Письменность и знания древних египтян
(Параграф 12, стр. 60, учебник Вигасина)
Загадочные письмена
- Стены гробниц, храмов и саркофагов покрыты знаками.
Иероглифы - «священные письмена»
- В египетском письме более 700 иероглифов.
- Первоначально обозначали слова. (стр. 60)
- Позднее один значок мог обозначать звук или несколько звуков.
- Гласные звуки иероглифами не передавались.
Египетские папирусы
- Из стеблей папируса нарезали полоски.
- Укладывали в шахматном порядке в 2 слоя.
- Прижимали грузом.
- Выделяющийся сок склеивал их.
Папирус – материал для письма из стеблей тростника.
Свиток – свернутый в трубку длинный папирус.
Школа
- Школы находились при храмах.
- Учителя – жрецы.
- Учились только мальчики из богатых семей.
- Сначала писали на черепках битой посуды.
- На папирусе писали тростинкой, обмакивая ее в черную краску. (стр. 61)
- В школе учили считать.
- Занимались астрономией, определяя движение небесных светил.
- Жрецы создали календарь.
- Предсказывали разливы Нила.
- Для измерения времени употребляли водяные часы.
- Знания передавались в кругу жрецов.
Как была разгадана тайна иероглифов
- В 19 в. Французский ученый Шампольон разгадал.
- Нашли камень, на котором было 2 надписи: на греческом и иероглифами.
- Предположил, что в египетском тексте имя фараона обведено в рамку (стр. 62).
- В словах Птолемей и Клеопатра есть общие буквы п, т, л они совпадали с иероглифами в рамках.
-
Слайд 1. В древнеегипетской школе
Цели:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: компьютер, проектор, папирус, мячик, звонок.
Межпредметные связи: иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), математика, русский язык, география, астрономия.
План изучения нового материала
1. Школа в Древнем Египте.
2. Письменность:
· иероглифы,
· дешифровка иероглифов,
· папирусы,
· необходимость овладения письменностью.
3. Математические знания:
· арифметика;
· геометрия.
4. Основы астрономии. Измерение времени.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте! На уроке мы продолжим изучение истории Древнего Египта. Что вы уже знаете об этой стране?
(Выслушиваются ответы учащихся.)
Слайд 2. – Я уверена, к концу урока наши знания об этой стране расширятся. О чем же пойдет речь сегодня на уроке? Попытайтесь, пожалуйста, назвать мне тему урока. Запишем тему нашего урока.
Цель нашего урока (запись на доске) – представив себя в роли ученика, узнать, чему и как учили в древнеегипетской школе.
1. Школы в Древнем Египте
В Древнем Египте школы открывались при храмах. Учителями в них были жрецы. Там готовили чиновников-писцов. Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни. Срок обучения был длительным: с 5 до 17 лет. Обучение было платным, и позволить себе образование детей могли лишь состоятельные египтяне.
Давайте представим, что ваши родители смогли себе позволить отправить вас в древнеегипетскую школу.
Записать на доске. Итак, мы в Египте. У нас сегодня 4 урока (записать на доске).
1. Письмо
2. Арифметика
3. Геометрия
4. Астрономия
2. Письменность
Начнём учебный день с урока письма.
Для того чтобы научиться писать в первом классе, вы выучили алфавит.
– Сколько букв в русском алфавите? (33.)
Слайд 3.
– А для того чтобы писать в Египте, надо было знать более семисот иероглифов. Что такое иероглиф? Запишем определение в тетрадь.
Слайд 4. Давайте рассмотрим иероглифы. Какую особенность вы заметили? (это целое слово, слог, буква) Правильно, некоторые иероглифы могли обозначать и слова, и отдельные звуки.
Но была ещё одна трудность. В египетском письме не было гласных букв. (слайд)
– Давайте представим, что вам нужно написать слово дом.
– Как бы вы написали?
Гласных не было, поэтому данный иероглиф мог обозначать и слово “дом”, и любое другое слово, где есть только две буквы “д”, “м”. Например, дым, идем и т.д. А значит понять и прочитать этот значок, можно было по-разному. Как же определить, что имеется в виду? Египтяне придумали еще одну хитрость. Они ставили рядом со словом – значок определитель. Как мы напишем слово идем? Ваши предложения.
Слайд 5. Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. Слайд 6. Еще в школе он начал изучать древние языки. Когда ему исполнилось 11 лет, Шампольон впервые увидел иероглифы и загорелся желанием прочесть их. Как же он это сделал? Слайд 7. Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый. Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона. Знаток многих древних языков (рис.1), Шампольон установил, что два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок.
– Что он означает? (Солнце.)
– Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца (Ра.)
– Что получается? Кто “прочитал” имя этого фараона? (Рамсес.)
Рис. 1
Затем Шампольон перешел к расшифровке другой надписи (рис.2)
– Кто сможет прочитать?
Два знака нам уже знакомы (“м” и “с”). Первый знак изображал птицу Ибис. Вспомните, кто из египетских богов изображался в виде ибиса (Бог Тот). Имя какого фараона представлено на слайде?(Тутмос). (Мы знаем, что гласные на письме не обозначались. Поэтому до сих пор неизвестно, как правильно произносить имя знаменитого фараона – завоевателя: Тутмос, или Тотмес, или Тутмес.
Какие знания помогли Франсуа Шампольону расшифровать египетскую письменность? (Знание иностранных языков.)
Оказывается, они могут пригодиться и в научных открытиях.
Какой иностранный язык изучаете вы?
Знание языка необходимо. И сегодня на уроке мы в этом убедимся.
Рис. 2
Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? (Нужен материал для письма и письменные принадлежности.)(Слайд.) Что это за слово? (Папирус)
Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир” (papier), по-английски – “пэйпе” (paper), по-французски – “папьё” (papier), по-испански – “папель” (papel).
По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова.
Откройте учебник, найдите параграф 12 п..2 Работа с учебником. Записать определения “свиток” и “папирус”
Слайд 8. Каждый писец носил с собой в футляре заостренную тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения красок и пенал с углублениями (для черной и красной краски) Весь текст писали черной краской, но начало новых разделов выделяли красным цветом. Отсюда и выражение “красная строка” – новая строка, с которой начинается текст). Письменность была настолько важна для древних египтян, что там даже существовала своя богиня письменности. (Сешат – богиня письма).
Теперь мы с вами знаем, как изображались иероглифы, попробуете составить своё простое предложение.
Трудно было писать? Но у писцов были свои привилегии. Не случайно в “Поучении писцов ученикам” говорилось: “Будь писцом – он освобожден от всяких повинностей, от работы киркой и мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут сечь тебя прутьями. Будь писцом, чтобы тело твое было гладким и рука твоя мягкой”.
Египетские дети с удовольствием играли в мяч, сделанный из тряпья, льна тростника. Предлагаю вам сыграть со мной в мяч. Я задаю вопрос и бросаю мячик любому из вас. Кто поймал, тот и отвечает:
- Как называлась река в Египте?
- Кто такой фараон?
- Имя богини правды, символом которой было перо?
- Что такое саркофаг?
- Для какого фараона построена самая высокая пирамида?
- Бог войны, бурь и пустынь?
- Огромная статуя льва с головой человека?
- Служители богов?
- Отдохнули? Переходим к следующему уроку.
- Вспомните, какой по расписанию второй урок.
3. Математические знания
Слайд 9. Арифметика (словарь, слайд).
Арифметика – раздел математики, изучающий простейшие виды чисел и простейшие арифметические действия.
Египтяне знали четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление.
– Давайте подумаем, кому нужны были эти знания?
Подведем итог: считать приходилось всем. Все полученные вычисления нужно было записывать. Египтяне использовали для этого специальные знаки.
Давайте вместе с вами определим, какое число здесь записано.
2000
500 30 2
2532
Задания для отработки записи чисел при помощи египетских цифр:
1. запишите древнеегипетскими знаками число 1148 (кто сделает первым, пишет его на доске),
2. запишите любое трехзначное число (кто сделает первым, пишет это число на доске, а остальные должны его назвать).
Чем сложна и неудобна эта система записи? (Она слишком громоздкая.)
Звонок.
Итак, следующий урок – геометрия.
Геометрия
Эта наука тоже зародилась в Древнем Египте, хотя слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: “гео” – земля и “метрос” – измерять. Как мы переведем слово “геометрия” на русский язык? (Измерение земли)
Давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю (После разлива Нила египтянам необходимо было восстановить границы между участками земли, которые размыла вода, очистить дамбы, каналы. Восстанавливая эти границы, крестьяне ежегодно измеряли землю. Тем же занимались и чиновники. Но для чего? Чтобы определить размер налога с каждого участка).
Где еще были необходимы измерения и расчеты?
Люди какой профессии не могли обойтись без знания геометрии? Вспомните постройки египтян. (При строительстве пирамиды нужно было знать ее высоту, длину основания, уметь строить прямые углы).
Как египтяне делали измерения? Сейчас мы измеряем с помощью метров, сантиметров, а вот в Египте главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев (царский локоть – 52 см, короткий – 45 см.)
Встаньте. Давайте найдем у себя на руках эту величину.
Следующая единица измерения – ладонь, она состояла из 4 пальцев.
Задания: – (по группам) Ребята 1 ряда, измерьте длину одной парты; 2 ряда, – длину подоконника; ребята 3 ряда – длину школьной доски.
Проверяем. Звонок.
3. Основы астрономии. Измерение времени. Начнем следующий урок
Кроме расстояний, египтяне умели измерять время. Наблюдая за ночным небом, определяя движение небесных светил, египтяне составили точный календарь и могли предсказать, в какой день произойдет разлив Нила. О развитии какой науки мы можем говорить на основании этого факта? (Астрономии) (слайд)
Древние египтяне первыми подсчитали количество дней в году, разделили их на 12 месяцев, а месяцы – на недели.
Давайте посмотрим, что представлял собой египетский год (слайд): на парту (в паре) 10 дней = 1 неделя, 3 недели = 1 месяц, 4 месяца = 1 сезон, 3 сезона = 360 дней + 5 священных дней. Каждый десятый день, завершавший египетскую неделю, также был выходным.
Задание: сравните древнеегипетский календарь с современным (табличка заполняется в процессе коллективной работы по партам в минигруппе) Проверим на слайде правильно.
Черты сходства |
Черты отличия |
|
Египетский календарь |
Наш календарь |
|
1) 12 месяцев в году 2) 365 дней 3) В нашем календаре также есть месяцы по 30 дней |
1 неделя = 10 дней 1 сезон (время года) = 4 месяца 3 сезона (времени года) |
1 неделя = 7 дней 1 сезон (время года) = 3 месяца 4 времени года Есть месяцы по 28 и 31 дню |
Египтяне высчитали, что в сутках 24 часа, поделили их на день и ночь по 12 часов. И, конечно, им необходимо было измерять время.
Как мы сейчас измеряем время? (При помощи часов.)
У древних египтян тоже были свои часы: одни из них солнечные, а другие водяные в виде сосуда с маленькими отверстиями. Сколько воды вытекло, столько времени и прошло. Вспомните, в русском языке есть крылатое выражение: “Как быстро течет время”. А когда время течет быстро? (Когда мы занимаемся интересным делом, делаем то, что нам нравится.)
Я думаю, все вы любите играть. Предлагаю вспомнить все то, что мы узнали на уроке. А поможет нам в этом игра “Исторический тир”. (Рефлексия. Приложение 2)
Подведение итогов
Вы активно работали сегодня на всех уроках. Приобрели новые знания. Мне бы хотелось сегодня подарить вам на память иероглиф.
Может быть, кто-то догадался, что он обозначает? Это символ писца.
Египетским словом для обозначения писца было слово “сеш” Как вы думаете почему? (Богиня Сешат – богиня письма.)
Мне бы очень хотелось, чтобы вы были такими же грамотными и мудрыми, как древнеегипетские писцы.
Вот и закончились наши уроки в египетской школе
Возвращаемся к цели.
Представив себя в роли древнеегипетского ученика, мы познакомились с египетской письменностью, попытались расшифровать иероглифы, узнали, как вели счет много веков назад.
А какими достижениями древних египтян, на ваш взгляд, мы пользуемся до сих пор? (Календарь, знания из области математики и астрономии, красная строка.). Благодаря изобретению папируса и египетской письменности, знания древних египтян сохранились до наших дней.
Домашнее задание
1. Сравните древнеегипетскую школу с современной: (таблица каждому)
Черты сходства |
Черты отличия |
|
Древнеегипетская школа |
Современная школа |
|
|
|
|
2. Дополнительно. Напишите мне письмо при помощи иероглифов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.