Рабство в Древнем Риме
| 
 Педагогические  | 
 Способствовать формированию представлений о рабском труде как основе хозяйства Римского государства, рассмотрению влияния института рабства на социальную жизнь римлян; создать условия для ознакомления с гладиаторскими боями как особенностью культурной жизни римлян  | 
| 
 Тип и вид урока  | 
 Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-экскурсия  | 
| 
 Планируемые
    | 
 Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности  | 
| 
 Личностные
    | 
 Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека  | 
| 
 Метапредметные результаты  | 
 Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.)  | 
| 
 Основное содержание темы, понятия и термины  | 
 Источники рабства. Рабы – «говорящие орудия». Сферы применения рабского труда. Гладиаторы. Имение, амфитеатр  | 
| 
 Образовательные ресурсы  | 
 Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. Учебные картины: «Труд и жизнь рабов в имении», «В римском амфитеатре». Диск «История. Древний мир. Средние века. 5–6 классы»  | 
Организационная структура урока
| 
 Этапы урока  | 
 Формы,  | 
 Деятельность учителя  | 
 Деятельность учащихся  | 
 Форма  | 
|
| 
 характеристика   | 
 формируемые УУД  | 
||||
| 
 I. Организационный момент  | 
 Фронтальная. Словесный. Слово учителя  | 
 Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку  | 
 Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место  | 
 Быстрое включение в деловой ритм  | 
 
  | 
| 
 II. Постановка учебной задачи  | 
 Фронтальная. Словесный. Беседа  | 
 Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу  | 
 Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока  | 
 Регулятивные: формулируют учебную задачу; планируют учебные действия  | 
 Беседа  | 
| 
 III. Усвоение новых знаний и способов действий. Завоевания – главный источник рабства  | 
 Индивиду-альная, фронтальная.   | 
 Предлагает прочитать п. 1 § 49 и назвать источники рабства в Риме 
 Завоевания – главный источник рабства. - Покоряя страну, обращали в рабство военнопленных и мирных жителей. - Завоеванную страну объявляли провинцией. - Сенат назначал наместника для ее управления. - Наместники грабили провинции. - Рудники, каменоломни, соляные промыслы, лучшие земли римляне забирали. - В Римском государстве появилось много рабов.  | 
 Проводят поиск необходимой ин- формации в тексте  | 
 Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения (ос- мысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели)  | 
 Беседа по вопросам  | 
| 
 Сферы применения рабского  | 
 Групповая. Словесный, творческий, наглядный, проблемный. Работа с текстом, картиной, рассказ, инсценировка  | 
 – Прочитайте п. 2, 3 § 49. Подготовьте рассказы по темам: «Рабы в имении землевладельца», «Рабы в богатом доме». Организует работу с рисунками (изображены тюрьма, рабы в кандалах, с исполосованными спинами, в лохмотьях), беседу: – Кто обрабатывал землю в странах Древнего Востока и Древней Греции? – Почему труд рабов в Риме стоил дешево? – Какой в Риме был главный источник рабства? Рабы в имении землевладельца - Имение – земельное владение богатого человека. - Богатые владели иногда несколькими имениями в разных частях Италии. - Выращивали оливки и виноград. - Хлеб привозили из провинций. - В имении трудилось по 15-20 рабов. - Землевладелец обычно жил в Риме. - Работами руководил раб-управляющий. - Рабы трудились от зари до зари. - Зимой рабы плели корзины, вили веревки, обтесывали рукоятки для лопат и мотыг. - «Раб должен трудиться или спать». - Рабов кормили простой пищей. - Раз в 2 года давали короткий плащ и деревянные сандалии. - Из старой одежды шили лоскутные одеяла. - Заболевшего раба отвозили на остров на Тибре. - Суровые наказания: - оплеухи, зуботычины, - порка, - отправляли в каменоломни, - держали в оковах. 
 Рабы в богатом доме - Дом богача был переполнен слугами.             - убирали
  помещения, - готовили пищу, - певцы, музыканты во время обеда исполняли музыку, - Много было образованных рабов (в основном греков): - раб – врач, - раб – библиотекарь, - раб – секретарь. - Раб был бесправен, считался вещью.  | 
 На основе учебного текста и картины составляют рассказ,
  готовят инсценировку, представляют  | 
 Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умеют работать в группе, контролируют деятельность партнера  | 
 Рассказ, ин- сценировка  | 
| 
 Римские ученые о рабах (документ)  | 
 Коллективная. Словесный, проблемный. Работа с документом, бе-седа  | 
 Формулирует задания для работы с документом (вопросы к § 49 «Познакомьтесь с документом»)  | 
 Анализируют
  документ. Характеризуют рабство,  | 
 Познавательные: осуществляют анализ, приводят доказательства; строят логическую цепь рассуж-дений  | 
 Беседа по вопросам  | 
| 
 Гладиаторы   | 
 Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ, работа с картиной, беседа  | 
 Рассказывает о гладиаторских боях, используя картину Гладиаторы на арене амфитеатра - Сильных и ловких рабов обучали владеть оружием в специальных школах. - Гладиаторы сражались на потеху публике (стр. 241). - Строили специальные сооружения для гладиаторских игр амфитеатры. - Богачи и бедняки приходили как на праздник. - Если обессиленный воин бросал оружие и просил пощады, то его судьбу решали зрители: - если кверху поднимали большой палец – раненому сохраняли жизнь, - если палец опускали – несчастного добивали.  | 
 Составляют рассказ по картине, высказывают свое отношение к гладиаторским боям  | 
 Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания  | 
 Рассказ по картине  | 
| 
 IV. Закрепление знаний  | 
 Коллективная. Словесный, проблемный. Беседа  | 
 – Объясните смысл высказывания: «Раб должен трудиться или спать». – Римляне любили повторять: «Господин имеет над рабом право жизни и смерти». Как вы объясните смысл этого высказывания?  | 
 Анализируют высказывания. Объясняют их смысл  | 
 Познавательные: строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других  | 
 Беседа по вопросам  | 
| 
 V. Информация о домашнем задании  | 
 Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя  | 
 Комментирует задание. Параграф 49. Задания 57-58 в рабочей тетради.   | 
 Воспринимают задание, уточняют  | 
 Регулятивные: принимают учебную задачу  | 
 Задания в
  рабочей тетради,  | 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.