Программа внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению
"В здоровом теле - здоровый дух"
(1-4 класс)
Уровень образования: начальное общее
Срок реализации программы: 4 года
Дано мне тело – что мне делать с ним, таким единым и таким моим?
(Осип Мандельштам)
Автор: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Мазаева Наталья Витальевна
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью, здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: “забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Между тем, в последние годы резко снизилась роль школы в воспитании детей.
С каждым годом растет заболеваемость учащихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, изменение опорно-двигательного аппарата, позвоночника, нарушения со стороны центральной системы.
Важную роль в сохранении здоровья имеет правильный образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.
Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей основам здорового образа жизни. В начальных классах необходимо проводить уроки здоровья, на которых должны закладываться навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки.
Все это побудило меня к созданию программы “В здоровом теле – здоровый дух ”. Реализация данной программы может быть выполнена разными путями, но обязательно при условии решения задач осознания ценности здоровья как:
· личной ценности;
· наследственной ценности;
· общественной ценности.
Здоровье, как общественная ценность, рассматривается в двух аспектах: нравственном (как одно из требующих бережного отношения к себе свойств личности) и экономическом (для индивида и общества). Рассматривая здоровье как собственность индивида, следует обращать внимание детей на ответственность этой собственности, анализируя с помощью частных примеров.
Осознание ценностей здоровья должно явиться стимулом осознания личной потребности в нем. Эта потребность становится все более прочной и разносторонней. Закрепление ее осуществляется на каждом этапе образовательного процесса.
Следующая задача воспитательного процесса – формирование мотивации здорового образа жизни. Воспитанию следует предъявить большее жизненное значение, чем образованию.
Программа реализуется в течение всего периода обучения в начальной школе. Внеурочные занятия с обучающимися проводятся 1 раз в неделю (34 часа в год)
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры, пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей, сохранение и укрепление здоровья детей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Формировать устойчивый интерес родителей и детей к здоровому образу жизни через детско-родительские отношения.
2. Научить родителей совместному выполнению со своими детьми физических упражнений и подвижных игр.
3. Дать основные представления о формах и методах по физическому воспитанию детей в совместной деятельности.
4. Способствовать развитию у детей двигательных умений и навыков, а так же координации движений.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА:
Программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов. В реализации программы активное участие принимают родители (законные представители обучающихся)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Основные темы предлагаемой программы “В здоровом теле – здоровый дух ”:
1. Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания;
2. Рациональная организация и гигиена умственной деятельности младших классов;
3. Влияние физического труда на укрепление здоровья школьников;
4. Знание и навыки личной и общественной гигиены;
5. Рациональное питание – основа нормальной жизнедеятельности ребенка;
6. Правильное гигиеническое поведение школьников – защита от травматизма;
7. Гигиенические аспекты полового воспитания;
8. Профилактика вредных привычек.
Каждая тема включает в себя тематические беседы, помогающие формированию мотивации здорового образа жизни, и представлена в двух аспектах: теоретических и практических.
Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания.
а) Утренняя зарядка, водные процедуры.
· Значение утренней зарядки и для укрепления здоровья, воспитание силы воли, хорошего самочувствия.
· Разучивание комплексов утренней зарядки.
· Ежедневно выполнять утреннюю зарядку .
· Четкая последовательность упражнений.
б) Закаливание.
· Беседа о закаливающих процедурах: закаливание воздухом, водой, солнцем, ходьбой босиком, принципы закаливания.
· Сознательно, систематически, последовательно, постепенно, с учетом физического развития и состояния выполнять правила закаливания.
в) Гигиена правильной осанки.
Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля. Большое значение для формирования правильной осанки имеет повседневный контроль за тем, как ребенок ходит, стоит при разговоре с учителем, при ответе с места, правильно ли он сидит при выполнении письменных заданий.
Школьник, сидящий за партой, в сущности, неподвижен. С этим связано статистическое напряжение мускулатуры. Если ребенок наваливается грудью или животом на край стола, то происходит сдавливание внутренних органов и крупных кровеносных сосудов, находящихся в грудной и брюшной полостях. Неестественное положение туловища ведет к неправильному развитию опорно-двигательного аппарата, в первую очередь, позвоночника, способствует его искривлению. Близкое расстояние от глаз до рабочей поверхности ведет к напряжению зрения, способствует развитию близорукости.
У ребенка должен быть выработан автоматизм в привычке правильно сидеть. Прежде всего необходимо, чтобы у ребенка было сформировано убеждение в необходимости правильной осанки с помощью понятных им мотивов.
· Значение правильной осанки для гармоничного развития организма.
· Здоровьесберегающее воздействие спортивных мероприятий, утренние зарядки на формирование осанки.
· Санитарно-гигиенические требования к подбору школьной мебели, правильная поза во время учебных занятий.
· Регулярно выполнять зарядку, контролировать правильную осанку.
· Строго выполнять правила правильной посадки и осанки.
· Пользоваться правилами самоконтроля и саморегуляции.
г) Двигательная активность.
· Основные здоровьесберегающие факторы двигательной активности: утренняя зарядка, физкульпаузы на уроках, подвижные игры на динамических часах, переменах, прогулки перед сном .
· Правила поведения во время перемен, соответствие одежды погоде и характеру занятий.
· Активное участие в динамических часах, подвижных играх, спокойный отдых перед звонком, перед отбоем.
· Рациональная организация и гигиена умственной деятельности младших классов.
Рациональная организация и гигиена умственной деятельности младших классов;
Учеными установлено, что десятки процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму. В дневное время наиболее активны те отделы вегетативной нервной системы, которые стимулируют артериальное давление, сокращение кишечника, потоотделение и другие функции, дающие организму наиболее благоприятные возможности для физической и умственной работы.
Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры, опорожняет кишечник, то у него вырабатывается рефлекс на время. Динамический стереотип задает определенный ритм жизни, облегчающий все жизненные процессы, помогает выполнению такой важной деятельности школьника, как учебное занятие. У ученика, в определенное время приступающего к урокам, происходит не только психологический, но и физиологический настрой к необходимому часу – несколько усиливается дыхание, кровообращение, биоэлектрическая активность мозга и т.д. Эта готовность к выполнению умственной работе позволяет быстрее и лучше выполнить необходимое задание.
Выполнение режима дня дает хорошую возможность воспитания самодисциплины. При этом должны соблюдаться единые требования, учебные обязанности, предъявляемые к ребенку дома и в школе, предусматриваться время для необходимой социальной деятельности школьника – общественные работы, самообслуживание, помощь по дому.
· Здоровьесберегающий фактор – правильный режим дня, четкая организация умственной деятельности, гигиена рабочего места, проветривание, выполнение физпауз на уроках, активная деятельность на переменах, динамических часах. Гигиенические требования ко сну, значение проветривания перед сном.
· Самоконтроль за правильным поведением на уроках, поведением на переменах, соблюдением правильного режима дня. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на уроках, во время перемен, во время приготовления домашних заданий. Соблюдение рекомендаций по выполнению гигиенических требований к просмотру телепередач, к режиму отбоя.
Влияние физического труда на укрепление здоровья школьников.
Трудовую деятельность детей организуют взрослые.
Помимо большого воспитательного значения посильный труд оказывает и оздоровительное влияние: улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, повышаются обменные процессы, укрепляется костно-мышечная система, повышаются выносливость, работоспособность, совершенствуется координация движений, появляются новые условнорефлекторные связи. Под влиянием труда в коре больших полушарий головного мозга быстрее протекают нервные процессы. Вместе с тем, оздоровительное влияние физического труда возможно только при соответствии его как по характеру, так и по объему, возрастным возможностям и состоянию здоровья учащихся, а также при соблюдении гигиенических требований к режиму трудового обучения и условиям его проведения. Однообразная длительная работа не дает возможности чередовать нагрузку на разные группы мышц, что ведет к снижению уровня насыщения крови кислородом, нарушению физиологических функций.
Нельзя “наказывать” трудом. Дети должны видеть реальные результаты своего труда.
а) Организация рабочего места.
· Беседа по санитарно-гигиеническим требованиям к учебным помещениям, рабочему месту.
· Проветривание помещений, уборка рабочего места и класса, хранение рабочего инвентаря в определенном месте.
б) Предупреждение и профилактика травматизма.
Эта проблема может решаться только при тесном содружестве семьи и школы.
Важно обучить детей, привить навыки по пользованию опасными предметами в школе, группе, дома, правильному поведению и ориентированию в опасных ситуациях, и довести их до полного автоматизма.
Должны быть под запретом особо опасные для здоровья и жизни школьников игры и занятия. В данном случае необходим контроль со стороны взрослых, организация отдыха и досуга.
· Выполнение требований к организации рабочего места, правила пользования рабочими инструментами и инвентарем.
· Соблюдение и самоконтроль по выполнению санитарно-гигиенических требований, правил техники безопасности на уроках трудового обучения.
в) Организация отдыха.
В основе рационального отдыха лежит перемена деятельности. Отдыхом во время урока является перемена деятельности, переход с письма и чтения на более легкую для большинства форму обучения: рассказ, собеседование. Игровые элементы и особенно физкультминутка помогают снять утомление мышц, ослабить умственное напряжение.
Перемену лучше всего проводить на свежем воздухе на пришкольном участке под контролем старших, привлекая к участию всех детей. Игры рекомендуется прекращать за 2 минут до звонка, чтобы ученики успокоились.
· Сочетание труда и отдыха.
· Организация пауз во время работы под контролем учителя.
Знание и навыки личной и общественной гигиены.
Весьма эффективной формой достижения единства требований школы и семьи в воспитании здорового ребенка является информация по вопросам гигиенического воспитания.
За несоблюдение правил гигиены можно постыдить школьника, действуя на его самолюбие, но вместе с тем поддерживать в нем уверенность в возможности отказа от дурной привычки. Но нужно иметь в виду, привычка грызть ногти, ручки, дергать волосы, кусать и облизывать губы, может быть проявлением детской нервозности.
· Правила личной гигиены.
· Правила ухода за чистотой тела, одежды, смены белья.
· Важность овладения правилами культуры поведения.
· Регулярное соблюдение правил личной гигиены (мытье рук, уход за ногтями, за полостью рта, за чистотой, одежды, частей тела, головы).
· Умение правильно оценивать и контролировать соблюдение правил личной гигиены.
Рациональное питание – основа нормальной жизнедеятельности ребенка.
В настоящее время значительная часть гигиенических рекомендаций строится на знании ритмической деятельности организма. Десятки процессов, протекающих в организме человеке, подчинены суточному расписанию.
К определенному часу, когда происходит прием пищи, выделяются пищеварительные соки, организм готов к еде, ребенок хочет есть. Усвоение питательных веществ в данном случае максимальное, что так важно для растущего организма. Готовность организма к определенному времени и является общей важной физиологической основой режима дня.
· Правильный режим питания, значение пищи для растущего организма.
· Животная и растительная пища – основа рационального питания.
· Значение витаминов для организма.
· Здоровьесберегающий фактор – выполнение правил поведения, гигиены.
· Употребление разнообразной пищи, ограничение в употреблении сладостей, кондитерских изделий, вред переедания, еды всухомятку.
· Прием ужина не позднее 1,5 часов до отбоя.
· Соблюдение рационального режима питания, употребление в пищу продуктов, содержащих витамины.
Правильное гигиеническое поведение школьников – защита от травматизма.
Анализ заболеваемости показывает, что среди детей младшего школьного возраста травматизм стоит на 4 месте. В последние годы изменилось отношение к этому вопросу. Установлено, что травмы носят сезонные колебания, имеют возрастную избирательность, встречаются в определенных местах.
При обучении правилам безопасности важное место занимает проведение так называемых “экскурсий безопасности”. Учитывая обстоятельства, что более чем в 50% несчастных случаев на дорогах повинны дети, то полезно разобрать с ними несколько конкретных ситуаций, в результате которых произошла трагедия. Не менее важным является участие в профилактических мероприятиях представителей специализированных ведомств и органов.
· Соблюдение ПДД, правил пользования общественным транспортом, правил перехода улиц и дорог.
· Профилактика и предупреждение бытовых травм (дома, на улице, в школе, в группе).
· Правила поведения на переменах, во время экскурсий, при проведении
· динамических часов.
· Правила поведения и безопасности в экстремальных ситуациях (во время пожара, теракта и др.).
· Соблюдение техники безопасного поведения на улицах и дорогах города. Движение по сигналам светофоров (при их отсутствии, согласно правилам ДД). Соблюдение правил безопасного поведения дома, в школе, в группе при работе с колющими и режущими предметами, при использовании спортивного и рабочего инвентаря и инструментов. Соблюдение правил безопасного поведения на льду, в воде, в незнакомых местах, во время паводка.
· Строгое и неукоснительное соблюдение правил безопасного поведения на переменах, лестницах, в столовой, других общественных местах.
· Строгое соблюдение правил безопасного поведения в экстремальных ситуациях. Умение оказать первую медицинскую помощь при травмах, ранах, ушибах и т.д.
Гигиенические аспекты полового воспитания.
а) Мальчики.
· Уважительное отношение к женщине, матери. Значение дружной и крепкой семьи. Дружба с девочками. Специфическая гигиена. Понятие о вредных привычках, их профилактика и предупреждение.
· Соблюдение личной и специфической гигиены, регулярное выполнение зарядки, принятие водных процедур. Посильная помощь дома, в классе, в группе.
б) Девочки.
· Значение дружной и крепкой семьи. Почтительное отношение к родителям, к взрослым. Необходимость дружбы и откровенности с теми, кому доверяешь. Содержание в чистоте тела, соблюдение специфической гигиены.
· Активное участие в семейных, классных, внеклассных делах мероприятиях. Неукоснительное и строгое соблюдение правил личной и специфической гигиены, выполнение зарядки, принятие водных процедур.
Профилактика вредных привычек.
Более серьезного внимания требуют вредные привычки, формирование которых происходит в младшем школьном возрасте – курение, алкоголизм, токсикомания, наркомания.
В беседах с детьми необходимо не ограничиваться только медицинской стороной дела, а обращать внимание на социально-бытовые аспекты. Эта проблема должна оставаться в зоне постоянного внимания учителя.
В борьбе с вредными привычками школьников, как показывает педагогическая практика, хороший результат дают даже простейшие опыты или демонстрации знакомых детям натуральных предметов, они хорошо запоминаются и побуждают выполнять гигиенические рекомендации, бороться с вредными и дурными привычками.
В воспитании здорового ребенка важен тесный контакт и содружество учителей с медицинскими работниками, особенно в проведении профилактических мероприятий, в работе с ослабленными детьми, санитарном просвещении родителей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Повышение активности родителей в образовательном процессе, в укреплении здоровья детей и их физического совершенствования.
2. Систематизация знаний родителей по вопросам физического воспитания детей.
3. Увеличение количества детей с высоким уровнем физического развития.
4. Снижение уровня заболеваемости обучающихся.
5. Повышение качества знаний обучающихся о ЗОЖ
К концу 4 класса учащиеся овладевают:
Личностные УУД:
· активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи исопереживания;
· проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
· проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
· казывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Регулятивные УУД:
· умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
· умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
· умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Познавательные УУД:
· характеризовать явления (действия и поступки), давать им обективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
· находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
· общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
· обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
· организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
· планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
· анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
· оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
· управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Коммуникативные УУД:
· развитие задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий;
· признание уникальности личности каждого ребенка;
· создание условий для личностного самоопределения и самовыражения;
· формирование положительно-активного отношения к окружающему миру (положительно направленная мотивация пробуждает к позитивной преобразовательной деятельности);
· формирование эмоциональной и мотивационной готовности личности к процессу воспитания и самовоспитания.
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: анализ заболеваемости детей, уровня физического развития, диагностика физических качеств и двигательных навыков, анкетирование родителей в начале учебного года и в конце.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1. Практические методы:
· Совместные походы, экскурсии с родителями;
· Совместное проведение спортивных мероприятий родителей и детей;
2. Словесные методы:
· Тематические родительские собрания с привлечением специалистов;
· Тематические классные часы, тренинги.
3. Наглядные методы:
· Использование ИКТ для проведения физкультминуток;
· использование различных атрибутов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993.
2. Безруких М. М. Здоровье, формирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. М., 2001.
3. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. М., 2005.
4. Дошкольная педагогика, научно-практический журнал № 4, 2005г.
5. Вильчковский Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста.
6. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость.
7. Скрипалев В. С. Наш семейный стадион
8. Короткова Н.А. Как играть с ребенком
9. Капланский В.Е. На лыжах в выходной.
Интернет-ресурсы:
Приложение 1
· РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ:
· Какое место занимает физкультура в вашей семье (на начало 2012-2013 учебного года)
· 1. Кто-то из родителей занимается или занимался спортом? ДА – 20% нет – 80%
· 2. Есть в доме спортивный снаряд? ДА – 15% НЕТ – 85%
· 3. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? ДА - 70% НЕТ – 30 %
· 4. Соблюдает ли ребенок этот режим? ДА – 60% НЕТ – 40%
· 5. Делаете ли вы с ребенком дома утреннюю гимнастику?
· а) ДА – 21% НЕТ – 79%
· б) регулярно или нерегулярно ДА 5% НЕТ – 95%
· 6. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)? ДА – 40% НЕТ – 60%
· 7. Гуляете ли Вы совместно с ребенком на природе, во дворе? ДА – 60% НЕТ – 5% ИНОГДА – 35%
· 8. Виды деятельности ребенка в выходные дни:
· а) Подвижные игры - ДА – 5% б) Спортивные игры - ДА – 0%
· в) Настольные игры - ДА – 80% г) Сюжетно - ролевые игры - ДА – 65%
· д) Музыкально - ритмическая деятельность - ДА – 0% е) Просмотр телепередач – ДА – 60%
· ж) Конструирование - ДА – 40% з) Чтение книг – ДА – 5%
9.Какое место занимает физкультура в вашей семье (на конец 2012-2013 учебного года)
· 1. Кто-то из родителей занимается или занимался спортом? ДА – 20% НЕТ – 80%
· 2. Есть в доме спортивный снаряд? ДА – 65% НЕТ – 35%
· 3. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? ДА - 90% НЕТ – 10 %
· 4. Соблюдает ли ребенок этот режим? ДА – 75% НЕТ – 35%
· 5. Делаете ли вы с ребенком дома утреннюю гимнастику?
· а) ДА – 60% НЕТ – 40%
· б) регулярно или нерегулярно ДА 30% НЕТ – 70%
· 6. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)? ДА – 50% НЕТ - 50
· 7. Гуляете ли Вы с ребенком на природе, во дворе? ДА – 70% НЕТ – 5% ИНОГДА – 25%
· 8. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:
· а) Подвижные игры - ДА – 85% б) Спортивные игры - ДА – 30%
· в) Настольные игры - ДА – 80% г) Сюжетно - ролевые игры - ДА – 65%
· д) Музыкально - ритмическая деятельность - ДА – 15%е) Просмотр телепередач – ДА – 60%
· ж) Конструирование - ДА – 40% з) Чтение книг – ДА – 25%
· А также по итогам работы за год был проведен опрос из которого видно, что практически все родители в течение всего года оценили работу «удовлетворительной» (смотреть ниже).
Уровни освоения стандартов |
2012-2013 |
2013-2014 |
Высокий |
0% |
60% |
Средний |
100% |
40% |
Низкий |
0% |
0% |
· Анализируя показатели заболеваемости детей первого года обучения, было выявлено, что дети стали реже пропускать занятия по болезни (таблица 3).
Таблица 3. Анализ заболеваемости детей
Показатели |
2012 – 2013 уч.год 1 класс |
2013 – 2014 уч. Год 2 класс |
Общее количество заболеваний (ОРВИ, Ангина) |
Меньше в 2 раза |
меньше в 3-4 раза |
Вывод:
· На основе полученных результатов анализа можно сказать, что актуальная проблема, связанная с необходимостью получения педагогической помощи родителями по физическому развитию и воспитанию детей, по укреплению здоровья, решается.
· Дальнейшая часть реализации программы по организации работы с семьей, которая рассчитана на детей начальных классов, будет осуществляться в 2013-2016 учебном году. Окончательные итоги будут подведены в мае 2016 г. Основными формами подведения итогов реализации программы будут: анкетирование родителей, диагностические показатели по развитию двигательных умений и навыков у детей и анализ заболеваемости детей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел программы |
1 класс (кол-во часов) |
2 класс (кол-во часов) |
3 класс (кол-во часов) |
4 класс (кол-во часов) |
Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания.
|
4 |
3 |
3 |
2 |
Рациональная организация и гигиена умственной деятельности младших классов;
|
4 |
4 |
3 |
3 |
Влияние физического труда на укрепление здоровья школьников.
|
4 |
4 |
4 |
4 |
Знание и навыки личной и общественной гигиены.
|
5 |
4 |
3 |
4 |
Рациональное питание – основа нормальной жизнедеятельности ребенка.
|
5 |
6 |
6 |
5 |
Правильное гигиеническое поведение школьников – защита от травматизма.
|
7 |
7 |
7 |
5 |
Гигиенические аспекты полового воспитания.
|
2 |
2 |
3 |
4 |
Профилактика вредных привычек
|
3 |
4 |
5 |
5 |
ВСЕГО ЗА ГОД: |
34 |
34 |
34 |
34 |
Календарно – тематическое планирование.
1 класс
Тема |
Кол-во часов |
Сроки. |
Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания
|
||
Разучивание комплекса упражнений утренней зарядки |
1 |
|
Значение правильной осанки для гармоничного развития всего организма |
1 |
|
Беседа о ходьбе босиком |
1 |
|
Запись в спортивные секции |
1 |
|
Рациональная организация и гигиена умственной деятельности младших классов |
||
Режим дня школьника |
1 |
|
Беседа «Ты и компьютер» |
1 |
|
Игра- -соревнование «Взятие снежной крепости» |
1 |
|
Азбука безопасного поведения на улице |
1 |
|
Влияние физического труда на укрепление здоровья школьников
|
||
Дежурство по классу и проветривание во время перемен |
1 |
|
Соблюдение техники безопасности на уроках технологии |
1 |
|
Беседа «Как я помогаю маме» |
1 |
|
Опыт «Огород на подоконнике» (выращивание луковицы) |
1 |
|
Знание и навыки личной и общественной гигиены
|
||
Беседа «Что я делаю для сохраниения своего здоровья» |
1 |
|
Солнце, воздух и вода – факторы закаливания организма |
1 |
|
Беседа «Мои ссадины и царапины» |
1 |
|
Беседа «Забочусь о себе – забочусь о всех» |
1 |
|
Рациональное питание – основа нормальной жизнедеятельности ребенка
|
||
Беседа «Значение витаминов для организма» |
1 |
|
Беседа «Ограничение употребления сладостей» |
1 |
|
Беседа «О вреде еды всухомятку» |
1 |
|
Конкурс рисунков «Моё любимое блюдо» |
1 |
|
Гигиена питания |
1 |
|
Правильное гигиеническое поведение школьников – защита от травматизма
|
||
Соблюдение ПДД на улицах и дорогах |
1 |
|
Составление плана-карты «Мой путь до школы» |
1 |
|
Предупреждение бытовых травм дома |
1 |
|
Соблюдение техники безопасности на улицах и дорогах города |
1 |
|
Правила поведения на переменах, во время экскурсий, при проведении динамических часов |
1 |
|
Соблюдение правил безопасного поведения дома, в школе при работе с колющими и режущими предметами |
1 |
|
Соблюдение правил безопасного поведения на льду, в воде, незнакомых местах |
1 |
|
Гигиенические аспекты полового воспитания |
||
Культура использования индивидуальных гигиенических средств |
1 |
|
Конкурс рисунков «Моя семья» |
1 |
|
Профилактика вредных привычек |
||
Беседа мед. Работника «О вредных привычках» |
1 |
|
Конкурс рисунков «Курению – НЕТ» |
1 |
|
Диалог «Я здоровье сберегу, я здоровью помогу» |
1 |
|
Календарно – тематическое планирование.
2 класс
Тема |
Кол-во часов |
Сроки. |
Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания
|
||
Утренняя зарядка |
1 |
|
История олимпийских игр – символика и традиции |
1 |
|
Беседа «Одеваемся по погоде» |
1 |
|
Рациональная организация и гигиена умственной деятельности младших классов |
||
Гигиена рабочего места |
1 |
|
Викторина «Зимние виды спорта» |
1 |
|
Классный час «Правила гигиены» |
1 |
|
Беседа «Мир вокруг меня. Какой он?» |
1 |
|
Влияние физического труда на укрепление здоровья школьников
|
||
Всей семьёй на лыжную прогулку в бор |
1 |
|
Генеральная уборка класса |
1 |
|
Мои обязанности по дому |
1 |
|
Выращивание цветочной рассады |
1 |
|
Знание и навыки личной и общественной гигиены
|
||
Составление синквейна на тему «Личная гигиена школьника» |
1 |
|
Санитарно-гигиенические требования по подбору школьной мебели. |
1 |
|
Выработка правил самоконтроля и саморегуляции за осанкой. |
1 |
|
Правила ухода за чистотой тела, одежды и сменой белья. |
1 |
|
Рациональное питание – основа нормальной жизнедеятельности ребенка
|
||
Питаемся в столовой всем классом. |
1 |
|
Беседа «Правильный режим питания, значение пищи для растущего организма». |
1 |
|
Животная и растительная пища-основа рационального питания. Урок- диалог. |
1 |
|
Беседы о вреде переедания, кондитерские изделия. |
1 |
|
Конкурс рисунков «Готовим с мамой» |
1 |
|
Беседа «Хлеб всему голова» (о бережном отношении к хлебу). |
1 |
|
Правильное гигиеническое поведение школьников – защита от травматизма
|
||
Соблюдение ПДД, правил перехода улиц и дорог. |
1 |
|
Правила поведения на переменах, во время экскурсии, при проведении динамических часов. |
1 |
|
Правила поведения и безопасности в экстремальных ситуациях (во время пожара, теракта и т.д.) |
1 |
|
Строгое и неукоснительное соблюдение правил безопасного поведения на переменах, лестницах, в столовой, других общественных местах. |
1 |
|
Беседа работников ДПС «Мой перекресток». |
1 |
|
Экскурсия по городу. Дорожные знаки. |
1 |
|
Конкурс рисунков «Я и дорога». |
1 |
|
Гигиенические аспекты полового воспитания |
||
Соблюдение правил личной гигиены и специфической гигиены. |
1 |
|
Беседы «Я откровенен с тем, кому доверяю». |
1 |
|
Профилактика вредных привычек |
||
Беседа школьной медсестры «Токсикомания- что это такое». |
1 |
|
Конкурс рисунков «Нет вредным привычкам». |
1 |
|
Беседа «Слова – паразиты» |
1 |
|
Конкурс рисунков «Мои вредные привычки» |
1 |
|
Календарно – тематическое планирование.
3 класс
Тема |
Кол-во часов |
Сроки. |
Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания
|
||
Разучивание упражнений утренней зарядки |
1 |
|
Беседа о правильном загаре |
1 |
|
Беседа «Воздействие спортивных мероприятий на формирование осанки» |
1 |
|
Рациональная организация и гигиена умственной деятельности младших классов |
||
Родительское собрание «Воспитание сознательной дисциплины» |
1 |
|
Час нравственного разговора «Что такое хорошо» |
1 |
|
Беседа «Какую опасность таят овощи и фрукты» |
1 |
|
Влияние физического труда на укрепление здоровья школьников
|
||
Акция «Уютный дворик» |
1 |
|
Генеральная уборка класса |
1 |
|
Спортивный праздник «Занимаемся спортом всей семьёй» |
1 |
|
Принципы оздоровительной физической нагрузки. |
1 |
|
Знание и навыки личной и общественной гигиены
|
||
Проветривание класса на переменах. |
1 |
|
Регулярное соблюдение правил личной гигиены (мытьё рук, уход за ногтями, полостью рта, за чистотой одежды, частей тела, головы) |
1 |
|
Умение правильно оценивать и контролировать соблюдение правил личной гигиены |
1 |
|
Рациональное питание – основа нормальной жизнедеятельности ребенка
|
||
Беседа «Зачем мы питаемся?» |
1 |
|
Викторина «Знаешь ли ты грибы?» |
1 |
|
Беседа «Пейте дети молоко – будете здоровы» |
1 |
|
Конкурс рисунков «Молочные продукты» |
1 |
|
Викторина «Съедобно – несъедобно» |
1 |
|
Конкурс рисунков «Витамины в моём огороде» |
1 |
|
Правильное гигиеническое поведение школьников – защита от травматизма
|
||
Соблюдение ПДД, правил перехода улиц и дорог. |
1 |
|
Правила поведения на переменах, во время экскурсии, при проведении динамических часов. |
1 |
|
Правила поведения и безопасности в экстремальных ситуациях (во время пожара, теракта и т.д.) |
1 |
|
Строгое и неукоснительное соблюдение правил безопасного поведения на переменах, лестницах, в столовой, других общественных местах. |
1 |
|
Умение оказать первую мед. помощь при порезах |
1 |
|
Беседа мед.работника «Первая помощь при ушибах» |
1 |
|
Правила поведения во время купания |
1 |
|
Гигиенические аспекты полового воспитания |
||
Соблюдение правил личной гигиены и специфической гигиены. |
1 |
|
Беседа «Мой внешний вид» |
|
|
Беседы «Я становлюсь старше». |
1 |
|
Профилактика вредных привычек |
||
Беседа – диалог «Я и мои увлечения». |
1 |
|
Праздник «Город вежливых и культурных» |
1 |
|
Урок – тренинг «Конфликты без конфликтов» |
|
|
Анкета «Как я поступлю, если…» |
1 |
|
Родительское собрание «Учим детей общаться» |
1 |
|
Календарно – тематическое планирование.
4 класс
Тема |
Кол-во часов |
Сроки. |
Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания
|
||
Утренняя зарядка |
1 |
|
Игры наших бабушек |
1 |
|
Беседа «Чем я наношу вред своему здоровью» |
1 |
|
Конкурс фотографий «На каток всей семьёй» |
|
|
Рациональная организация и гигиена умственной деятельности младших классов |
||
Беседа – рассказ «Этот удивительный мир животных» |
1 |
|
Беседа «В человеке должно быть всё красиво» |
1 |
|
Правильная поза во время учебных занятий. Самоконтроль. |
1 |
|
Влияние физического труда на укрепление здоровья школьников
|
||
Родительское собрание «Нельзя наказывать трудом» |
1 |
|
Генеральная уборка класса |
1 |
|
Уборка территории около школы |
1 |
|
Акция «Мой дворик» - украшу клумбу своими руками |
1 |
|
Знание и навыки личной и общественной гигиены
|
||
«Я становлюсь подростком» - навыки личной гигиены |
1 |
|
Беседа мед. работника «Болезни столетия (туберкулёз, педикулёз, гепатит)» |
1 |
|
Беседа мед. работника «Что такое ВИЧ и его профилактика» |
1 |
|
Правила ухода за чистотой тела, одежды и сменой белья. |
1 |
|
Рациональное питание – основа нормальной жизнедеятельности ребенка
|
||
Питаемся в столовой всем классом. |
1 |
|
Беседа «Учимся правильно собирать грибы». |
1 |
|
Беседа о качественной и здоровой пище. Отравления. |
1 |
|
Пост. История и традиции. |
1 |
|
Конкурс фотографий «Наше семейное блюдо, рецепт» |
1 |
|
Правильное гигиеническое поведение школьников – защита от травматизма
|
||
Соблюдение ПДД, правил перехода улиц и дорог. |
1 |
|
Правила поведения на переменах, во время экскурсии, при проведении динамических часов. |
1 |
|
Отработка навыков эвакуации во время учебного процесса |
1 |
|
Строгое и неукоснительное соблюдение правил безопасного поведения на переменах, лестницах, в столовой, других общественных местах. |
1 |
|
Беседа работников ДПС «Безопасное колесо». |
1 |
|
Гигиенические аспекты полового воспитания
|
||
Беседа мед.работника «Возрастные изменения девочки» |
1 |
|
Беседа мед.работника «Возрастные изменения мальчика» |
1 |
|
Профилактика вредных привычек |
||
Беседа школьной медсестры «Наркомания- путь в никуда». |
1 |
|
Конкурс рисунков «Мы выбираем здоровье». |
1 |
|
Беседа «Культура питания. Сервировка стола, пользование столовыми приборами» |
1 |
|
Беседа «В гости к другу. Правила поведения» |
1 |
|
Конкурс рисунков «Мы в природе - гости» |
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.