Установление господства Рима во всем Средиземноморье
Педагогические |
Способствовать формированию представлений об устройстве римской армии, ее вооружении и тактических приемах; создать условия для ознакомления с войнами Рима в Восточном Средиземноморье, определения роли колоний в римском обществе |
Тип и вид урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-исследование |
Планируемые
|
Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности |
Личностные
|
Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
Метапредметные |
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Поражение Македонии. Разгром Сирии и конец Македонского царства. Третья Пуническая война, разрушение Коринфа и Карфагена (146 г. до н. э.) Триумф, император, диадема, провинции, таран. Антиох, Катон |
Образовательные ресурсы |
Карта «Рост Римского государства». Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. Учебные картины: «Штурм римлянами крепости», «Бои на улицах Карфагена», «Триумф в Риме» |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика |
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Повторение изученного материала |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, творческий,
практический, наглядный, проблемный. Беседа, сообщение, работа |
Организует работу с картой (задание «Поработай с картой» к § 47), прослушивание сообщения о первой морской победе римлян; беседу по вопросам «Подумайте» к § 47 |
Показывают на карте территорию Римской республики и владения Карфагена, места важнейших сражений; называют даты исторических событий; выступают с сообщениями |
Регулятивные:
осуществляют коррекцию, вносят
необходимые дополнения и коррективы в план |
Работа с картой, беседа по вопросам, сообщение |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу |
Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия
|
Беседа |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Римские |
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический, проблемный. Рассказ, работа с картой, беседа |
Организует работу с картой, показывает Восточное Средиземноморье (Македонию, Сирийское и Египетское царства). Рассказывает о поражении Македонии, разгроме Сирии. Организует беседу по вопросам: – В отношении своих противников римляне придерживались правил «разделяй и властвуй». Объясните его смысл. В чем проявилось преимущество построения римского войска в сражении с македонянами? Поражение Македонии - Римляне привлекли на свою сторону греков, пообещав им освобождение от власти македонян. - Сирийского царя Антиоха убедили не помогать Македонии. - В войне македонский царь потерпел поражение и вывел все войска из Греции. - Римляне объявили, что римский сенат возвращает грекам независимость. Разгром Сирии и конец Македонского царства - Римляне разгромили войско Антиоха в Малой Азии. - Македонское царство тоже было разбито и перестало существовать. - Римский консул получил право на триумф (рис. На стр. 237). - Триумф – торжественный въезд в Рим полководца – победителя. В дни триумфа он носил прозвище император (по лат. повелитель, главнокомандующий). |
Находят
на карте и показывают Восточное Средиземноморье (Македонию, Сирийское ства). Осуществляют анализ высказывания, объясняют его смысл. Показывают преимущества построения римского вой- ска в сражении с македонянами |
Познавательные: понимают условные обозначения на карте; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Коммуникативные:
владеют монологической и диалогической
формами речи в соответствии |
Работа
с картой, беседа |
Триумф |
Групповая. Словесный, наглядный, творческий. Работа с документом, картиной, рассказ |
Предлагает прочитать документ «Трехдневный триумф после победы над Македонией», рассмотреть картину «Триумф в Риме». – Опишите триумф. Какие чувства вызвало бы у вас это зрелище, окажись вы в Древнем Риме? (У. стр.237) - Триумф – торжественный въезд в Рим полководца – победителя. В дни триумфа он носил прозвище император (по лат. повелитель, главнокомандующий). |
Анализируют
документ, рассматривают картину. |
Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте документа, картине; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: слушают и понимают речь других |
Рассказ |
Разрушение Коринфа |
Фронтальная. Словесный, наглядный, творческий. Работа с текстом, картиной, рассказ, беседа |
Организует комментированное чтение п. 3 § 48, работу с картинами «Штурм крепости» и «Бои на улицах Карфагена». – Как выглядели метательные машины, таран, башня на колесах, штурмовые лестницы? – Кто из противников вызывает ваше сочувствие? Разрушение Коринфа и Карфагена - В Греции римляне вели себя как хозяева. - Греки подняли восстание, но были разбиты. - Римляне разрушили богатый торговый город Коринф, его жителей продали в рабство. - Римские купцы боялись соперничества карфагенских купцов. - Сенатор Катон побывал в Карфагене и был поражен его богатством. - Каждую речь в сенате Катон заканчивал словами: «Все же я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен». - Два года римляне осаждали Карфаген (рис. На стр. 224). - В городе начались голод и болезни. - В 146 г. до н.э. Карфаген был взят, разграблен и разрушен. Итог: В результате захватнических войск Рим установил свою власть во всем Средиземноморье. |
Проводят поиск необходимой ин- формации в изобразительном ис- точнике. Определяют и объясняют свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории |
Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, картине; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Беседа по вопросам |
V. Закрепления знаний |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа |
– Объясните смысл слов, сказанных римским сенатором Катоном после посещения им Карфагена: «Все же, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен». – Даже опытные римские воины признавали, что не видели ничего более страшного, чем наступающая в бою македонская фаланга. Где была «ахиллесова пята» македонского войска, проигравшего римским легионам? |
Анализируют высказывание, объясняют его смысл. Приводят оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе. Определяют и объясняют свое отношение к наиболее значительным событиям в истории |
Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Познавательные: строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство. Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению |
Беседа по вопросам |
VI. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. Составить кроссворд из терминов. Задание 63 в рабочей тетради |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Кроссворд, контурная карта |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.