Рабство в Древнем Риме
Педагогические |
Способствовать формированию представлений о рабском труде как основе хозяйства Римского государства, рассмотрению влияния института рабства на социальную жизнь римлян; создать условия для ознакомления с гладиаторскими боями как особенностью культурной жизни римлян |
Тип и вид урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-экскурсия |
Планируемые
|
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности |
Личностные
|
Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека |
Метапредметные результаты |
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.) |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Источники рабства. Рабы – «говорящие орудия». Сферы применения рабского труда. Гладиаторы. Имение, амфитеатр |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. Учебные картины: «Труд и жизнь рабов в имении», «В римском амфитеатре». Диск «История. Древний мир. Средние века. 5–6 классы» |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика |
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу |
Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока |
Регулятивные: формулируют учебную задачу; планируют учебные действия |
Беседа |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Завоевания – главный источник рабства |
Индивиду-альная, фронтальная. |
Предлагает прочитать п. 1 § 49 и назвать источники рабства в Риме
Завоевания – главный источник рабства. - Покоряя страну, обращали в рабство военнопленных и мирных жителей. - Завоеванную страну объявляли провинцией. - Сенат назначал наместника для ее управления. - Наместники грабили провинции. - Рудники, каменоломни, соляные промыслы, лучшие земли римляне забирали. - В Римском государстве появилось много рабов. |
Проводят поиск необходимой ин- формации в тексте |
Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения (ос- мысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели) |
Беседа по вопросам |
Сферы применения рабского |
Групповая. Словесный, творческий, наглядный, проблемный. Работа с текстом, картиной, рассказ, инсценировка |
– Прочитайте п. 2, 3 § 49. Подготовьте рассказы по темам: «Рабы в имении землевладельца», «Рабы в богатом доме». Организует работу с рисунками (изображены тюрьма, рабы в кандалах, с исполосованными спинами, в лохмотьях), беседу: – Кто обрабатывал землю в странах Древнего Востока и Древней Греции? – Почему труд рабов в Риме стоил дешево? – Какой в Риме был главный источник рабства? Рабы в имении землевладельца - Имение – земельное владение богатого человека. - Богатые владели иногда несколькими имениями в разных частях Италии. - Выращивали оливки и виноград. - Хлеб привозили из провинций. - В имении трудилось по 15-20 рабов. - Землевладелец обычно жил в Риме. - Работами руководил раб-управляющий. - Рабы трудились от зари до зари. - Зимой рабы плели корзины, вили веревки, обтесывали рукоятки для лопат и мотыг. - «Раб должен трудиться или спать». - Рабов кормили простой пищей. - Раз в 2 года давали короткий плащ и деревянные сандалии. - Из старой одежды шили лоскутные одеяла. - Заболевшего раба отвозили на остров на Тибре. - Суровые наказания: - оплеухи, зуботычины, - порка, - отправляли в каменоломни, - держали в оковах.
Рабы в богатом доме - Дом богача был переполнен слугами. - убирали
помещения, - готовили пищу, - певцы, музыканты во время обеда исполняли музыку, - Много было образованных рабов (в основном греков): - раб – врач, - раб – библиотекарь, - раб – секретарь. - Раб был бесправен, считался вещью. |
На основе учебного текста и картины составляют рассказ,
готовят инсценировку, представляют |
Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умеют работать в группе, контролируют деятельность партнера |
Рассказ, ин- сценировка |
Римские ученые о рабах (документ) |
Коллективная. Словесный, проблемный. Работа с документом, бе-седа |
Формулирует задания для работы с документом (вопросы к § 49 «Познакомьтесь с документом») |
Анализируют
документ. Характеризуют рабство, |
Познавательные: осуществляют анализ, приводят доказательства; строят логическую цепь рассуж-дений |
Беседа по вопросам |
Гладиаторы |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ, работа с картиной, беседа |
Рассказывает о гладиаторских боях, используя картину Гладиаторы на арене амфитеатра - Сильных и ловких рабов обучали владеть оружием в специальных школах. - Гладиаторы сражались на потеху публике (стр. 241). - Строили специальные сооружения для гладиаторских игр амфитеатры. - Богачи и бедняки приходили как на праздник. - Если обессиленный воин бросал оружие и просил пощады, то его судьбу решали зрители: - если кверху поднимали большой палец – раненому сохраняли жизнь, - если палец опускали – несчастного добивали. |
Составляют рассказ по картине, высказывают свое отношение к гладиаторским боям |
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания |
Рассказ по картине |
IV. Закрепление знаний |
Коллективная. Словесный, проблемный. Беседа |
– Объясните смысл высказывания: «Раб должен трудиться или спать». – Римляне любили повторять: «Господин имеет над рабом право жизни и смерти». Как вы объясните смысл этого высказывания? |
Анализируют высказывания. Объясняют их смысл |
Познавательные: строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других |
Беседа по вопросам |
V. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. Параграф 49. Задания 57-58 в рабочей тетради. |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Задания в
рабочей тетради, |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.