Установление империи
Педагогические
|
Содействовать развитию умения выделять факторы, способствующие утверждению единоличной власти Октавиана Августа; способствовать формированию представлений об особенностях императорской власти Октавиана Августа |
Тип и вид урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-исследование |
Планируемые
|
Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого |
Личностные
|
Мотивирование своих действий; выражение готовности в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи и др. |
Метапредметные |
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы |
Основное содержание темы, понятия и термины, персоналии |
Утверждение императорской власти Октавиана. Правление Октавиана Августа (30 г. до н. э. – 14 г. н. э.). Титулы Октавиана. Рождение империи. Расцвет литературы при Августе. Гражданская война, император, империя, преторианцы, меценат. Марк Антоний, Октавиан Август, Клеопатра, Цицерон, Меценат, Гораций. Сражение у мыса Акций (31 г. до н. э.) |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. Карта «Гражданские войны в Риме». Диск «История. Древний мир. Средние века. 5–6 классы» |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика |
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Работа |
Индивидуальная. Практический. Хронологические задачи |
Организует работу с хронологией, решение задач (см. Приложение 1) 1. Подсчитайте, сколько лет продолжалось восстание Спартака. Начертите «линию времени», отметьте на ней даты начала и окончания восстания. 2. В каком веке произошло восстание Спартака? В первой или во второй половине века? В каком году по римскому летосчислению погиб Спартак? 3. Подсчитайте, сколько лет прошло от установления республики до захвата Цезарем власти в Риме, от гибели Спартака до убийства Цезаря в сенате. Начертите «линию времени», отметьте на ней необходимые даты. |
Называют даты исторических событий, работают с «линией времени» |
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи |
Хронологические задачи |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу |
Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия |
Беседа |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Поражение сторонников республики |
Фронтальная. Словесный, практический. Работа с текстом, беседа |
Предлагает прочитать п. 1 § 53, ответить на вопросы: – С какой целью Антоний и Октавиан заключили между собой союз? – Как Антоний и Октавиан поделили власть после победы над республиканцами? Поражение сторонников республики - Сенат постановил похоронить Цезаря с почетом и не отменять его распоряжения. - Брут и его сторонники стали собирать войска для борьбы за восстановление республики. - Марк Антоний, друг Цезаря, консул пользовался у народа большим авторитетом. - Октавиан (18-летний внук сестры Цезаря) был в завещании Цезаря объявлен его приемным сыном. - Антоний и Октавиан стали соперниками. - Но им пришлось заключить союз для борьбы со сторонниками республики. - Войска союзников разгромили республиканцев в Македонии. - Октавиан получил Запад и остался в Риме. - Антоний стал правителем восточных провинций. |
В ходе комментированного чтения находят в тексте ответ на вопрос |
Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы |
Работа с текстом, беседа по вопросам |
Борьба Антония и Октавиана за единовластие |
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Рассказ, работа с картой, беседа |
Рассказывает о борьбе Антония и Октавиана за единовластие, организует работу с картой Борьба Антония и Октавиана за единовластие - Клеопатра – царица Египта (рис. на стр. _____): - умная, - образованная (говорила на 8 языках), - привлекательна. - Антоний вызвал ее для переговоров в Малую Азию. - Антоний полюбил Клеопатру и женился на ней. - Он переехал в Египет и стал готовиться к войне с Октавианом. - Октавиан настраивал римлян против своего соправителя: - забыл долг полководца, - дарит чужеземной царице римские провинции. - В 31 г. до н.э. флоты Антония и Октавиана встретились около мыса Акций. - В разгар боя Клеопатра вывела из боя свой флот. - Антоний бросился за ней. - Войско Антония потерпело поражение. - Антоний в Египте покончил жизнь самоубийством. - Римские войска заняли Египет. - Клеопатра тоже умерла от укуса ядовитой змеи, которую ей принес верный слуга. - Египет был превращен в римскую провинцию. |
Читают историческую карту с опорой на легенду; называют дату исторического события |
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи |
Работа с картой |
Единовластие Октавиана Августа (30 г. до н. э. – 14 г. н. э.) |
Фронтальная. Словесный. Рассказ, беседа |
Знакомит с единовластием Октавиана Августа. – Какие должности в Риме занимал Октавиан Август? Единовластие Октавиана Августа (30 г. до н.э. – 14 г. н.э.) - Октавина объявил об окончании гражданских игр. - Установился мир. - сенат присвоил Октавиану почетное прозвище Август (священный). - Власть Октавиана была огромна: - носил звание императора, - командовал всеми римскими войсками, - был пожизненным трибуном, - верховным жрецом, - много раз избирался консулом, - управлял многими провинциями. - создал личную стражу (преторианцы), - отряды преторианцев следили за теми, кто мог принять участие в заговоре против Октавиана. Вывод: Начиная со времени Октавиана Августа Римское государство называют империей, потому что им единолично правили сменявшие друг друга императора. |
Воспринимают |
Коммуникативные: слушают и понимают речь других |
Беседа по вопросам |
Расцвет литературы при Августе |
Групповая. Словесный, проблемный, практический. Работа с документом, беседа |
Организует работу с документами. – Кому принадлежат имена Меценат, Гораций, Вергилий? Чем прославились эти римляне? |
Анализируют документы. Определяют роль
римлян |
Познавательные: владеют умением смыслового восприятия познавательного текста; осуществляют анализ, синтез |
Беседа по вопросам |
V. Закрепление знаний |
Коллективная. Словесный, проблемный. Беседа, кроссворд |
Организует обсуждение проблемных вопросов (см. Приложение 2). 1. Однажды, когда рабы несли Августа на носилках, вдруг ударила молния и убила рабов. Август остался жив. Это было истолковано как признак непогрешимости Августа перед Богом. Подумайте, кому было выгодно такое толкование происшедшего? 2. Римский историк Светоний рассказывал, что Август в сенате председательствовал в панцире и с мечом за поясом. Вокруг его кресла стояли десятки самых сильных сенаторов из числа его друзей. К нему допускались сенаторы только поодиночке и после обыска. Объясните, чем была вызвана такая предосторожность? Предлагает заполнить половину кроссворда (задание 70 в рабочей тетради) |
Анализируют события, оценивают поступки ис- торических деятелей; излагают суждения |
Коммуникативные: допускают
|
Беседа по вопросам, кроссворд |
VI. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. Параграф:__________ Карточки (компакт-диск) по теме «Гражданские войны в Риме» |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Карточки |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.