Конспект урока по теме: "Непроизносимая согласная в слове"
Оценка 4.9

Конспект урока по теме: "Непроизносимая согласная в слове"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл
11.12.2021
Конспект урока по теме: "Непроизносимая согласная в слове"
Урок открытия нового знания по теме: "Непроизносимая согласная в слове". УМК «Перспектива»
непроизносимая согласная в слове.doc

 

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация

Каждый час, всегда, везде,

На уроке и в игре,

Громко, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Здравствуйте, дети. Проверим готовность к уроку. Присаживайтесь.

Активизируется слуховая деятельность учащихся; настраиваются на дальнейшую работу.

 

Актуализация знаний.

         Словарно-орфографическая работа

- Соберите рассыпавшиеся слова, запишите их в тетрадь, подчеркните орфограммы. (карточки)

утрен

 

лейбус

юн

ма

тен

ский

рим

нис

трол

наты

рус

ник

 

- Что объединяет эти слова?

- Что означает слово утренник?

 

- Как вы понимаете слово юннаты?

- Составьте и запишите одно предложение, используя данные слова.

 

Сейчас поработаем устно. Вы уже знаете несколько правил правописания корня в словах. Используя эти знания, вставьте в слова пропущенные буквы, подберите проверочное слово, один у доски, остальные в тетрадях ( у доски Тимур)

Хле…, г…лова, сла…кий, к…сить.

Работа в паре. Одна пара учащихся у доски.

 

Утренник, русский, юннаты, теннис, Римма, троллейбус.

В этих словах одинаковая орфограмм – удвоенная согласная.

1)     Утренний спектакль, представление, зрелище (обычно для детей). 2) Утренний мороз весной или осенью.

Юный натуралист – член кружка по изучению природы.

 

Постановка учебной проблемы.

 

Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. ( Леша и Миша)

Все остальные работают в тетради.  Записываем отгадки с новой строчки.

               Ну-ка, кто из вас ответит

               Не огонь, а больно жжет

              Летом светит очень ярко

               Осенью- наоборот.  (Солнце)

 

               Когда я сосульку ел,

               Было очень вкусно.

               А когда я заболел

              Стало очень …..(грустно)

 

              Мишка был большой проказник

              У него сегодня ….(праздник)

 

    - Помощники готовы?  Проверяем написанное на доске. Смотрим, сравниваем.

Есть в классе дети, которые написали иначе, по - другому?

 

-  Посмотрите в свои тетрадки и тетрадку соседа. Сравните записи. – Почему написали по- разному, ведь я диктовала для всех одинаково.

2.Выход из проблемы путем побуждающего диалога.

- Сколько мнений в нашем классе? (два)

- Какие?

- А почему получились разные мнения? Как вы думаете?

- Кто не написал согласную. Почему не написал?

- А кто написал согласную? Почему написал?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Видят несоответствия в написании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Нужно писать согласную и не нужно писать

 

( Мы этого еще не знаем)

( Не слышим ее при произношении)

(Я могу ее произнести, значит, ее надо писать).

 

Постановка цели урока.

 

- Так чего мы еще не знаем? (Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно)

- Сегодня на уроке мы попробуем исследовать эту проблему.

- Какова цель нашего урока? Чему будем учиться.  

 

 

 

 

 

 

(Учимся грамотно писать слова).  

 

Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.

 

1.      Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.

Капуста 7б, 7з

Капустница 10б, 9з

Капустный 9б, 8з

- Прочитайте слова «про себя», вслух.

- Что заметили?

Докажите.

- Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Выделите в кружок общую часть

Почему в словах капустница и капустный количество букв и звуков различное? ( Не слышится, не произносится  звук т)

- Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней? ( Корни пишутся одинаково)

- Как бы вы назвали такие согласные? Придумайте им названия.

- Молодцы! Интересные названия придумали.

Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.

- Откройте учебники на стр. 126 с.у стр 133 н.у правило и сравните свои предложения с тем, что предлагают нам авторы учебника.

- Так как по-научному  называются такие согласные звуки? (Непроизносимые)

-  Над какой темой мы сегодня работаем?

Зная тему урока, давайте дополним цель урока

Работа в паре.

-упр. 190 с.у, 224 н.у  

Запишите слова подберите проверочное слово. Найдите общую часть.

- Запишите слова парами, в столбик, подчеркните в словах непроизносимую согласную.

- Давайте прочитаем получившиеся пары.

- Как  называются такие пары? (слова родственники)

.

- А как вы думаете, Всегда ли  в словах пишется непроизносимая согласная?(…). Приведите пример

- А где можно проверить правильность наших выводов?

-

 

 

 

 

 

 

 

(это однокоренные слова)

(Имеют одинаковый корень и смысл).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)

 

 

 

 

 

 

 

(Непроизносимые согласные в корне слова)      

 

Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова

 

Выполняют уп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повернули

И работать захотели.

Тихо все на место сели.

 

 

Продолжение работы по теме

1.      Составление алгоритма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Составьте алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной по опорным словам.

1) Произнести …

2) Определить …

3) Подобрать …

 

 

4) Обозначить на письме…

 

5) Написать …

6) Подчеркнуть …

Внимание: непроизносимого согласного в слове может и не быть. Например, в словах с сочетанием СН: опасный, вкусный и т.д.

 

 

 

слово.

место непроизносимого согласного в слове.

такое родственное слово, чтобы непроизносимый согласный стал слышаться отчётливо.

непроизносимый согласный звук соответствующей буквой.

слово правильно.

согласную букву, обозначающую непроизносимый согласный.

 

Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А сейчас потренируемся в написании слов с непроизносимыми согласными.

1.Упр.191 с.у 225 н.у  (с комментированием, с опорой на алгоритм.)

 

Работа в группах.

- Каждой группе даю слова, из этих слов нужно выбрать только те, которые соответствуют орфограмме слова с непроизносимым согласным в корне.

Работы каждой группы вывешиваются на доску и анализируются, а остальные дети ладошками определяют правильность или ошибку результата

 

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

А теперь немного поиграем

 

- Я называю слово, а вы называете слово-родственника, отвечающего на вопрос КАКОЙ?

Честь –

Счастье –

Радость –

Доблесть –

Гигант –

Грусть –

Прелесть –

Звезда –

Ненастье –

-

Молодцы! Спасибо за работу на уроке!

 

 

 

 

 

 

.

 

Честный

Счастливый

Радостный

Доблестный

Гигантский

Грустный

Прелестный

Звездный

Ненастный

.

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Название этапа Деятельность учителя

Название этапа Деятельность учителя

Помощники готовы? Проверяем написанное на доске

Помощники готовы? Проверяем написанное на доске

Как бы вы назвали такие согласные?

Как бы вы назвали такие согласные?

Продолжение работы по теме 1

Продолжение работы по теме 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2021