Появление неравенства и знати
Педагогические
|
Способствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовлении новых орудий труда; содействовать пониманию изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской, процессом разрушения первобытного равенства, выделения знати, военных вождей и их дружин |
Тип и вид урока |
Усвоение и контроль знаний и способов действий / учебный практикум |
Планируемые |
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества |
Личностные
|
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
Метапредметные
|
Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Развитие ремесел. Обработка металлов (около 9 тыс. лет назад). Изобретение плуга. Соседская община. Выделение знати. Ремесленник, гончарный круг, медь, топор, плуг, вождь племени, знать, рабы, дружина, город, святилище, царь, медно-каменный век |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Электронное приложение к учебнику. Диск «История. 5–6 классы. Редактор тестов». Учебная картина «Поселок первобытных земледельцев и скотоводов». Схема-рисунок и аппликация (слайды) «Раздел земли в общине» |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика |
формируемые УУД |
||||
I. Организационный |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Проверка выполнения домашнего задания |
Индивиду-альная, фронтальная. Творческий, словесный. Рассказ |
Организует проверку выполнения домашнего задания |
Рассказывают, как первобытные земледельцы вырастили зерно |
Коммуникативные: оформляют рассказ, «удерживая» логику повествования, используя информацию, полученную из разных источников |
Рассказ |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя, |
Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать учебную задачу |
Слушают учителя, формулируют учебную задачу |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя |
Беседа по вопросам |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Развитие ремесел. Начало обработки металлов |
Индивиду-альная, фронтальная. Словесный, практический, наглядный. Работа с текстом, иллюстрацией, рассказ |
Знакомит с новой датой – 9 тыс. лет назад (начало обработки металлов), раскрывает понятие «медно-каменный век» (см. Приложение). Организует самостоятельную работу с п. 1 § 5. Предлагает, используя ил- люстрации, рассказать о технологии изготовления орудий труда из меди Люди заметили, что некоторые камни в огне плавятся, а потом при ударе меняют форму. Научились выплавлять медь из руды. Медь заливали в форму. Рисунок на стр. 25. 9 тыс. лет назад появилась обработка металлов (меди). Мастера научились изготавливать из золота и серебра украшения. |
На
основе текста |
Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи |
Работа с текстом, рассказ |
Зарождение плужного земледелия |
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа |
Организует ознакомление с изобретением упряжного пахотного орудия труда путем усовершенствования мотыги, о роли пахотных орудий в земледелии в ходе объяснительного чтения п. 2 § 5 Из маленькой мотыги сделали большую - плуг, который тащили быки. (Рис. Стр. _____ ) Плуг рыхлит твердую землю. Последствия: - Люди расселялись там, где мотыжное земледелие невозможно. - Крупнее стали поселения. - Обильнее стали урожаи. - Отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях. |
Узнают о зарождении плужного земледелия на основе работы с текстом |
Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника |
Работа с текстом, беседа по вопросам |
От родовой общины |
Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный,
проблемный. Рассказ учителя, работа со схемой-
|
На
основе работы с рисунком-схемой – Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи? В поселениях земледельцев складывался новый порядок: - Община состояла из больших семей. - Земли поделены на отдельные участки. - Каждая семья вела собственное хозяйство на своем участке. - Урожаем распоряжался глава семьи. Итог: Некоторые семьи стали более зажиточными. Сохранялась взаимная помощь и поддержка, совместные работы: - Копали общий пруд. - Осушали болото. |
Под руководством учителя излагают суждения о причинах и следствиях исторических процессов, характеризуют условия и образ жизни, занятия людей |
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи; осуществляют сравнение, делают вывод. Коммуникативные:
слушают |
Беседа по вопросам, термины |
Выделение знати. Воз-никновение городов |
Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный,
проблемный. Рассказ учителя, работа со схемой- |
Формулирует
представление о возникновении имущественного неравенства, используя
схему-рисунок и аппликацию. Подчеркивает главную мысль урока: равенство между
людьми постепенно исчезло, среди общинников появились бедные и богатые,
знатные - Племя шло войной на племя, чтобы отнять у чужаков скот, урожай, украшения. - Для ведения военных действий избирался глава племени – вождь. - Часть добычи вождь брал себе, а остальное раздавал воинам. - Вождь, его соратники, старейшина приобретали известность – их называли знатными людьми. - Знатность передавалась по наследству. - Из знати выбирали вождей, старейшин. - Им выделялись лучшие участки земли, большая часть добычи. - Пленников знать делала рабами. Итог: - Возникло неравенство: бедные и богатые, знатные и незнатные. - Крупные поселения превращались в города: - Города окружались земляными валами и стенами. - В них жила знать. - Знать обслуживали ремесленники. - Находились святилища, где стояли идолы. - Вожди становились царями – правителями государства. |
Прослеживают
процесс возникновения неравенства между людьми. |
Регулятивные:
учатся работать Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи |
Беседа по вопросам, термины |
V. Контроль знаний и способов действий |
Индивидуальная. Репродуктивный, проблемный. Тесты |
Организует работу с тестами |
Самостоятельно выполняют тестовые задания по теме «Жизнь первобытных людей» |
Регулятивные: оценивают правильность выполнения задания. Познавательные: выбирают решение из нескольких предложенных |
Тесты |
VI. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. Задания в рабочей тетради |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания |
Задания в рабочей тетради |
Ресурсный материал к уроку
Приложение
То время, о котором говорилось прежде, в науке называют каменным веком, потому что большую часть орудий труда люди, жившие в ту далекую эпоху, изготавливали из камня. Когда люди научились делать орудия из меди, они, как вы уже знаете, все равно продолжали широко использовать камень. Поэтому следующая эпоха и называется медно-каменным веком.
Почему даже после появления медных орудий труда люди продолжали пользоваться изделиями из камня? Ответ на этот вопрос крайне прост: медь – очень мягкий металл. Медным топором почти невозможно срубить крепкое дерево, медным копьем трудно убить врага, а плугом с медными насадками – вскопать твердую почву. Потому для особо сложных хозяйственных и военных задач люди продолжали использовать орудия труда и оружие из остро отточенного камня, из рога, из кости. Лишь когда медь научились соединять с другими металлами – оловом, цинком – и получать сплав, называемый бронзой, металл постепенно вытеснил камень.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.