У р о к 50
полезные ископаемые
Цели: познакомить учащихся с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи; профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; показать их важную роль в экономике страны.
О б о р у д о в а н и е: коллекция полезных ископаемых.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
К р о с с в о р д «Полезные ископаемые».
П о г о р и з о н т а л и:
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит.)
3. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел.)
4. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)
5. На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ.)
6. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте: что же это? (Нефть.)
8. Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда.)
П о в е р т и к а л и:
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
2. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (Известняк.)
7. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф.)
9. Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь.)
Отгадки лучше демонстрировать, используя коллекцию минералов.
– Как назвать все эти отгадки? (Полезные ископаемые.)
– Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые».
II. Изучение нового материала.
1. Б е с е д а.
– В мире существует множество полезных ископаемых.
– Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?
– А дерево – полезное ископаемое? Почему?
– Всегда ли полезные ископаемые «надо выкапывать» из земли?
– Назовите полезные ископаемые, которые лежат прямо у нас под ногами. (Глина, песок.)
– Как бы вы сформулировали понятие «полезные ископаемые»?
В ы в о д. Полезные ископаемые – это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве.
2. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а по учебнику (с. 48).
Практическую работу можно организовать в группах.
Изученные свойства учащиеся самостоятельно записывают в таблицу на доске.
Полезные ископаемые
Название |
Состо- |
Плотность |
Цвет |
Горю-честь |
Использование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Железная руда |
Твердая |
Плотная |
Черная |
– |
В изготовлении машин, труб, вагонов |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Нефть |
Жидкая |
– |
Коричневая |
+ |
Производство керосина, бензина, смазочных масел, вазелина, мыла |
Известняк |
Твердый |
Плотный |
Белый |
– |
В строительстве: мел, мрамор |
Глина |
Твердая |
Рыхлая |
Коричневая, желтая |
– |
В изготовлении кирпича, посуды |
Песок |
Твердый |
Рыхлый |
Серый |
– |
В
строительстве, |
Каменный уголь |
Твердый |
Плотный |
Черный |
+ |
Отопление, кокс-краски, лекарства |
Гранит |
Твердый |
Плотный, зернистый |
Серый, |
– |
В строительстве, при отделке памятников |
3. Р а б о т а п о т е к с т у у ч е б н и к а.
– Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых?
– Используя фотографии в учебнике (с. 50), расскажите о труде шахтера.
– Как вы думаете, почему нужно бережно относиться к использованию полезных ископаемых?
III. Итог урока.
– Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека?
& Домашнее задание: прочитать текст (с. 48–52); выполнить задание «Подумай» (с. 51).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.