Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
(Параграф 14, учебник Вигасина)
Город Вавилон становится главным в Двуречье.
- Города Двуречья воевали между собой.
- Вавилон победил и объединил все Двуречье.
- Вавилон – в центре Двуречья, на реке Евфрат.(стр. 67)
- Самый могущественный царь – Хаммурапи (1792 – 1750 г. до н.э.)
Хаммурапи утверждал, что получил власть от богов.
- Археологи нашли столб из черного камня (стр. 67):
- Вверху – на троне бог в короне, перед ним – царь.
- Бог Шамаш вручает Хаммурапи жезл – знак власти над людьми.
- Шамаш – небесный владыка, Хаммурапи – земной.
- Нижняя часть – клинопись – законы Хаммурапи.
Царские законы
- По этим правилам судьи разбирали споры между людьми.
- Царь угрожал будущим правителям, если они изменят законы.
- Царские законы – воля богов.
- Обвиняемого погружали в реку, если тонул – значит бог воды забрал как виновного.
- Если выплывал – значит не виновен.
Законы о рабах
- Перед законом не все равны.
- Рабам отрезали в наказание уши.
- Рабов покупали и продавали.
- За смерть раба виновный платил хозяину его цену.
Из законов Хаммурапи (стр. 68)
Законы о богачах и бедняках
- Бедняку не хватало урожая, чтобы заплатить налоги.
- Брал зерно в долг у богача.
- За 5 мешков через год возвращал 6.
- Ростовщики – люди, которые давали имущество в долг («в рост»).
- Бедняки за долги отдавали в рабство детей или жену.
- Закон Хаммурапи повелевал, что рабом за долги можно быть 3 года.
- Раба – должника нельзя было убить и продать.
- Боги установили порядок: есть свободные, а есть рабы, есть нищие и богатые.
Слайд 1. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Слайд 2. Цели: ознакомить учащихся с содержанием законов царя Хаммурапи, показать значение их для жителей Вавилона; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, делать выводы, самостоятельно строить рассказ, давать устный отзыв на ответы других учащихся.
Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древнее Двуречье»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 14.
КАРТОЧКА № 14 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?» Для этого вспомни: - Какие природные явления происходили с реками в этих странах? - Как называются эти реки? - Почему говорят, что обе эти реки давали возможность заниматься земледелием? - Какие еще занятия существовали у жителей этих стран? - Какие признаки цивилизации существовали здесь? Сделай вывод.
|
2. Пересказ домашнего параграфа.
Примерный ответ учащегося по карточке.
Общее: в Двуречье, как и в Египте, происходили разливы рек Тигр и Евфрат, оставляя после этого плодородный слой ила на полях. Жители этих стран занимались земледелием и ремеслом. Строили оросительные каналы для своих полей. Практически в одно и то же время появились государства, города, религиозные верования, письменность.
Различие: разливы рек Тигр и Евфрат проходили очень бурно, смывая все на своем пути. Строили все из глины, писали не иероглифами, а клинописью, не на папирусах, а на глиняных дощечках.
3.Решение задач с классом на выбор учителя.
а) В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др.
- Какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение. (Во-первых, у жителей древнего города Ура существовали религиозные верования, так как вера в загробную жизнь заставляла их хоронить вместе с хозяином и слуг, и конюхов, и музыкантов. Во-вторых, наличие неравенства среди людей, появление богатых и бедных, так как из 2000 гробниц всего лишь несколько отличались от других. Но чем! Золотыми украшениями и нахождением там слуг, конюхов и т. д.)
б) В документе написано о мальчике, который опоздал на занятия, плохо учился и был несколько раз наказан ударами палки. А когда он вечером рассказал об этом отцу, тот очень обеспокоился. На другой день отец пригласил учителя. Его посадили на почетное место, угостили хорошим вином, потом подарили учителю нарядную одежду и надели на палец кольцо.
- Подумайте, чем был обеспокоен отец ученика? Почему он принимал учителя как высокого гостя и сделал ему дорогие подарки? (Отец был обеспокоен тем, что из сына при таком отношении выйдет плохой писец, а писцы в то время очень ценились, так как они были помощниками царей.)
4. Устный ответ ученика по карточке № 14 и отзыв на него одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1.Вавилон - главный город Двуречья.
2.Законы царя Хаммурапи.
На доске: тема урока.
1.Рассказ учителя.
Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось все Двуречье. (Найдите город на карте. Слайд 3.)
Вавилон был самым большим городом Передней Азии. Его улицы были четко распланированы. Город украшали величественные ворота, дома, храмы. Около ворот стоял царский дворец с висячими садами, которые считались одним из семи чудес света; в центре Вавилона возвышалась девяностометровая храмовая башня. С башни жрецы наблюдали за движениями звезд и планет. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи Слайд 4. Он правил с 1792 по 1750 г. до н. э.
2. Работа с историческим документом. Слайд 5.
Законы царя Хаммурапи
§ 7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек - вор, его должно убить.
§ 53. Если человек ленится укрепить плотину своего поля и (вследствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины), то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.
§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хозяина сада, (то) он должен отвесить 1/2 мины (мера веса и денежного счета - около 0,5 кг) серебра.
§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дому, (то) этого строителя должно убить.
§ 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, (то) плату... 5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра, кожевника, плотника, строителя, (в) день (он должен) давать.
§ 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, (то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать.
§ 205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.
§ 26. Если редум или баирум (категории воинов), которому приказано выступить в царский поход, не пойдет, или наняв наемника, пошлет его в замену себя, (то) этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.
М., 1987. С. 59-63.
3. Беседа по вопросам к документу.
- На какие группы делилось население Вавилонского царства? (Рабы, человеки (полноправные жители), ремесленники и земледельцы.)
- Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства? (Золото, серебро.)
- Каких домашних животных разводили жители Вавилона? (Волов, овец, ослов.)
- Что умели делать жители этой страны? (Обрабатывать землю, разводить сады, строить дома и плотины, шить одежду, изготовлять орудия труда, обрабатывать кожу, торговать.)
- Если человек не имеет средств к существованию, как он может выйти из этого положения? (Взять землю в аренду (на временное пользование) под проценты.)
- Как наказывали рабов? (Наносили увечье - отрезали ухо, но не убивали.)
- Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военачальника? (Убивали.)
- С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии? (Хаммурапи нужна были сильная боеспособная армия для поддержания порядка в стране, для укрепления собственной власти.)
Слайд 6 – 7.
IV. Закрепление изученного материала - Кроссворд
- Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона? (Это были правила, по которым жили жители этого государства.)
- Какое значение эти законы имеют для нас, людей, живущих в XXI в.? (Они дают нам информацию о том, как жили жители Вавилона при Хаммурапи, чем занимались, как им разрешал поступать закон в той или иной ситуации.)
V. Подведение итогов урока
В конце урока учитель напоминает учащимся, что именно на Древнем Востоке возникла та юридическая система, которая существует до сих пор.
Слайд 8. Домашнее задание: прочитать § 14, В.3.4(у), Доп.задание – предложить ситуацию на основе понравившегося закона.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.