Методическая разработка урока открытия новых знаний
по теме:
«Семья»
Разработала:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Мазаева Наталья Витальевна
Нерехта. 2018 год.
Тема урока : «Семья»
Цель:
Знакомство со значением значение семьи в жизни каждого человека.
Задачи:
· Познакомить с понятиями: «семья», «члены семьи», «родственники».
· Развивать речь, внимание, мышление, память,
· Способствовать формированию понимания значимости семьи.
· Воспитывать любовь и уважение к своей семье.
· Воспитывать доброе, внимательное, чуткое отношение к окружающему миру.
· Формировать у обучающихся чувства ответственности и заботы за семью.
Оборудование:
Интерактивная доска
Проектор.
Детские проектные задания.
На уроке могут присутствовать родители, т. к. урок проходит в конце учебного года и может быть итоговым уроком.
Целевая группа:
учащиеся 1-2 класса.
Ход урока.
I. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Сегодня у нас с вами необычный урок: веселый т. к. мы будем играть, отгадывать загадки, рисовать, но в то же время и поучительный, потому что мы будем говорить о самом главном в жизни человека, а вот о чем вы сейчас узнаете, отгадав ребус.
II. Постановка проблемного вопроса.
На доске появляется ребус 7Я
Отгадайте ребус и назовите тему урока.
(Дети отгадывают ребус и называют тему урока)
Учитель:
Это слово каждый знает
Ни на что не променяет!
К цифре « семь» добавлю «Я»
И получится (дети говорят хором) СЕМЬЯ.
III. Целеполагание.
Давайте определим для себя цель урока. Чтобы вы хотели сегодня узнать, понять?
(дети определяют цель урока, заполняя 1 колонку таблицы, лежащей у каждого на парте).
Сегодня на уроке я хочу узнать |
Сегодня на уроке я узнал. |
|
|
IV. Открытие нового знания.
На доске появляется начало схемы:
Что же такое семья? Какие ассоциации возникают у вас при слове «семья»?
(дети пытаются дать определение)
Давайте проверим свои предположения и познакомимся со значением слова «Семья» в словаре.
(Читают значение слова семья в словаре Ожегова С.И. и Ушакова Д.Н и озвучивают определения)
(На доске появляются определения)
Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Таким образом, исходя из ваших ответов и определений из словарей, можно сделать вывод, что СЕМЬЯ- это родные, близкие друг другу люди, которые чаще всего живут вместе, иногда некоторые родные живут отдельно, но никогда не забывают заботиться друг о друге. Из кого же может состоять семья? Давайте отгадаем загадки и узнаем.
Я загадки загадаю!
Ты, попробуй отгадать!
Всех смогу я описать,
И узнаешь ты вполне
Кто живет в твоей семье.
1.Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама.
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша........(МАМА)
2.Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,-
Это наш любимый.....(ПАПА.)
3.Кто носки внучатам свяжет, Сказку старую расскажет, С медом даст оладушки? - Это наша.............( БАБУШКА) |
4. Кто всю жизнь работал, Окружал заботой Внуков, бабушку, детей, Уважал простых людей? На пенсии много лет Нестареющий наш,,,,,,,,,..(ДЕД) |
5.Мамы старшая сестра- С виду вовсе не стара, С улыбкой спросит: «Как живете?» Кто в гости к нам приехал? ….(ТЕТЯ)
|
6.Кто же с маминой сестрой Приезжает к нам порой? На меня с улыбкой глядя, «Здравствуй!» - говорит мне. …(ДЯДЯ) |
7.
Я этим человеком очень-очень горжусь
|
8.Со мною всегда она рядом, Спасибо вам, папа и мама,
|
По мере отгадывания загадок на доске появляется схема:
На Древней Руси семьи всегда были большие. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие. Готовясь к занятию, вы выполняли проектные задания. Давайте познакомимся с вашими семьями, расскажите из кого состоит ваша семья.
(Дети рассказывают о членах семьи)
Итак, мы с вами увидели, что у всех состав семьи разный, но какой бы он ни был, цель у всех членов семьи одна- сотворение семейного счастья .Счастье каждый человек понимает по своему, и все-таки если у человека нет своей семьи или в его семье нет мира и лада, вряд ли он сочтет себя счастливым. Вот и получается, что семейное счастье - при всем разнообразии представления о нем - нужно каждому из нас!
Взрослые люди вывели всем понятную формулу жизни: когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью домой, применительно к вам я бы сказала: счастье- это когда с радостью идешь на учебу, а вечером домой. Если в семье все хорошо, все ладится, то и учиться будете хорошо, доставлять радость родным.
Семья заряжает энергией. Хорошие дети вырастают в счастливых семьях. И наконец, люди живут в семье дольше (к такому выводу пришли медики).
Семью люди ценили во все времена, до нашего времени дошло очень много метких выражений или иначе говоря русских народных пословиц и поговорок о семье. Давайте вспомним некоторые из них.
V. Первичное закрепление знаний. Работа в парах.
Работа с пословицами:
На партах у ребят листы с пословицами и поговорками, напечатанные на картоне (чтобы они были мобильные и их можно было бы перемещать.)
Дети работают в парах.
(Сначала дети читают каждую и объясняют смысл, как их понимают.)
· В гостях хорошо, а дома лучше.
· В дружной семье и в холод тепло.
· В недружной семье добра не бывает.
· В семье согласно, так идет дело прекрасно.
· В семье разлад, так и дому не рад.
· Вся семья вместе, так и душа на месте.
· В хорошей семье хорошие дети растут.
· В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
· В семье, где нет согласия, добра не бывает.
· Согласие да лад_ в семье клад.
· Не будет добра, коли в семье вражда.
· Отца с матерью почитать- горя не знать.
· Человек без семьи, что дерево без плодов.
· Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
· Семья-опора счастья.
А теперь давайте разделим эти пословицы и поговорки на две группы: в первую соберем все те, которые относятся к счастливой семье, а во второй оставим те, чего не должно быть в семье.
Группа 1:
Группа 2:
Посмотрите какая у нас получилась внушительная первая группа, и во всех пословицах часто повторялись одни и те же слова, посмотрите внимательно и назовите мне их.
Ответы детей: Дружба, Согласие, Счастье, Лад, Любовь
Совершенно верно, в семье всегда будут царить мир, согласие, а значит все будут счастливы, если там поселятся: доброта, любовь, доверие, понимание, уважение, дружба, забота.
Готовясь к уроку, вы узнали, какие даты в нашей стране связаны с семьей. Кто может рассказать об этом?
(Дети отвечают)
• В нашей стране 2008 год был назван годом семьи.
• С этого времени 15 мая считается международным днём семьи и верности.
• В каждой религии есть примеры семейной верности и любви.
• 8 июля Россия отмечает День семьи, любви и верности.
• Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.
Семья находится под защитой государства; забота о детях, их воспитание - это еще и очень важная социальная единица, которая находится под охраной закона. В Статье 38 Конституции Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей; трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. А готовы ли наши дети к выполнению этого закона, как наши родители заботятся о своих детях, давайте провеем физкультурную минутку и проверим.
(Проводятся эстафеты «Семь нянек» и «Мамины помощники»)
VI. Присвоение нового знания.
Генеалогия - науке о родственных связях. На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на видном месте в домах знатных людей и являлось предметом гордости за свой род. Вы тоже попробовали составить такое древо, давайте познакомимся с самыми интересными.
(дети показывают и рассказывают о том, что узнали)
Были в семьях и гербы, которые символизировали все заслуги рода. А какие интересные современные гербы придумали вы вместе со своими родителями и что они означают? Расскажите.
(рассказы детей)
Традиция – то, что сложилось и передаётся из поколения в поколение. Какие традиции есть в ваших семьях?
(рассказы детей)
Слово учителя о реликвиях: Нас всегда интересуют секреты бабушкиного сундука, комода, шкафа, где хранятся семейные реликвии. Это могут быть документы, предметы, принадлежащие семье или роду, передающиеся из поколения в поколение (письмо, книга, которой 120 лет, прапра-пра-бабушкина скатерть, которой до сих пор накрывают стол ).
(экскурсия по экспозиции семейных реликвий)
Творческая работа:
Семья – это семь Я. И нужно порой решить множество проблем, поэтому у семьи есть очень нежный символ — ромашка.
Я предлагаю вам сейчас выполнить небольшую творческую работу, ваши родители могут вам помогать.
(Учитель раздает альбомные листы, в центре нарисован круг.)
Задание: дорисовать круг до ромашки, подписать не лепестках качества вашей семьи.
VII. Итог урока. Рефлексия.
(дети объясняют, что написали и почему.)
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная (все хором) СЕМЬЯ.
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!!!
Наш урок подошел к концу. Я думаю, что каждый из вас сегодня понял, как это здорово, когда у человека есть семья, близкие и родные люди. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда царили мир и покой. Удачи вам всем, спасибо за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.