает ему четкость).
- Теперь давайте посмотрим на второй текст. Слайд 11
Тимошка____________ быстро оказался ______________ с ней (Дашей) и, борясь с потоками воды, которые _______________падали __________, несколько раз __________ отряхнулся, затем сел и __________ посмотрел на промокшую Дашу. Дождь _____________шумел в листьях яблони, _____________ все кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные __________ водой.
Слова – помощники: доверху, очень, по-прежнему, вокруг, рядом, весело, яростно, непрерывно, сверху.
- Чьим помощником является наречие?
(Наречие- активный помощник глагола и другого наречия).
Работаем с третьим текстом. Слайд 12
Над землей _________ поднимается холодное солнце, ___________ бежит холодный ветерок, __________несутся холодные тучи… Жизнь замирает _________, ___________. Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой. В небе господствуют холодные тона.
И __________ наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую землю __________ начинают падать миллионы ____________ красивых снежинок, и вся она становится ______ белой.
Слова – помощники: медленно, тихо, вдруг, ослепительно, удивительно, быстро, низко, незаметно.
- Чьим помощником является наречие в этом тексте?
(Наречие помогает глаголу и прилагательному).
- Посмотрите еще раз на этот текст и скажите, почему в тексте несколько раз повторяется слово «холодный»?
(Это эпитет, он нужен для того, чтобы украсить текст и подчеркнуть, что наступает зима – холодное время года, когда вся жизнь замирает).
- Какой мы можем сделать вывод, чьим помощником является наречие? Слайд 13
(Учащиеся отмечают, что наречие относится к глаголу, к прилагательному или к другому наречию.)
- Наречие еще может относиться и к существительному, но такие сочетания встречаются редко и в целом для наречия не характерны.А вот для того чтобы выяснить общее значение наречий вам необходимо выполнить следующее задание.
Во-первых, выразительно прочитать предложение, расставить знаки препинания, объяснить их. Во-вторых, выписать наречия с теми словами, к которым они относятся, обозначить главное и зависимое слово в словосочетании.
Пример: Я особенно люблю необыкновенно красивый рассвет, предвещающий начало дня.
- Чем осложнено предложение? (причастным оборотом).
- А почему всё-таки ставим запятую, ведь не всегда причастный оборот выделяется запятыми?
- А какие наречия в составе ССЧ вы выписали?
Люблю (как?) особенно.
Красивый (в какой степени?) необыкновенно.
- От каких частей речи зависит наречие? (Наречия чаще всего сочетаются с глаголами, причастиями, деепричастиями, прилагательными и другими наречиями).
Давайте подумаем, признак чего обозначает наречие в каждом конкретном случае.
- Слово Люблю какой частью речи является? (глагол)
- А что обозначает глагол? (действие)
- А наречие обозначает признак чего? (признак этого действия, так как наречие показывает где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как происходит действие)
- А слово Красивый какая часть речи? (прилагательное)
- А что обозначает? (признак)
- А наречие обозначает признак чего? (признак другого признака)
Вывод: наречие обозначает признак действия или признак признака.
Физкультминутка
Медленно встаньте
Резко поднимите руки
Плавно их опустите
Высоко подпрыгните
Низко присядьте
Тихо сядьте за парту.
Следующий пункт нашего плана, который мы должны раскрыть, - морфологические признаки.
- Давайте вспомним, а как изменяются, например, прилагательные и глаголы? (прилагательные – по родам, числам и падежам, а глаголы – по лицам, числам и временам)
Измените словосочетания: I вариант – люблю особенно, II вариант – красивый необыкновенно.
- А теперь скажите, изменяются ли наречия?
Вывод: наречия не изменяются, поэтому у них нет окончаний.
- Какую часть речи напоминают? (деепричастие)
Осталось выяснить синтаксическую роль наречий. Для того чтобы это сделать, вам необходимо выполнить синтаксический разбор предложения.
Вывод: чем являются наречия в предложении? (обычно обстоятельством)
А теперь посмотрим, есть ли в учебнике дополнительные сведения о наречии?
В учебнике есть материал об отличии наречия от других частей речи, но сегодня на уроке мы этот пункт рассматривать не будем. Это тема следующего урока.
А что ещё есть в учебнике, о чём мы не говорили?
Могут быть определениями. Например, в доме (каком?) напротив
(где?) напротив,
т.е. можно к наречию задать два вопроса и в предложении может быть и определением и обстоятельством. Это называется синкритичными формами.
Могут сочетаться с существительными.
Мы сегодня много говорили о наречии, а теперь вспомните всё, что узнали об этой части речи нового (по плану).
- Что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает? С какими частями речи оно обычно сочетается?
- Чем отличается наречие от других частей речи?
- Какова синтаксическая роль наречия?
(вывод делает слабый ученик)
III. Закрепление.
А теперь закрепим свои знания на практике.
1. Подберите подходящие по смыслу наречия:
Ехали (как?) … быстро. Загремело (где?) … вдали.
Дождь был (когда?) … вчера. Сказал (почему?) … сгоряча.
Сделал (с какой целью?) … нарочно. Красивый (в какой степени?) … очень.
2. Итак, подбирая наречия, мы с вами ещё раз посмотрели на какие вопросы отвечают наречия. А теперь выполним упражнение № 173, где надо найти словосочетания с наречием и поставить от главного слова к наречию вопрос.
Слайд с правильными ответами по упражнению:
Яркой (насколько?) невиданно.
Заметно (как?) уже.
Вкрапились (где?) повсюду.
Налившись (как?) по-майски.
Налившись (как?) вдруг.
Вдруг (как? каким образом?) по-майски.
Виднелись (как?) выпукло.
Виднелись (как?) особенно.
Вспыхивали (как?) одиноко.
Уплывали (откуда?) слева.
Уплывали (куда?) вдаль.
3. А теперь немножко другое задание, в процессе выполнения которого мы будем закреплять не только знания о наречиях, но и проверим знание лексики, фразеологии.
Замените фразеологизмы наречиями (запишите только словосочетания с наречиями).
Спит как убитый (крепко), бежать во весь дух (быстро), кричать во всё горло (громко), кот наплакал (мало), из рук вон (плохо), чуть свет (рано), рукой подать (близко), работать спустя рукава (плохо), знать как свои пять пальцев (хорошо).
Рефлексия.
- С помощью наречий можно ярко, образно рассказать о действии, когда оно происходило, с какой целью, а иногда без наречий просто не обойтись.
Предлагается детям создать «Похвальное письмо наречию».
О наречие!
Без тебя трудно было бы рассказать, что на уроке сегодня
я работал хорошо,
в тетради писал аккуратно,
отвечал правильно,
понимал на лету,
тему понял отлично,
домашнюю работу выполню не наспех, но быстро (каждый из ребят дописывает свои наречия к любым предложенным глаголам).
Предлагается ученикам прочитать несколько работ.
Подводится итог выполненной работе.
Итог урока:
- В течение урока мы говорили много о наречии. Так что же узнали нового, о чём мы говорили? (в этом вам поможет план)
- Что же такое наречие?
- На какие вопросы отвечает?
- Каковы его морфологические признаки?
- Какова синтаксическая роль наречия?
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Времена года», используя как можно больше наречий.
Литература
1. Русский язык. 7 кл./под редакцией М.М. Разумовской, М, “Дрофа”, 2010 г.
2. М.В. Фёдорова. Уроки русского языка в 7 классе, М., “Просвещение”, 2009 г.
3. В.П. Жуков, А.В. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка.
4. Этимологический словарь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.