Религия древних греков
Педагогические
|
Способствовать формированию представлений о древнегреческой мифологии, причинах возникновения религии и ее роли в жизни людей в древности; создать условия для развития умений готовить сообщения на основе различных источников и выступать с ними |
Тип и вид урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-конференция |
Планируемые
|
Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом |
Личностные
|
Проявление понимания, интереса и уважения к ценностям культур других народов; умение анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Метапредметные |
Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Боги и богини Древней Греции: Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Гермес, Афина, Дионис, Афродита, Гефест, Арес, Аполлон, Артемида. Сатиры. Нимфы. Религиозные церемонии. Жрец. Храм. Религиозная церемония. Религия. Олимп. Мифы. Цербер. Крылатое выражение «авгиевы конюшни» |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение к учебнику. Аппликация (слайды) «Боги и богини Древней Греции». Рабочая тетрадь № 2. Проверочные материалы |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика |
формируемые УУД |
||||
I. Организационный |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, |
Сообщает тему урока, предлагает объяснить понятия «религиозные верования», «религия»; сформулировать учебную задачу |
Слушают учителя, раскрывают смысл понятий; формулируют учебную задачу |
Регулятивные: формулируют учебную задачу вместе с учителем |
Понятия |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Фантастическое отражение в религии природы Греции и занятий ее жителей |
Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, творческий. Рассказ учителя, работа с картой, аппликацией (слайдами), сообщения, беседа |
– В религиозных верованиях греков получили отражение те природные явления, от которых зависела жизнь людей. Боги Греции (стр.135) - Греки верили, что боги живут на горе Олимп. - Зевс – господствует на небе. - Посейдон – на море. - Аид – в «царстве мертвых». - Боги вмешиваются в дела людей. - Действиями богов объясняли природные явления, неурожаи, болезни. - Греки приносили жертвы богам, возводили в их честь храмы, создавали о них мифы.
|
Характеризуют верования древних греков, объясняют, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе. Выступают с сообщениями: рассказывают о греческих богах и богинях |
Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме. Познавательные: применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: используют знаково-символические средства |
Работа с картой, сообщения, беседа по вопросам |
Мифы Древней Греции |
Фронтальная. Словесный. Рассказ |
Организует чтение и пересказ мифов: 1) Миф о Деметре и ее дочери Персефоне. 2) Миф о Прометее. 3) Мифы о Геракле. 4) Миф о Дионисе и морских разбойниках. Миф о Деметре и ее дочери Персефоне - Аид похитил Персефону и унес ее в царство мертвых. - Вход в царство Аида охраняет Цербер – пес с тремя головами и змеиным хвостом. - Мать Персефон – богиня земледелия Деметра погрузилась в печаль. - От тоски Деметры наступила засуха, голод грозит всему живому. - Зевс послал к Аиду вестника богов Гермеса. - Гермес сказал, что Деметра две трети года будет жить на земле, а одну треть в подземном царстве. - Гермес доставил Деметру матери. - От ее радости распустились цветы, зазеленели пашни. Миф о Прометее - В древности люди жили в пещерах, не знали огня, не умели выращивать скот и растения. - Зевс решил истребить людей. - Прометей научил людей строить дома из камня, пахать поле, шить паруса и плавать по морям. - Научил людей письму и счету. - Прометей, не смотря на запрет Зевса, похитил огонь у Гефеста и принес его людям. - Гефест по приказу Зевса приковал Прометея к утесу. - Каждый день прилетал орел и клевал печень Прометея, а за ночь она вырастала вновь. - Прометей предсказал Зевсу, что, если он жениться на морской богине Фетиде, то она родит сына, который станет сильнее отца. - Зевс не женился. - По воле Зевса Геракл застрелил орла, освободил Прометея. - Фетида вышла замуж за человека и родила Ахиллеса. Мифы о Геракле - Геракл – сын Зевса и смертной женщины. - Огромный лев нападал на скот и людей. - Стрелы, пущенные Гераклом, отскочили от твердой шкуры. - Лев бросился на Геракла. - Геракл оглушил льва дубинкой. - Герой задушил льва. - Царь Авгий пообещал Гераклу десятую часть своих стад, если он за день очистит скотный двор. - Животные стояли по шею в навозной жиже. - Геракл изменил течение двух рек и их потоки унесли грязь со скотного двора. - Царь Микен приказал Гераклу принести 3 золотых яблока из волшебного сада на краю света. - По дороге Геракл боролся с великаном Антеем, сыном богини земли Геи, которая давала сыну силы, когда он стоял на ней. - Геракл задушил Антея в воздухе. - На краю света великан Атлант уговорил Геракла подержать за него на плечах небесны свод. - Атлант принес яблоки, но сказал, что сам отнесет их царю Микен. - Геракл пожелал сделать для плеч подушку из травы. - Атлант встал на свое место. - Геракл отнес яблоки в Микены. Миф о Дионисе и морских разбойниках - Дионис научил людей разводить виноград и делать вино. - Однажды он вышел на берег моря. - Главарь пиратов приказал схватить юношу и доставить на корабль, чтобы продать его в рабство. - Но веревки упали с рук пленника. - Лоза винограда обвила мачту, по кораблю зажурчали струи вина. - Дионис превратился в рычащего льва. - От ужаса пираты прыгали в море и превращались в дельфинов. |
Пересказывают мифы, объясняют, что привлекает в героях мифов. Раскрывают смысл крылатого выражения «авгиевы конюшни». Находят сходство религии греков и религии других народов Древнего Востока |
Познавательные: осуществляют анализ, сравнение; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: рассказывают, удерживая логику повествования; описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка |
Рассказ |
IV. Закрепление знаний и способов действий |
Парная, коллективная. Словесный, практический, проблемный. Тест, беседа |
Предлагает выполнить тестовые задания (или вопрос задаются вслух) (см. Приложение). – Чем отличались представления об облике богов у египтян (Анубис, Тот, Гер) и у греков? |
Называют
богов лике богов у египтян и у греков |
Познавательные: осуществляют сравнение. Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий; высказывают свое мнение |
Тест, беседа по вопросам |
V. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. Параграф 28 РТ_____________________________________ |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |
Задания
|
Ресурсный материал к уроку
Приложение
1. Кто считался самым могущественным из богов Олимпа?
1) Марс; 2) Посейдон; 3) Аид; 4) Зевс.
2. Покровителем чего считался Дионис?
1) Путешествия и почты; 2) театра, веселья и виноделия; 3) музыкантов и поэтов; 4) воинской доблести и мужества.
3. Кто из греческих богов подарил людям огонь?
1) Персефона; 2) Перикл; 3) Прометей; 4) Патрокл.
4. Морская богиня, мать героя Троянской войны Ахиллеса:
1) Фетида; 2) Афина; 3) Деметра; 4) Артемида.
5. На вершине какой горы, расположенной на территории Греции, по убеждению греков, жили боги?
1) Эльбрус; 2) Казбек; 3) Олимп; 4) Арарат.
6. Как звали чудовищного свирепого пса с тремя головами и змеиным хвостом, охранявшего вход в царство Аида?
1) Харибда; 2) Циклоп; 3) Цербер; 4) Сцилла.
7. Назовите вестника богов:
1) Дионис; 2) Гефест; 3) Гермес; 4) Арес.
8. Как звали сына Зевса, великого героя, совершившего двенадцать удивительных подвигов?
1) Гермес; 2) Атлант; 3) Прометей; 4) Геракл.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.