Конспект урока по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс составлен в соответствии с ФГОС
Оценка 4.7

Конспект урока по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс составлен в соответствии с ФГОС

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
11 кл +1
20.03.2022
Конспект урока по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие  в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс составлен в соответствии с ФГОС
методическая разработка по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс
Редкие и исчезающие виды земноводных.docx

СЛАЙД 1. Тема: Редкие и исчезающие виды земноводных.

СЛАЙД 2. Цели: упорядочить и сис­тематизировать полученные в ходе обучения знания; развить логи­ческое мышление и творческие способности учащихся; воспитать научное и творческое мировоззрение, привить интерес к изучению редких видов животных.

Тип урока: комбинированный (с элементами викторины).

Ход урока

I.          Организационный момент

II.       Работа над новым материалом

Заключительное занятие по теме «Класс Земноводные» пройдет несколько необычным образом. Я предлагаю выяснить и оценить уровень ваших знаний в форме викторины.

Я предлагаю вам несколько заданий, различных по типу. Каждый правильный ответ вы будете получать жетон. В конце урока будет выявлен по­бедитель. Итак, начнем!

СЛАЙД 3-4. Задание 1 Блицопрос.. За каждый верный ответ дается по 1 баллу

1.         Какой класс может существовать как на суше, так и на земле? (Земноводные, или Амфибии.)

2.    Как называется личинка лягушки? (Головастик.)

3.    Какое доисторическое существо является древнейшим пред­ком всех земноводных? (Кистеперая рыба.)

4.    Вспомните термин, которым обозначаются особые звукоуси­ливающие кожаные мешки у лягушек и жаб. (Резонаторы.)

5.    Животные, температура тела у которых напрямую зависит от температуры окружающей среды? (Холоднокровные.)

6.    С помощью каких органов осуществляется дыхание у пре­смыкающихся? (Легкие.)

7.    Какое свойство организма позволяет отращивать ящерице утерянный хвост? (Регенерация.)

8.    Назовите количество кругов кровообращения отряда пресмы­кающихся? (2.)

9.    Назовите наружный орган слуха пресмыкающихся. (Бара­банная перепонка.)

10.      У какого отряда класса земноводных кожа влажная, слизистая? (Бесхвостые.)

11.      Какое явление называют «крокодильими слезами»? (Вывод солей из организма.)

12.  Кто из представителей животного мира способен «вылезти из кожи»? (Змеи.)

13. У каких отрядов класса Земноводные кожа сухая, чешуйчатая? (Хвостатые и безногие.)

СЛАЙД 5. Вы замечательно справились с предложенным заданием. В дей­ствительности, класс Земноводные - один из таинственнейших классов царства животных. Именно с этим, в принципе немного­численным, классом связано огромное количество разнообразных приданий и поверий. Так, в средневековой Германии верили, что лягушка после вежливой просьбы и поцелуя могла указать необхо­димое направление.

В Китае и Японии жабы ассоциировались с домашними бо­жествами денег. Змеям приписывалась мудрость. Наибольшее же количество легенд связано с саламандрой: в старину считалось, что это существо способно противиться огню и не сгорать в нем, кроме того, оно могло само вызывать или гасить огонь, а также любило танцевать в кострах и очагах, зачаровывая случайных зри­телей. Однако «огнеупорные свойства» саламандры имеют вполне научное объяснение - большое количество слизи, выделяющейся из кожи, препятствует обгоранию. А таинственные «танцы» на углях объясняются вполне естественным желанием животного сбежать из неуютного ему места.

СЛАЙД 6. Задание 2 Ребята в следующем  задании вам необходимо провести классификацию представителей класса Земноводные, или Амфибии. Из представленных животных  выберите тех кто относится к классу Земноводные. Подумайте про себя: на сколько групп мы можем их разделить. Распределите  их по отрядам.

СЛАЙД 7. Благодаря тому что лягушки и жабы относятся к хладнокров­ным существам, они могут выживать в самых жестоких услови­ях. При понижении температуры эти представители земноводных становятся ленивыми и малоподвижными, а затем и вовсе могут впадать в спячку до возвращения комфортной температуры. Более того, этим животным свойственно то, что человечеству пока еще и не снилось: некоторые виды лягушек, находясь в состоянии спяч­ки или анабиоза, могут промерзнуть или даже вмерзнуть в кусок льда. Однако после, с возвращением тепла, вместе со льдом оттают и лягушки, практически без потерь пережив тяжелые времена. Чем не криогенная заморозка?

СЛАЙД 6. Задание 3  В третьем задании вам необходимо доказать, что это животное относится именно к этому отряду. Приведите примеры других представителей отряда.

СЛАЙД 8.

Земноводные – животные скромные, даже невзрачные. Где им до каких-нибудь диковинных тропических насекомых или птиц! Но и в их жизни, если в нее вглядеться, можно найти немало любопытного. Вот некоторые из их рекордов:

Ø  Из бесхвостых земноводных самая крупная – лягушка-голиаф.

Ø  Самая большая жаба – жаба-ага, обитающая в тропической зоне Южной Америки и Австралии.

Ø  Самое крупное современное земноводное, достигающее длины 1,5 м в длину, - исполинская саламандра. Живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии.

Ø  Самое северное земноводное – сибирский углозуб, который встречается даже в районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до -45ºС, способен вмерзать в лен и "оживать" после оттаивания.

Ø  Есть такие земноводные, которые обходятся без легких в своей жизни. Это безлегочные саламандры, обитающие в Америке и Италии, и безлегочные тритоны, например, уссурийский, живущий в горах Сихотэ-Алиня и Кореи. Дышат они кожей и ротовой полостью.

- Что из этих рекордов вам показалось самым удивительным?

Задание 4 А теперь ребята вам необходимо распределить утверждения на «верно», «неверно» и доказать вашу правоту.

СЛАЙД 9. Задание 6 «Чёрный ящик». (мальчик)

В нем находятся два предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных: 1-й используют в плавании, а 2-й – особый вид одежды. Угадайте, что в черном ящике. (В нем находятся ласты - сконструировал Луи де Корле в 1929 г. и ткань с камуфляжной окраской, подобная окраске одного из видов жабы).

СЛАЙД 10. Задание 5  А сейчас вам необходимо будет провести соответствия между характеристиками и названиями животных (записывает на  доске названия - «жаба», «червяга», «тритон»).  За правильный ответ дается 2 очка.

 1. У этих амфибий червеобразное, цилиндрическое тело, слегка сплюснутое в спинно-брюшном направлении. (Червяга)

2.    Оплодотворение внутреннее и наружное. (Тритон.)

3.    Пищу отыскивают с помощью хорошо развитых органов обоняния и осязания. (Червяга.)

4.    Они не имеют конечностей и хвоста, голова у них маленькая, незаметно переходящая в туловище, органы зрения и слуха отсутствуют. (Червяга.)

5.    Животное, обитающее среди грядок в огороде или саду, ведущее ночной образ жизни. (Жаба.)

6.    Самки откладывают от 2-5 до 600-700 яиц (икринок) в воду либо во влажные места. (Тритон.)

7.    На суше передвигаются при помощи двух пар слаборазвитых конечностей. (Тритон.)

8.    Существует поверье, что если ее взять в руки, могут появиться бородавки. (Жаба.)

9.    Откладывает до 8 тысяч икринок. (Жаба.)

СЛАЙД 11-12. 33 вида амфибий занесены в Красную книгу. Из них 9 видов занесены в Красную книгу России: кавказская крестовка, камышовая жаба, сирийская чесночница, семиреченский тритон, или лягушкозуб, карпатский, альпийский, уссурийский, малоазиатский тритоны, кавказская саламандра. Два вида занесены в Красную книгу Ростовской области – тритон обыкновенный, лягушка остромордая. 

СЛАЙД 13. Значение земноводных

Земноводные уничтожают вредителей растений; являются необходимым звеном в цепях питания; объект лабораторных исследований; из ядовитых выделений желез изготавливают лекарственные препараты; в некоторых странах земноводных употребляют в пищу; многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты).

СЛАЙД 14. Вывод: амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они – часть сложной системы с названием "Природа", а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.

                    Подведение итогов

Производится подсчет очков, набранных командами. Выявляется и награждается победитель викторины.

СЛАЙД 15. Домашнее задание

В зависимости от ваших склонностей и желаний приготовьте на выбор:

·        Биологическую сказку о Земноводных.

·        Кроссворд по теме «Многообразие Земноводных».

·        Интересные сообщения о лягушках.

·        Рисунки с изображением Амфибий.

         Доклады на тему «Редкие виды амфибий», «Интересные и необычные представители класса Земноводные», «Земноводные и народные поверья, связанные с ними».

СЛАЙД 16. Спасибо за внимание


 

Скачано с www.znanio.ru

СЛАЙД 1. Тема: Редкие и исчезающие виды земноводных

СЛАЙД 1. Тема: Редкие и исчезающие виды земноводных

СЛАЙД 6. Задание 3 В третьем задании вам необходимо доказать, что это животное относится именно к этому отряду

СЛАЙД 6. Задание 3 В третьем задании вам необходимо доказать, что это животное относится именно к этому отряду

СЛАЙД 14. Вывод : амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы

СЛАЙД 14. Вывод : амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2022