Урок 115
УВЕЛИЧЕНИЕ И УМЕНЬШЕНИЕ
В ОДНО И ТО ЖЕ ЧИСЛО РАЗ
Цели: учить выполнять увеличение и уменьшение в одно и то же число раз; совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление и внимание.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Записаны три числа в порядке возрастания. Какую цифру можно поставить в «окошко»?
а)
6249, 62 1, 6262;
б)
7687, 7 87,
7790;
в)
9346, 735 , 7352.
2. Догадайтесь, какие числа здесь записаны:
а) 4000 + 3 · 100 + 5 · 10 + 2;
б) 5 · 100 + 1 · 10 + 4;
в) 2 · 100 + 2
г) 5000 + 0 · 100 + 2 · 10 + 1.
3. Решите задачи.
а) Ребята посадили 400 семян гороха. Из каждой сотни не взошло 2 семени. Сколько семян взошло?
б) В одной пачке 15 книг. Сколько книг в 10 таких пачках? В 100 пачках?
4. Разгадайте правило, по которому записан каждый ряд, и продолжите ряды:
а) 4855, 4854, 4853, ...
б) 2099, 3099, 4099, ...
5. Игра «Угадай задуманное число».
1) Задумайте любое однозначное число, кроме нуля.
Умножьте его на 9.
Результат разделите на задуманное число.
Объясните, почему получилось 9.
2) Задумайте любое однозначное число, кроме нуля.
Увеличьте его в 5 раз.
Вычтите из результата задуманное число.
Полученную разность разделите на задуманное число.
Прибавьте к результату 96.
Получилось 100.
Объясните, почему всегда получается 100.
II. Сообщение темы урока.
III. Работа по теме урока.
1. Задание 313.
– Каждое из однозначных чисел сначала увеличьте в 3 раза, а потом полученный результат уменьшите в 3 раза.
1 · 3 : 3 = 1 4 · 3 : 3 = 4 7 · 3 : 3 = 7
2 · 3 : 3 = 2 5 · 3 : 3 = 5 8 · 3 : 3 = 8
3 · 3 : 3 = 3 6 · 3 : 3 = 6 9 · 3 : 3 = 9
– Сравните первоначальное число с числом, которое получилось в результате выполненных действий. Какую закономерность вы заметили? (если данное число умножить и разделить на одно и то же число, то первоначальное число не изменится.)
2. Задание 314.
– Миша знает: если значение произведения разделить на один из множителей, то получится другой множитель. Какие действия над числами связывает это правило? (Умножение и деление.)
– Используя правило, связывающее умножение с делением, объясните, почему первый множитель в первом равенстве равен значению частного во втором равенстве.
9 · 7 = 63 63 : 7 = 9
– Во сколько раз увеличили число 9, чтобы получить число 63? (В 7 раз.)
– Во сколько раз уменьшили число 63, чтобы получить число 9? (В 7 раз.)
– Какое число получится, если число 9 сначала увеличить в 7 раз, а потом полученный результат уменьшить в 7 раз? (Число 9.)
IV. Продолжение работы по теме урока.
1. Задание 315.
– Увеличьте число в 5 раз, а потом полученный результат уменьшите в 8 раз. Запишите действия, которые нужно для этого выполнить.
5 · 8 : 8
– Какое число получится в итоге? (Число 5.)
– Изменится ли данное число, если его сначала увеличить, а потом полученный результат уменьшить в одно и то же число раз? (Не изменится.)
2. Задание 316.
– Число 253 сначала умножили на число 687, полученный результат разделили на число 687, а потом полученное число умножили на 3.
– Какое число получилось в итоге? (756.)
– Какие два числа нужно перемножить, чтобы найти это число? (253 и 3.)
– Выполните умножение столбиком.
3. Задание 318.
– Вычислите значения выражений.
18 : 2 · 2 = 18 24 : 8 · 8 = 24 49 : 7 · 7 = 49
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание. № 317.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.