Конспект урока по теме "Семья"
Оценка 4.6

Конспект урока по теме "Семья"

Оценка 4.6
docx
22.01.2020
Конспект урока по теме "Семья"
Урок по теме Семья.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока открытия новых знаний

 

 

по теме:

 «Семья»

 

 

Разработала:

 учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

Мазаева Наталья Витальевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нерехта. 2018 год.

 

 

 

 

 

Тема урока :  «Семья»

 

Цель:

Знакомство со значением значение семьи в жизни каждого человека.

Задачи:

·         Познакомить с понятиями: «семья», «члены семьи», «родственники».

·         Развивать речь, внимание, мышление, память,

·         Способствовать формированию понимания значимости семьи.

·         Воспитывать любовь и уважение к своей семье.

·         Воспитывать доброе, внимательное, чуткое отношение к окружающему миру.

·         Формировать у обучающихся чувства ответственности и заботы за семью.

 

Оборудование:

Интерактивная доска

Проектор.

Детские проектные задания.

На уроке могут присутствовать родители, т. к. урок проходит в конце учебного года и может быть итоговым уроком.

 

Целевая группа:

учащиеся 1-2 класса.

 

Ход урока.

 

I.       Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас  на сегодняшнем уроке. Сегодня у нас с вами необычный урок: веселый т. к. мы будем играть, отгадывать загадки, рисовать, но в то же время и поучительный, потому что мы будем говорить о самом главном в жизни человека, а вот о чем вы сейчас узнаете, отгадав ребус.

 

II.    Постановка проблемного вопроса.

На доске появляется ребус

Отгадайте ребус и назовите тему урока.

 

 (Дети отгадывают ребус и называют тему урока)

Учитель:

Это слово каждый знает

Ни на что не променяет!

К цифре « семь» добавлю «Я»

И получится  (дети говорят хором) СЕМЬЯ.

 

III. Целеполагание.

Давайте определим для себя цель урока. Чтобы вы хотели сегодня узнать, понять?

(дети определяют цель урока, заполняя 1 колонку таблицы, лежащей у каждого на парте).

 

Сегодня на уроке я хочу узнать

Сегодня на уроке я узнал.

 

 

 

 

 

IV. Открытие нового знания.

 

На доске появляется начало схемы:

 

Что же такое семья? Какие  ассоциации возникают у вас при слове «семья»?

(дети пытаются дать определение)

Давайте проверим свои предположения и познакомимся со значением слова «Семья» в словаре.

(Читают значение слова семья в словаре Ожегова С.И. и Ушакова Д.Н и  озвучивают определения)

(На доске появляются определения)

 

Словарь Ожегова С.И.:

1. Это группа живущих вместе близких родственников;

2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

 

Ушаков Д.Н.:

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

 

Таким образом, исходя из ваших ответов и определений из словарей,  можно сделать вывод, что СЕМЬЯ- это родные, близкие друг другу люди, которые чаще всего живут вместе, иногда некоторые родные живут отдельно, но никогда не забывают заботиться друг о друге. Из кого же может состоять семья? Давайте отгадаем загадки и узнаем.

 

Я загадки загадаю!

Ты, попробуй отгадать!

Всех смогу я описать,

И узнаешь ты вполне

Кто живет в твоей семье.

 

1.Кто нежнее всех на свете?

   Кто готовит нам обед?

   И кого так любят дети?

   И кого прекрасней нет?

   Кто читает на ночь книжки?

   Разгребая горы хлама.

   Не ругает нас с братишкой.

   Кто же это? Наша........(МАМА)

 

2.Кто научит гвоздь забить,

   Даст машину порулить

   И подскажет, как быть смелым,

   Сильным, ловким и умелым?

   Все вы знаете, ребята,-

   Это наш любимый.....(ПАПА.)

 

3.Кто носки внучатам свяжет,

   Сказку старую расскажет,

   С медом даст оладушки?

   - Это наша.............( БАБУШКА)

4. Кто всю жизнь работал,

    Окружал заботой

    Внуков, бабушку, детей,

    Уважал простых людей?

    На пенсии много лет

    Нестареющий наш,,,,,,,,,..(ДЕД)

 

5.Мамы старшая сестра-

   С виду вовсе не стара,

   С улыбкой спросит:  «Как живете?»

   Кто в гости к нам приехал? ….(ТЕТЯ)

 

 6.Кто же с маминой сестрой

    Приезжает к нам порой?

    На меня с улыбкой глядя,

    «Здравствуй!» - говорит мне. …(ДЯДЯ)

7. Я этим человеком очень-очень горжусь
    И в этом всем с радостью вновь признаюсь!
    Знакомы с рожденья и с детства дружны,
    Поэтому очень друг другу нужны!
    Спасибо за то, что ты добр и умён,
    Отзывчив, надёжен, красив и силён!
    Готов ты помочь и понять меня рад,
    Ты — самый хороший и преданный ....(БРАТ)

 

 8.Со мною всегда она рядом,
    Как может смягчает беду.

    Спасибо вам, папа и мама,
    Что мне подарили......(СЕСТРУ)

 

 

По мере отгадывания загадок на доске  появляется схема:

 

 

 

 

На Древней Руси семьи всегда были большие. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.  Готовясь к занятию, вы выполняли проектные задания. Давайте познакомимся с вашими семьями, расскажите из кого состоит ваша семья.

(Дети рассказывают о членах семьи)

 

Итак, мы с вами увидели, что у всех состав семьи разный, но какой бы он ни был, цель у всех членов семьи одна- сотворение семейного счастья .Счастье каждый человек понимает по своему, и все-таки если у человека нет своей семьи или в его семье нет мира и лада, вряд ли он сочтет себя счастливым. Вот и получается, что семейное счастье - при всем разнообразии представления о нем - нужно каждому из нас!

Взрослые люди вывели всем понятную формулу жизни: когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью домой, применительно к вам я бы сказала: счастье- это когда с радостью идешь на учебу, а вечером домой. Если в семье все хорошо, все ладится, то и учиться будете хорошо, доставлять радость родным.

Семья заряжает энергией. Хорошие дети вырастают в счастливых семьях. И наконец, люди живут в семье дольше (к такому выводу пришли медики).

Семью люди ценили во все времена, до нашего времени дошло очень много метких выражений или иначе говоря русских народных пословиц и поговорок о семье. Давайте вспомним некоторые из них.

 

V.    Первичное закрепление знаний. Работа в парах.

 

Работа с пословицами:

 

На партах у ребят листы с пословицами  и поговорками,  напечатанные на картоне (чтобы они были мобильные и их можно было бы перемещать.)

Дети работают в парах.

(Сначала дети читают каждую и объясняют смысл, как их понимают.)

·         В гостях хорошо, а дома лучше.

·         В дружной семье и в холод тепло.

·         В недружной семье добра не бывает.

·         В семье согласно, так идет дело прекрасно.

·         В семье разлад, так и дому не рад.

·         Вся семья вместе, так и душа на месте.

·         В хорошей семье хорошие дети растут.

·         В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

·         В семье, где нет согласия, добра не бывает.

·         Согласие да лад_ в семье клад.

·         Не будет добра, коли в семье вражда.

·         Отца с матерью почитать- горя не знать.

·         Человек без семьи, что дерево без плодов.

·         Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

·         Семья-опора счастья.

 

А теперь давайте разделим эти пословицы и поговорки на две группы: в первую соберем все те, которые относятся к счастливой семье, а во второй оставим те, чего не должно быть в семье.

Группа 1:

  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • В дружной семье и в холод тепло.
  • В семье согласно, так идет дело прекрасно.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
  • Согласие да лад - в семье клад.
  • Отца с матерью почитать- горя не знать.
  • Человек без семьи, что дерево без плодов.
  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
  • Семья-опора счастья.

Группа 2:

  • В недружной семье добра не бывает.
  • В семье разлад, так и дому не рад.
  • В семье, где нет согласия, добра не бывает.
  • Не будет добра, коли в семье вражда.

 

Посмотрите какая у нас получилась внушительная первая группа, и во всех пословицах часто повторялись одни и те же слова, посмотрите внимательно и назовите мне их.

Ответы детей:       Дружба, Согласие, Счастье, Лад, Любовь

 

Совершенно верно, в семье всегда будут царить мир, согласие, а значит все будут счастливы, если там поселятся: доброта, любовь, доверие, понимание, уважение, дружба, забота.

 

 

 

 

 

Готовясь к уроку, вы узнали, какие даты в нашей стране связаны с семьей. Кто может рассказать об этом?

(Дети отвечают)

 

•          В нашей стране 2008 год был назван годом семьи.

•          С этого времени 15 мая считается международным днём семьи и верности.

•          В каждой религии есть примеры семейной верности и любви.

•          8 июля  Россия отмечает День семьи, любви и верности.

•          Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.

 

Семья находится под защитой государства; забота о детях, их воспитание - это еще и очень важная социальная единица, которая находится под охраной закона. В Статье 38 Конституции  Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей; трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. А готовы ли наши дети к выполнению этого закона, как наши родители заботятся о своих детях, давайте провеем физкультурную минутку и проверим.

 (Проводятся эстафеты «Семь нянек» и «Мамины помощники»)

 

 

VI. Присвоение нового знания.

Генеалогия - науке о родственных связях. На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на видном месте в домах знатных людей и являлось предметом гордости за свой род. Вы тоже попробовали составить такое древо, давайте познакомимся с самыми интересными.

(дети показывают и рассказывают о том, что узнали)

 

Были в семьях и гербы, которые символизировали все заслуги рода. А какие интересные современные гербы придумали вы вместе со своими родителями и что они означают? Расскажите.

(рассказы детей)

 

Традиция – то, что сложилось и передаётся из поколения в поколение. Какие традиции есть в ваших семьях?

(рассказы детей)

 

Слово учителя о реликвиях: Нас всегда интересуют секреты бабушкиного сундука, комода, шкафа, где хранятся семейные реликвии. Это могут быть документы, предметы, принадлежащие семье или роду, передающиеся из поколения в поколение (письмо, книга, которой 120 лет,  прапра-пра-бабушкина скатерть, которой до сих пор накрывают стол ).

 

(экскурсия по экспозиции семейных реликвий)

 

Творческая работа:

Семья – это семь Я. И нужно порой решить множество проблем, поэтому у семьи есть  очень нежный символ — ромашка.

Я предлагаю вам сейчас выполнить небольшую творческую работу, ваши родители могут вам помогать.

(Учитель раздает альбомные листы, в центре нарисован круг.)

Задание: дорисовать круг до ромашки, подписать не лепестках качества вашей семьи.

 

VII.                   Итог урока. Рефлексия.

 

  • Выставка рисунков .

(дети объясняют, что написали и почему.)

 

  • Дети заполняют 2 колонки таблицы и затем озвучивают свои ответы.

 

 

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная (все хором) СЕМЬЯ.

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!!!

Наш урок подошел к концу. Я думаю, что каждый из вас сегодня понял, как это здорово, когда у человека есть семья, близкие и родные люди. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда царили мир и покой. Удачи вам всем, спасибо за урок.

 

 

 

Конспект урока по теме "Семья"

Конспект урока по теме "Семья"

Конспект урока по теме "Семья"

Конспект урока по теме "Семья"

Конспект урока по теме "Семья"

Конспект урока по теме "Семья"

Конспект урока по теме "Семья"

Конспект урока по теме "Семья"

Конспект урока по теме "Семья"

Конспект урока по теме "Семья"

Конспект урока по теме "Семья"

Конспект урока по теме "Семья"

Конспект урока по теме "Семья"

Конспект урока по теме "Семья"

Конспект урока по теме "Семья"

Конспект урока по теме "Семья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020