Соседи Римской империи
Педагогические |
Способствовать ознакомлению с жизнью соседей римлян; содействовать формированию навыка работы с картой, находить границы Римской империи, показывать народы и страны, находившиеся под властью Рима; создать условия для развития умения составлять рассказ по рисунку |
Тип и вид урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний / лабораторный урок |
Планируемые |
Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом |
Личностные
|
Оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений, самостоятельности, инициативы, естественности, причины неудач; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
Метапредметные результаты |
Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Установление мира с Парфией. Разгром римских войск в Германии. Жизнь германцев. Предки славян. Рост Римского государства. Император Август |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. Карта «Рост Римского государства». Учебная картина «Захват деревни римлянами». Проверочные материалы |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика |
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу |
Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока |
Регулятивные: принимают учебную задачу; планируют учебные действия |
Беседа |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Рост Римского государства. Соседи Римской |
Групповая. Практический, словесный. Работа |
Организует работу с § 54, картой, обсуждение вопросов рубрики «Проверь себя» и выполнение задания «Поработайте с картой» |
Работают с картой. Рассказывают, как строились отношения между Римом и провинциями. Составляют план текста |
Регулятивные:
вносят необходимые дополнения и коррективы |
Работа с картой, беседа по вопросам |
Захват деревни римлянами |
Групповая. Словесный, творческий. Работа с картиной, рассказ |
Предлагает рассмотреть картину, составить по ней рассказ. – Как ведут себя римляне с безоружными людьми? - Римская империя простиралась от Атлантического океана на западе, до Двуречья на востоке, от Египта на юге до острова Британия на севере. - Римляне, пытаясь расширить границы, сталкивались с соседями. Установление мира с Парфией - На востоке от Рима – Парфянское царство. - У Парфии было сильное войско. - Император Август вступил с Парфией в переговоры. - Парфия вернула пленных. - Войн с Парфией не было долгие годы. Разгром римских войск в Германии - Римляне подчинили племена германцев, живших около реки Рейн. - Германцы тайно готовили восстание. - Несколько дней длилось сражение. - Три римских легиона было уничтожено. - Ежегодно день поражения отмечался в Риме как день траура. - Германцы стали самыми опасными врагами империи. Как жили германцы - Германцы разводили скот, занимались земледелием. - Много охотились, т.к. жили в лесах. - Совершали военные набеги на соседей. - Вождя в племени выбирали на Народном собрании. - На Собрании судили за тяжкие преступления. - Германцы обожествляли явления природы. - Главным богом был бог грозы Донар. Что известно о предках славян - Восточнее германцев жили предки славянских народов. - Римляне называли эти племена венедами. - Венеды жили далеко, поэтому описаний мало: - жили среди лесов, - жилища – избы и землянки, - занимались земледелием, скотоводством, охотой. - были ремесла – кузнечное, оружейное и др. - поклонялись богам солнца, грозы и др. - В первые века н.э. славянские племена приблизились к границам империи. |
На основе картины составляют описание исторического события |
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания |
Рассказ |
IV. Закрепление знаний и способов действий |
Коллективная. Словесный, проблемный. |
Предлагает обсудить проблемные вопросы (см. Приложение 1) 1. Составьте описание самого грозного бога германцев – Донара. Объясните, почему германцы главным выбрали бога грозы. 2. Почему после похода полководца Вара против германцев император Рима долгое время не стриг волосы в знак траура и время от времени восклицал: «Вар, верни легионы!» |
Анализируют полученную информацию |
Познавательные: строят логическую цепь рассуждений; устанавливают причинно-следственные связи |
Беседа по вопросам |
Парная. Практический. Тест |
Организует работу с тестами (см. Приложение 2) |
Применяют имеющиеся знания для выполнения тестовых заданий |
Познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения |
Тест |
|
V. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. Задание 70 в рабочей тетради (разгадать 2-ю половину кроссворда); индивидуальные задания: подготовить сообщения о Нероне и Сенеке |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Кроссворд, сообщения |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
1. Составьте описание самого грозного бога германцев – Донара. Объясните, почему германцы главным выбрали бога грозы.
2. Почему после похода полководца Вара против германцев император Рима долгое время не стриг волосы в знак траура и время от времени восклицал: «Вар, верни легионы!»
Приложение 2
1. Могущественный сосед Римской империи:
а) Греция; б) Египет; в) Византия; г) Парфия.
2. Какой римский полководец погиб в борьбе с парфянами?
а) Помпей; б) Красс; в) Птолемей; г) Цезарь.
3. Какой император Рима вступил в переговоры с парфянским царем?
а) Нерон; б) Константин; в) Октавиан Август; г) Тиберий.
4. В каком лесу от рук германцев погибли римские легионы?
а) В Рейнском лесу; б) в Венском лесу; в) в Парфянском лесу; г) в Тевтобургском лесу.
5. Кого римляне стали считать своими главными врагами после гибели трех легионов Вара?
а) Парфян; б) македонцев; в) берберов; г) германцев.
6. Общее название племен, живших по берегам Рейна:
а) венеды; б) варвары; в) германцы; г) анты.
7. Как римские историки называли предков восточных славян?
а) Германцами; б) венедами; в) антами; г) греками.
8. Грозный бог германских племен:
а) Донар; б) Велес; в) Перун; г) Ярило.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.