«Вечный город» и его жители
Педагогические |
Содействовать формированию образа Рима как образа Вечного города, вошедшего в историю мировой культуры; способствовать ознакомлению с бытом и нравами римлян, особенностями их повседневной жизни |
Тип и вид урока |
Усвоение навыков и умений / урок-конференция |
Планируемые
|
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни народов в истории человечества; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира |
Личностные
|
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Метапредметные результаты |
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Важнейшие достижения римской культуры: парадные и величественные постройки и сооружения (храмы, амфитеатры, термы, водопроводы, триумфальные арки, победные колонны); купольные постройки (Пантеон); римский скульптурный портрет; поэтическое творчество («Энеида» Вергилия и др.); римский (юлианский) календарь. Жизнь обитателей города. Жилища римлян. Социальное разнообразие римской одежды: тога, кандида, туника. Пища римлян, пиры. Общественные бани. Обучение в римской школе. Образование римлянина. Отдых и развлечения римлян. Римская архитектура. Римская скульптура. «Золотой век» римской поэзии |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. Альбом по культуре Древнего Рима |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика |
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу |
Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия |
Беседа |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Перенесение знаний в новые условия |
Коллективная, фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, творческий. Рассказ, сообщение, презентация |
Организует выступления учащихся с рассказами, сообщениями, презентациями: Жизнь обитателей города. Жилища римлян. Разнообразие римской одежды. Пища римлян, пиры. Общественные бани. Обучение в римской школе. Образование римлянина. Отдых и развлечения римлян. Римская архитектура. Римская скульптура. «Золотой век» римской поэзии. Все дороги ведут в Рим - Тысячи жителей провинций стремились попасть в Рим. Зачем? - получить выгодную должность у императора, - торговые дела, - попасть на гладиаторские бои, гонки колесниц, всевозможные праздники. - Город украшали дворцы, статуи богов и императоров, храмы и портики, фонтаны. - Триумфальные арки и колонны напоминали о победах Рима. - Колизей – амфитеатр, вмещавший 50 тыс. зрителей.(рис. на стр. _____). - Пантеон (храм всех богов) – увенчан куполом, с огромным залом. Выстроен из мрамора и бетона. (рис. на стр.______). Особняки на городских холмах - Богатые жили в собственных домах, которые располагались на холмах. - В главном помещении не было окон. - Четыре колонны поддерживали перекрытие (рис. на стр. 267). - В перекрытие было отверстие, под которым располагался бассейн. - Здесь хозяин принимал посетителей, пришедших по делам. - Близких друзей приглашал во дворик – сад, окруженный портиками (рис. на стр. _____). - В доме было несколько спален и столовых, кабинет хозяина, помещения для рабов. Многоэтажные дома в низинах между холмами. - Большинство римлян снимали жилье в 5-6-этажных домах. - На нижнем этаже находились лавки и харчевни. - Верхние этажи – комнаты и квартиры. - Бедняки ютились под крышей. - На улицах не было табличек с названиями и номерами домов. - Улицы – грязные и тесные. - Цветов и деревьев не было. - Мусор и помои выбрасывали прямо из окон. - Печей в домах не было, обогревались жаровнями. - Не было кухонь: пищу готовили на жаровнях, которыми и обогревались. - В окнах не было стекол, закрывались ставнями. - Воду брали в городских фонтанах. Посещение бань - Ежедневно римляне посещали бани – термы. - В Риме было около тысячи общественных бань. - Входная плата мала. - Императорские термы были богато украшены статуями, настенными росписями.(рис. на стр. 269) - Перед купанием можно было поиграть в мяч, посостязаться в беге, борьбе и поднятии тяжестей. - Одежду отдавали сторожу-рабу. - В помещении с бассейном мылись. - При термах находились библиотеки и залы для отдыха. Беднота требует «хлеба и зрелищ» - Многие бедняки считали труд рабским и унизительным занятием. - Боясь народных выступлений, императоры приказывали беднякам раздавать хлеб. - Беднота требовал и бесплатных развлечений: - гладиаторские бои, - конские бега (рис. на стр. _____), Рим был крупнейшим городом империи, его называли вечным, золотым. |
Рассказывают
люстрации учебника, интернет-ресурсы, энциклопедии |
Регулятивные:
составляют план Познавательные:
применяют методы информационного поиска,
Коммуникативные:
слушают |
Рассказ, сообщение, презентация |
IV. Закрепление знаний и способов действий |
Фронтальная. Словесный, творческий, проблемный. Рассказ, беседа |
– Составьте рассказ от имени приезжего «Один день в Риме». – Современник императора Траяна писал: «Рим покорил мир не только мечом – он победил его своей культурой». Как вы понимаете это выражение? Предлагает перечислить вклад древних римлян в культурное наследие человечества, привести примеры влияния античного искусства в современной архитектуре и др. |
На основе полученной информации составляют рассказ (по самостоя-тельно подготовленному плану). Высказывают суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества. Выявляют примеры влияния ан- тичного искусства в современной архитектуре и др. |
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; строят логическую цепь рассуждений; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания |
Рассказ, беседа по вопросам |
V. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. Задания 77–80 в рабочей тетради. Опережающее задание к уроку 68: подготовить индивидуальные или парные информационно-творческие проекты (учебник, с. 300) |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее выполнение |
Задания |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.