Конспект урока по теме "Вечный город и его жители"
Оценка 4.6

Конспект урока по теме "Вечный город и его жители"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
5 кл
27.07.2020
Конспект урока по теме "Вечный город и его жители"
FGOS_Vechny_gorod.docx

«Вечный город» и его жители

Педагогические
цели

Содействовать формированию образа Рима как образа Вечного города, вошедшего в историю мировой культуры; способствовать ознакомлению с бытом и нравами римлян, особенностями их повседневной жизни

Тип и вид урока

Усвоение навыков и умений / урок-конференция

Планируемые
результаты
(предметные)

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни народов в истории человечества; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира

Личностные
результаты

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Метапредметные результаты

Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.

Основное содержание темы, понятия и термины

Важнейшие достижения римской культуры: парадные и величественные постройки и сооружения (храмы, амфитеатры, термы, водопроводы, триумфальные арки, победные колонны); купольные постройки (Пантеон); римский скульптурный портрет; поэтическое творчество («Энеида» Вергилия и др.); римский (юлианский) календарь. Жизнь обитателей города. Жилища римлян. Социальное разнообразие римской одежды: тога, кандида, туника. Пища римлян, пиры. Общественные бани. Обучение в римской школе. Образование римлянина. Отдых и развлечения римлян. Римская архитектура. Римская скульптура. «Золотой век» римской поэзии

Образовательные ресурсы

Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. Альбом по культуре Древнего Рима


Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

 

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа

Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу

Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия

Беседа

III. Усвоение новых знаний и способов действий. Перенесение знаний в новые условия

Коллективная, фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, творческий. Рассказ, сообщение, презентация

Организует выступления учащихся с рассказами, сообщениями, презентациями:

Жизнь обитателей города. Жилища римлян. Разнообразие римской одежды. Пища римлян, пиры. Общественные бани. Обучение в римской школе. Образование римлянина. Отдых и развлечения римлян. Римская архитектура. Римская скульптура. «Золотой век» римской поэзии.

Все дороги ведут в Рим

- Тысячи жителей провинций стремились попасть в Рим. Зачем?

- получить выгодную должность у императора,

- торговые дела,

- попасть на гладиаторские бои, гонки колесниц, всевозможные праздники.

- Город украшали дворцы, статуи богов и императоров, храмы и портики, фонтаны.

- Триумфальные арки и колонны напоминали о победах Рима.

- Колизей – амфитеатр, вмещавший 50 тыс. зрителей.(рис. на стр. _____).

- Пантеон (храм всех богов) – увенчан куполом, с огромным залом. Выстроен из мрамора и бетона. (рис. на стр.______).

Особняки на городских холмах

- Богатые жили в собственных домах, которые располагались на холмах.

- В главном помещении не было окон.

- Четыре колонны поддерживали перекрытие (рис. на стр. 267).

- В перекрытие было отверстие, под которым располагался бассейн.

- Здесь хозяин принимал посетителей, пришедших по делам.

- Близких друзей приглашал во дворик – сад, окруженный портиками (рис. на стр. _____).

- В доме было несколько спален и столовых, кабинет хозяина, помещения для рабов.

Многоэтажные дома в низинах между холмами.

- Большинство римлян снимали жилье в 5-6-этажных домах.

- На нижнем этаже находились лавки и харчевни.

- Верхние этажи – комнаты и квартиры.

- Бедняки ютились под крышей.

- На улицах не было табличек с названиями и номерами домов.

- Улицы – грязные и тесные.

- Цветов и деревьев не было.

- Мусор и помои выбрасывали прямо из окон.

- Печей в домах не было, обогревались жаровнями.

- Не было кухонь: пищу готовили на жаровнях, которыми и обогревались.

- В окнах не было стекол, закрывались ставнями.

- Воду брали в городских фонтанах.

Посещение бань

- Ежедневно римляне посещали бани – термы.

- В Риме было около тысячи общественных бань.

- Входная плата мала.

- Императорские термы были богато украшены статуями, настенными росписями.(рис. на стр. 269)

- Перед купанием можно было поиграть в мяч, посостязаться в беге, борьбе и поднятии тяжестей.

- Одежду отдавали сторожу-рабу.

- В помещении с бассейном мылись.

- При термах находились библиотеки и залы для отдыха.

Беднота требует «хлеба и зрелищ»

- Многие бедняки считали труд рабским и унизительным занятием.

- Боясь народных выступлений, императоры приказывали беднякам раздавать хлеб.

- Беднота требовал и бесплатных развлечений:

            - гладиаторские бои,

            - конские бега (рис. на стр. _____),

Рим был крупнейшим городом империи, его называли вечным, золотым.

Рассказывают
о культурной жизни в Древнем Риме. Составляют описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и ил-

люстрации учебника, интернет-ресурсы, энциклопедии

Регулятивные: составляют план
и последовательность действий; оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Познавательные: применяют методы информационного поиска,
в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: слушают
и понимают речь других

Рассказ, сообщение, презентация

IV. Закрепление знаний и способов действий

Фронтальная. Словесный, творческий, проблемный. Рассказ, беседа

– Составьте рассказ от имени приезжего «Один день в Риме».

– Современник императора Траяна писал: «Рим покорил мир не только мечом – он победил его своей культурой». Как вы понимаете это выражение?

Предлагает перечислить вклад древних римлян в культурное наследие человечества, привести примеры влияния античного искусства в современной архитектуре и др.

На основе полученной информации составляют рассказ (по самостоя-тельно подготовленному плану). Высказывают суждения о вкладе древних римлян

в культурное наследие человечества. Выявляют примеры влияния ан-

тичного искусства в современной архитектуре и др.

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; строят логическую цепь рассуждений; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания

Рассказ, беседа по вопросам

V. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

Задания 77–80 в рабочей тетради. Опережающее задание к уроку 68: подготовить индивидуальные или парные

информационно-творческие проекты

(учебник, с. 300)

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее выполнение

Задания
в рабочей тетради, проекты

 


 

Вечный город» и его жители

Вечный город» и его жители

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Пантеон (храм всех богов) – увенчан куполом, с огромным залом

Пантеон (храм всех богов) – увенчан куполом, с огромным залом

Входная плата мала. - Императорские термы были богато украшены статуями, настенными росписями

Входная плата мала. - Императорские термы были богато украшены статуями, настенными росписями

IV. Закрепление знаний и способов действий

IV. Закрепление знаний и способов действий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.07.2020