Поэма Гомера «Илиада», «Одиссея»
Педагогические
|
Способствовать ознакомлению с личностью и творчеством Гомера как самого выдающегося древнегреческого поэта, с мифологическими сведениями о Троянской войне, с поэмой Гомера «Илиада»; создать условия для развития умений характеризовать образы главных героев, оценивать поступки героев «Илиада», объяснять смысл крылатых выражений «ахиллесова пята», «троянский конь»; содействовать видению красоты поэтических и звучных стихов Гомера и определению воспитательного значения образов, пониманию места поэмы «Илиада» в мировой культуре |
Тип и вид урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний / учебный практикум |
Планируемые
|
Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности |
Личностные
|
Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности |
Метапредметные
|
Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Троянская война. Илион. Троя. Жизнь Гомера. Поэма Гомера «Илиада». Сюжет «Илиады», образы героев. Крылатые выражения «ахиллесова пята», «троянский конь». Сказатели-аэды, эпос |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение к учебнику. Аппликация (слайды) «Сказания о Троянской войне». Рабочая тетрадь № 2 |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика |
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи |
Слушают учителя, формулируют учебную задачу |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем |
|
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея» |
Фронтальная. Словесный. Рассказ учителя, беседа |
Показывает изображение Гомера, рассказывает о поэте и его трудах (см. Приложение). Создание поэм в VIII в. до н. э. Гомер и две его поэмы - «Илиада» рассказывает о последнем десятом годе Троянской войны. - «Одиссея» поэма о десятилетних странствиях Одиссея, царя острова Итака, возвращавшегося домой после падения Трои. - «Илион» - название Трои. - О Гомере ничего неизвестно. (стр. 125 - Ученые считают, что поэмы были созданы в 8 в. до н.э.
|
Оценивают
вклад поэта в историю |
Коммуникативные: слушают и понимают речь учителя |
Беседа по вопросам |
Поэма |
Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Работа с текстом, аппликацией (слайдами), беседа |
Организует комментированное чтение поэмы, документов (§ 26). – Что вы знаете о героях «Илиады» Агамемноне, Ахиллесе, Патрокле, Приаме, Гекторе, Андромахе? Гнев Ахиллеса - Ахиллес был на стороне греков. - Микенский царь Агамемнон отобрал у Ахиллеса пленницу – рабыню, которую Ахиллес любил. - Ахиллес отказался воевать с троянцами. - Гектор – военный вождь троянцев, сын царя Трои Приама. - Гектор напал на лагерь греков. - Ахиллес и его воины не участвовали в сражении. - Друг Патрокла одел доспехи Ахиллеса, чтобы троянцы испугались. - Воспрянули греки и выбили троянцев из лагеря. - Гектор убил Патрокла. - Решил Ахиллес отомстить Гектору. - Бог – кузнец Гефест выковал для Ахиллеса новые доспехи. Поединок Ахиллеса с Гектором - Жена Гектора просит его не вступать в бой с греками. - Но Гектор не трус и не собирается уклоняться от боя. - Сошлись в бою Гектор и Ахиллес. - Метнули друг в друга копья, но пролетели они мимо. - Афина подала Ахиллесу копье, а Гектору некому было помочь. - Убил Ахиллес Гектора. - Привязал тело к лошади и поскакал прочь. Похороны Гектора - Царь Приам упросил Ахиллеса отдать ему тело. - Отдал Ахиллес Приаму тело сына. - Тело Гектора сожгли троянцы и насыпали холм. - Этим заканчивается «Илиада». Сказание о троянском коне - Греки не могли овладеть Троей. - Одиссей предложил действовать хитростью. - Однажды троянцы увидели, что греки сели на корабли и отплыли. - В пустом лагере остался огромный деревянный конь. - Пленный грек сказал, что конь посвящен Афине и если его втащить в Трою, то он принесет счастье и удачу. - Конь не пролезал в ворота – пришлось разобрать часть стены. - Ночью дверца в брюхе коня отворилась. - Внутри прятался отряд во главе с Одиссеем. - Вернулось греческое войско. - Через пролом в стене оно проникло в город. - Запылала Троя, защитники были перебиты. - Погиб Приам. - Женщины и дети были обращены в рабство. - Так на десятый год войны пала Троя. |
Читают поэму, объясняют смысл крылатых выражений «ахиллесова пята», «троянский конь». Характеризуют поступки героев |
Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; осуще-ствляют анализ событий; выдвигают гипотезы и обосновывают их. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других |
Беседа по вопросам |
Поэма |
Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Работа с текстом, аппликацией (слайдами), беседа |
Организует комментированное чтение поэмы, документов (§ 27). – О чем рассказывается в поэме «Одиссея»? – Кому принадлежат имена Пенелопа, Телемак, Алкиной, Навсикая, Демодок, Полифем? Что вам известно о каждом из них? – Как возникло и что означает выражение «между Сциллой и Харибдой»? В каких случаях его можно сейчас употребить? – В чем проявилось хитроумие Одиссея в пещере циклопа? при встрече с сиренами? в собственном доме на Итаке? Одиссей находит приют у царя Алкиноя - Все корабли Одиссея и его спутники погибли. - Двое суток плавал по морю, держась за обломок бревна. - Выбрался на берег и заснул. - Одиссей попал на остров мореходов, где царем был Алкиной. - На берегу встретился с царской дочерью Навсикаей. - Алкиной устроил пир в честь Одиссея. - На пиру слепой сказителе запел о подвигах Ахиллеса и о падении Трои. - Одиссей рассказал царю о многолетних странствиях. На острове циклопов - Одиссей причалил к острову одноглазых великанов-циклопов. - Моряки вошли в пещеру, в которой появился циклоп Полифем – сын Посейдона. - Полифем загнал стадо коз в пещеру и завалил вход обломком скалы. - Он съел двух путешественников. - Одиссей отважно предложил великану вино, которое ему понравилось. - Полифем спросил его имя. - Одиссей сказал, что его зовут «никто». - Когда циклоп заснул, греки огромным колом, раскаленным на костре, выбили глаз великана. - Полифем завыл и на его крик сбежались циклопы. - Они спросили, кто его обидел. - Полифем ответил «никто» и великаны ушли. - Утром Одиссей связал баранов по трое, под средним привязал по человеку. - Великан ощупывал баранов, когда выпускал их из пещеры. - Когда греки добрались до корабля, Одиссей крикнул циклопу свое имя. - Полифем попросил отца, чтобы Одиссей никогда не увидел отчизну, а если все-таки достигнет Итаки, пусть возвратиться один и найдет в своем доме несчастье. - Посейдон стал преследовать Одиссея. Встреча с сиренами - Одиссей проплывал мимо острова сирен – злых чародеек, полуптиц – полуженщин. - Сирены сладкозвучным пением заманивали мореходов и пожирали их. - Одиссей приказал товарищам заклеить уши воском, а себя привязать к мачте, чтобы нельзя было шевельнуться. - Запели сирены, но не смог Одиссей разорвать веревки. - Когда остров сирен скрылся, Одиссея отвязали. Между Сциллой и Харибдой - Корабли Одиссея должны были пройти через тесный пролив. - С одной стороны выползало ужасное чудовище – Сцилла (громадная змея с шестью собачьими головами) - С другой стороны – Харибда, которая трижды в день поглощала воды, а потом низвергала их обратно. - Шестерых товарищей похитила Харибда. Возвращение на Итаку - Алкиной повелел снарядить корабль, чтобы он доставил Одиссея на Итаку. - Через 10 лет, после гибели товарищей, на чужом корабле возвращался Одиссей. - В доме его пировали знатные юноши, которые сватались к его жене Пенелопе. - Пенелопа ждала Одиссея. - Обещала выбрать нового мужа, как только соткет погребальный покров отцу Одиссея. - Три года днем ткала, а ночью распускала. - На четвертый служанка выдала ее женихам. Расправа с женихами. - Одиссей переоделся нищим и вошел в дом. - Буйные женихи пили, ели, принуждали Пенелопу выбрать нового мужа. - Пенелопа объявила, что ее мужем станет тот, кто победит в стрельбе из лука, принадлежащего Одиссея. - Никто не сумел даже согнуть могучий лук. - Одиссей попросил натянуть лук и выстрелил из него. - Потом истребил женихов. |
Читают поэму, объясняют смысл крылатых выражений «ахиллесова пята», «троянский конь». Характеризуют поступки героев |
Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; осуще-ствляют анализ событий; выдвигают гипотезы и обосновывают их. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других |
Беседа по вопросам |
IV. Закрепление знаний и способов действий |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа |
-Объясните крылатые выражения «Ахилесова пята», «Троянский конь». - Проложите по карте путь, который пришлось преодолеть Одиссею и его спутникам. |
Раскрывают причину названия поэмы. Рассказывают о начальных и последних событиях поэмы. Оценивают поступки героев |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других |
Беседа по вопросам |
V. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. Параграф 26-27 в(у) РТ_____________________________________ |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |
Эссе, задания в рабочей тетради |
Ресурсный материал к уроку
Приложение
Гомер – легендарный древнегреческий поэт-сказитель. Точных сведений о его жизни не существует, зато есть множество предположений и легенд. В античные времена считалось, что Гомер жил примерно между 12 и 7 вв. до н. э. Место его рождения было неизвестно и самим древним грекам.
«…Семь городов соревнуют за мудрого корень Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Пилос, Аргос, Афины…»
Возможно, Гомер был бродячим сказителем, который исполнял песни о богах и героях во время пиров. Такого сказителя называли аэдом. Аэды знали эти песни наизусть и передавали их из поколения в поколение. В ходе исполнения певец мог сжать или растянуть рассказ, дополнить его теми или иными подробностями или, наоборот, опустить какую-то часть текста, то есть имел возможность импровизировать. «Илиада» и «Одиссея» возникли как раз из сочинений сказителей, и ученые до сих пор спорят, был ли у этих поэм один автор (которого, возможно, звали Гомер) или над их составлением работали разные люди. В науке существует специальный термин, обозначающий проблемы, связанные с историей создания «Илиады» и «Одиссеи», – «гомеровский вопрос».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.