Название этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||
Мотивация |
Каждый час, всегда, везде, На уроке и в игре, Громко, чётко говорим И тихонечко сидим. Здравствуйте, дети. Проверим готовность к уроку. Присаживайтесь. |
Активизируется слуховая деятельность учащихся; настраиваются на дальнейшую работу. |
|
|||||||||||||
Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа |
- Соберите рассыпавшиеся слова, запишите их в тетрадь, подчеркните орфограммы. (карточки)
- Что объединяет эти слова? - Что означает слово утренник?
- Как вы понимаете слово юннаты? - Составьте и запишите одно предложение, используя данные слова.
Сейчас поработаем устно. Вы уже знаете несколько правил правописания корня в словах. Используя эти знания, вставьте в слова пропущенные буквы, подберите проверочное слово, один у доски, остальные в тетрадях ( у доски Тимур) Хле…, г…лова, сла…кий, к…сить. |
Работа в паре. Одна пара учащихся у доски.
Утренник, русский, юннаты, теннис, Римма, троллейбус. В этих словах одинаковая орфограмм – удвоенная согласная. 1) Утренний спектакль, представление, зрелище (обычно для детей). 2) Утренний мороз весной или осенью. Юный натуралист – член кружка по изучению природы. |
|
|||||||||||||
Постановка учебной проблемы.
|
Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. ( Леша и Миша) Все остальные работают в тетради. Записываем отгадки с новой строчки. Ну-ка, кто из вас ответит Не огонь, а больно жжет Летом светит очень ярко Осенью- наоборот. (Солнце)
Когда я сосульку ел, Было очень вкусно. А когда я заболел Стало очень …..(грустно)
Мишка был большой проказник У него сегодня ….(праздник)
- Помощники готовы? Проверяем написанное на доске. Смотрим, сравниваем. Есть в классе дети, которые написали иначе, по - другому?
- Посмотрите в свои тетрадки и тетрадку соседа. Сравните записи. – Почему написали по- разному, ведь я диктовала для всех одинаково. 2.Выход из проблемы путем побуждающего диалога. - Сколько мнений в нашем классе? (два) - Какие? - А почему получились разные мнения? Как вы думаете? - Кто не написал согласную. Почему не написал? - А кто написал согласную? Почему написал?
|
(Видят несоответствия в написании.
(Нужно писать согласную и не нужно писать
( Мы этого еще не знаем) ( Не слышим ее при произношении) (Я могу ее произнести, значит, ее надо писать). |
|
|||||||||||||
Постановка цели урока.
|
- Так чего мы еще не знаем? (Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно) - Сегодня на уроке мы попробуем исследовать эту проблему. - Какова цель нашего урока? Чему будем учиться. |
(Учимся грамотно писать слова). |
|
|||||||||||||
Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.
|
1. Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога. Капуста 7б, 7з Капустница 10б, 9з Капустный 9б, 8з - Прочитайте слова «про себя», вслух. - Что заметили? Докажите. - Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Выделите в кружок общую часть Почему в словах капустница и капустный количество букв и звуков различное? ( Не слышится, не произносится звук т) - Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней? ( Корни пишутся одинаково) - Как бы вы назвали такие согласные? Придумайте им названия. - Молодцы! Интересные названия придумали. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной. - Откройте учебники на стр. 126 с.у стр 133 н.у правило и сравните свои предложения с тем, что предлагают нам авторы учебника. - Так как по-научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые) - Над какой темой мы сегодня работаем? Зная тему урока, давайте дополним цель урока Работа в паре. -упр. 190 с.у, 224 н.у Запишите слова подберите проверочное слово. Найдите общую часть. - Запишите слова парами, в столбик, подчеркните в словах непроизносимую согласную. - Давайте прочитаем получившиеся пары. - Как называются такие пары? (слова родственники) . - А как вы думаете, Всегда ли в словах пишется непроизносимая согласная?(…). Приведите пример - А где можно проверить правильность наших выводов? - |
(это однокоренные слова) (Имеют одинаковый корень и смысл).
. (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)
(Непроизносимые согласные в корне слова)
Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова
Выполняют уп
|
|
|||||||||||||
Физминутка |
Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять. Постучали, повернули И работать захотели. Тихо все на место сели. |
|
|
|||||||||||||
Продолжение работы по теме 1. Составление алгоритма
|
- Составьте алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной по опорным словам. 1) Произнести … 2) Определить … 3) Подобрать …
4) Обозначить на письме…
5) Написать … 6) Подчеркнуть … Внимание: непроизносимого согласного в слове может и не быть. Например, в словах с сочетанием СН: опасный, вкусный и т.д.
|
слово. место непроизносимого согласного в слове. такое родственное слово, чтобы непроизносимый согласный стал слышаться отчётливо. непроизносимый согласный звук соответствующей буквой. слово правильно. согласную букву, обозначающую непроизносимый согласный. |
|
|||||||||||||
Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи.
|
- А сейчас потренируемся в написании слов с непроизносимыми согласными. 1.Упр.191 с.у 225 н.у (с комментированием, с опорой на алгоритм.)
Работа в группах. - Каждой группе даю слова, из этих слов нужно выбрать только те, которые соответствуют орфограмме слова с непроизносимым согласным в корне. Работы каждой группы вывешиваются на доску и анализируются, а остальные дети ладошками определяют правильность или ошибку результата |
|
|
|||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
А теперь немного поиграем
- Я называю слово, а вы называете слово-родственника, отвечающего на вопрос КАКОЙ? Честь – Счастье – Радость – Доблесть – Гигант – Грусть – Прелесть – Звезда – Ненастье – - Молодцы! Спасибо за работу на уроке! |
.
Честный Счастливый Радостный Доблестный Гигантский Грустный Прелестный Звездный Ненастный .
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.