В городе богини Афины
Педагогические
|
Создать условия для ознакомления с основными архитектурными принципами и элементами древнегреческих построек, архитектурным ансамблем афинского Акрополя; способствовать развитию умений отличать художественные особенности произведений искусства, понимать язык данной эпохи; содействовать формированию собственного впечатления от произведения искусства |
Тип и вид урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-путешествие |
Планируемые
(предметные) |
Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира |
Личностные
|
Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности |
Метапредметные |
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Ремесло. Культура Древней Греции. Классическое искусство. Древнегреческая архитектура. Основные ордера: дорический, ионический, коринфский. Колонна древнегреческого храма. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Древнегреческая скульптура. Творения Фидия: статуя Афины-Девы, Зевс Олимпийский. Быт и досуг древних греков. Акрополь, Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон. Архитектурный ордер, виды ордеров: дорический, ионический, коринфский; капитель, архитектура, амфора, килик, кратер, пифос, вазопись, Керамик, гончар, Агора, портик, храм, фронтон, кариатида, скульптура, смотрители рынка, Совет пятисот |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение к учебнику. Рабочая тетрадь № 2. Схема «План города Афины в V в. до н. э.». Учебные картины: «Чернофигурный и краснофигурный сосуды», «В гончарной мастерской», «Храм Гефеста и правительственные здания на афинской Агоре», «Праздничное шествие на Акрополь», «Статуя Афины в Парфеноне», «Эрехтейон». Рисунки с изображением дорического, ионического, коринфского ордеров |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика |
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Сообщение учителя, беседа, работа с картой |
– Мы отправляемся в путешествие. Наш корабль бороздит водные просторы Эгейского моря. Хотите побывать в Афинах, городе, названном в честь богини Афины? – Афиняне говорили: «Так ты чурбан, если не видел Афин, осел, если видел их и не восторгался, а если по своей воле покинул их, то ты верблюд!»
-Как вы понимаете это высказывание?
Вам очень понравится этот замечательный город! |
Слушают
учителя. Работают с картой: находят Эгейское море, |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: используют знаково-символические средства. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушают и понимают речь учителя |
Работа с картой |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. В районе |
Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа со схемой, картиной, текстом учебника, беседа, рассказ |
Организует работу с текстом учебника п.1.стр.175 «В гончарной мастерской», проводит беседу (Обращает внимание на сосуды) предлагает их сравнить, найти в тексте (п. 1 § 37) описание стилей, предположить, какой из них более ранний. Формирует представление о вазописи
Если город Афины вызывал восторг, то район мастерских Керамик вряд ли. Узкие немощёные улочки извивались между глухими стенами домов с запертыми калитками. Горожане выливали помои и вышвыривали отбросы прямо на улицу, вечером из-за грязи нельзя было ходить, не освещая дорогу факелом. Тем не менее Керамик был известен далеко за пределами Эллады. |
Анализируют
схему, составляют |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием схемы, картины; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других |
Рассказ, беседа по вопросам |
Агора – главная площадь Афин |
Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный.
Рассказ учителя, работа |
– Спустя некоторое время мы выходим на главную площадь города. Предлагает прочитать п. 2 § 37, рассмотреть
картину «Храм Гефеста
– Вспомните, какие здания были в Керамике? – А как вы думаете, почему общественные здания строились большими и красивыми? – Что собой представляла Агора в Афинах? Как она была связана с общественной жизнью граждан? – Найдите на картине портики. Что это за здания? С какой целью они строились? – Кто следил за порядком на Агоре? – Покажите здание, где собирался Совет пятисот, игравший большую роль в управлении Афинами. – Какими вопросами ведал этот орган? |
Определяют
значения терминов. Объясняют внешние различия между небольшими и скромными
зданиями в Керамике |
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; извлекают необходимую информацию из наглядных пособий. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Беседа по вопросам, работа с картиной |
Прогулка |
Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ,
работа |
– Мы покидаем Агору и приближаемся к высокому холму в центре города. Это Акрополь (см. Приложение 3). Организует работу с текстом учебника и рабочей тетрадью (РТ стр.28 №37 / У стр.178 п.3) Прочитайте текст учебника и выполните задание в рабочей тетради. |
Объясняют значения терминов. Описывают картину, анализируют документ |
Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи. Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; анализируют изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков. Коммуникативные:
слушают |
Работа с текстом, беседа по вопросам |
IV. Закрепление знаний и способов действий |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с картиной |
– Наше путешествие подошло к
концу. – Как называется главная площадь Афин? Какие здания располагаются на ней? – Что входит в ансамбль афинского Акрополя? |
Называют районы Афин, перечисляют достопримечательности. Называют здания, расположенные на Агоре, архитектурные сооружения афинского Акрополя. Используют знание терминов для ответов на вопросы |
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями рече-вого этикета; описывают объект: передают его внешние характеристики |
Беседа по вопросам |
V. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. § 37. Задания 37, 42, 43 в рабочей тетради |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Задания
|
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
Вазопись – орнаментальная или изобразительная декоративная роспись сосудов специальными красками с последующим обжигом. Древние греки могли расписывать любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приема пищи, в обрядах и праздниках. Особо тщательно оформленные произведения керамики приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг и стойкие к воздействиям окружающей среды, керамические сосуды и их фрагменты сохранились в большом количестве.
Благодаря надписям на вазах сохранились имена многих гончаров и вазописцев.
Первоначально в росписях вазописи использовались сюжеты греческой мифологии. Боги и богини, герои и чудовища изображались в сценах из жизни олимпийцев и эпизодах Троянской войны. Постепенно стали появляться сюжеты из повседневной жизни обычных людей, например, воин, вооружающийся для битвы, или гимнастические упражнения.
Приложение 2
– Вспомните, какие здания были в Керамике?
– А как вы думаете, почему общественные здания строились большими и красивыми?
– Что собой представляла Агора в Афинах? Как она была связана с общественной жизнью граждан?
– Найдите на картине портики. Что это за здания? С какой целью они строились?
– Кто следил за порядком на Агоре?
– Покажите здание, где собирался Совет пятисот, игравший большую роль в управлении Афинами.
– Какими вопросами ведал этот орган?
Приложение 3
Серый шифер. Белый тополь. Пламенеющий залив. В серебристой мгле олив Усеченный холм – Акрополь. Ряд рассеченных ступеней, Портик тяжких Пропилей В сетке легких синих теней, И за грудами камней Искры мраморных аллей. |
Небо знойно и бездонно – Веет синим огоньком. Как струна звенит колонна С ионийским завитком. За извивами Кефиза Заплелись уступки гор В рыже-огненный узор… |
Луч заката брызнул снизу… Над долиной сноп огней… Реет пламенем над ней он, В горне бронзовых лучей Загорелый Эрехтейон… Ночь взглянула мне в лицо. Черны ветки кипариса. А у ног, свернув кольцо, Спит театр Диониса. М. Волошин |
Мне будет вечно дорог день, Когда, священный Парфенон, Твой камень, солнцем весь облитый,
Когда вступил я, Пропилеи, Я увидал в лазури чистой Прозрачный, теплый и живой,
Под вашу мраморную сень, Впервые мрамор золотистый Как тело юной Афродиты,
Что пены волн морских белее, Твоих божественных колонн, Рожденной пеною морской.
Д. С. Мережковский
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.