Устройство Римской республики
Педагогические |
Способствовать ознакомлению с системой функционирования римской республиканской власти, деятельностью ее основных органов и государственных должностей; содействовать формированию представлений о римском войске; создать условия для развития умений находить различия в государственном строе Афин и Рима, структурировать учебный материал в виде схемы |
Тип и вид урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-исследование |
Планируемые
|
Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности |
Личностные
|
Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
Метапредметные
|
Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях |
Основное содержание темы, понятия и термины, персоналии |
Запрещение долгового рабства (326 г. до н. э.). Выборы консулов и принятие законов. Сенат и его роль в Риме. Римское войско. Марсово поле, Форум, легион, туника, тога, кандида. Тит Ливий |
Образовательные ресурсы |
Карта «Древний Рим». Учебник.
Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. Схема «Устройство
Римской республики». Учебная картина «Построение легиона». Диск «История.
Древний мир. Средние века. 5– |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика |
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи |
Слушают учителя, формулируют учебные задачи урока |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия |
Беседа |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Отмена долгового рабства (326 г. до н. э.) |
Фронтальная. Словесный. Рассказ, беседа, работа с «линией времени» |
Рассказывает об отмене долгового рабства. – Кем и когда было отменено долговое рабство в Афинах? Где раньше было отменено долговое рабство: в Афинах или в Риме? Могли ли римляне в год установления республики что-нибудь слышать о Солоне? Мог ли о нем что-нибудь знать легендарный Ромул?
- Плебеи стали гражданами Рима. - Должностных лиц выбирали как из патрициев, так и из плебеев. - В 326 г. до н.э. было отменено долговое рабство. |
Называют даты исторических событий; выполняют счет лет в истории, используя «линию времени» |
Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме. Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные:
слушают |
Беседа по вопросам, хронология |
Управление Римской республикой |
Коллективная. Словесный, наглядный, практический, проблемный. Рассказ, работа со схемой, беседа |
– Сравним Римскую и Афинскую республики. Рассказывает о выборах консулов и принятии законов, деятельности сената и его роли в Риме. Составляет схему «Устройство Римской республики» (см. Приложения 1, 2), выносит на доску памятку (см. Приложение 3) Выборы консулов и принятие законов. - Ежегодны на Марсовом поле были выборы консулов. - Гражданин писал на табличку имена тех, за кого он подавал голос. - Консулом мог стать и богатый, и бедный человек. - За выполнение должностей денег не платили. - Консулы обладали равной властью: - проводили набор в войско, - созывали Народное собрание, - предлагали новые законы, - каждый из них мог отменить распоряжение другого, - во время войны один консул оставался в Риме, другой возглавлял войско. - Народное собрание собиралось на Форуме – главной площади города. - Законы предлагали консулы и народные трибуны. - Граждане без обсуждения голосовали за закон или против. - Народный трибун мог запретить закон, если он считал его вредным. Сенат и его роль в Риме - В сенат без выборов попадали бывшие консулы, народные трибуны и другие должностные лица. - В сенате было 300 чел., они находились там пожизненно. - Сенат: - сенат ни перед кем не отчитывался и не нес ответственности. |
Осуществляют сравнение Римской и Афинской республик по памятке. Под руководством учителя составляют схему, строят рассказ на основе схемы |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответ-ствующую этапу обучения. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение |
Беседа по вопросам, рассказ по схеме |
Римское |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ, работа с картиной, беседа |
На основе учебной картины «Построение легиона», рассказывает о римском войске; предлагает определить сильные и слабые стороны легиона. – В чем преимущество построения легиона в бою сравнительно с македонской фалангой? Римское войско - Делилось на легионы. - В войске служили только землевладельцы. - Легионы строились в три линии (рис. На стр. 225). - Линия состояла из 10 рядов. - Первая линия – юноши, - Вторя – воины постарше и покрепче, - Третья – надежные, мужественные. - первыми вступали в бой юноши. - Если не могли одолеть врага, то отступали в промежутки между отрядами. - В бой вступала вторая линия. - Воины третьей линии смыкали строй и нападали на врага единой сплошной стеной. - Конница защищала пехоту с флангов, а при победе преследовала противника. - В походе строили укрепленные лагеря: - Лагерь разбивался в форме четырехугольника. - Окружался рвом. - Возводился земляной вал. - На валу строился частокол. - Внутри лагеря устанавливались палатки. - Дисциплина в армии: - Если отряд проявлял трусость, то каждого десятого казнили. - Если часовой засыпал, его насмерть забивали палками. - Храбрецов награждали оружием и долю добычи увеличивали. - Кто первый взобрался на стену крепости, давали венок с изображением зубчатой стены. |
Осуществляют анализ картины. Составляют рассказ, используя наглядные средства. Сравнивают римский легион и македонскую фалангу |
Познавательные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации |
Беседа по вопросам, рассказ |
Одежда римлян. Гадания в Риме |
Индивидуальная, фронтальная. Словесный, наглядный, творческий. Сообщения |
Организует выступления учащихся с сообщениями и презентациями на основе интернет-ресурсов
Чтение текста стр.225, 226 (в синем блоке) - учебник |
Выступают с сообщениями, показывают презентации |
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других |
Сообщения, презентации |
IV. Закрепление знаний. Рим: от его возникновения до уста-новления господства над Италией |
Индивидуальная. Практический. Работа с карточками |
Организует работу с карточками компакт-диска по теме «Рим: от его возникновения до установления господства над Италией» |
Самостоятельно работают с карточками; выполняют дифференцированные задания |
Познавательные: воспроизводят по памяти изученную информацию |
Карточки |
V. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. Задания 59–62 в рабочей тетради |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Задания в рабочей тетради |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
УСТРОЙСТВО РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Приложение 2
ПРАВА КОНСУЛОВ
КОНСУЛЫ |
Обладали высшей гражданской и военной властью |
Созывали Народное собрание и сенат для принятия законов |
|
Назначали должностных лиц |
|
Имели право на охрану в 12 ликторов |
|
Председательствовали в Народном собрании и сенате и предлагали законы для голосования |
|
Проводили набор в войско и командовали им |
ПРАВА СЕНАТА
СЕНАТОРЫ |
Предварительно рассматривали и
утверждали законы, предлагавшиеся для голосования |
Вели переговоры с послами других государств |
|
Постановления сената имели силу закона |
|
Ведали казной и контролировали должностных лиц |
|
Ни перед кем не отчитывались |
|
Пожизненное членство |
|
Вершили суд |
|
Разрабатывали план ведения войн |
Приложение 3
РАЗЛИЧИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОЕ АФИН И РИМА
1. Принятие законов.
2. Оплата должностей.
3. Роль сената.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.