У р о к 9
воздух и его охрана
Цели: познакомить учащихся с составом и основными физическими свойствами воздуха; определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– Каковы главные свойства поваренной соли и сахара? Где эти вещества встречаются в природе?
– Какие кислоты встречаются в природе? Почему с кислотами нужно обращаться осторожно?
II. Изучение нового материала.
1. Ч т о т а к о е в о з д у х?
– Тема нашего урока «Прозрачный невидимка». Кто же это такой?
Есть невидимка: в дом не просится,
А прежде людей бежит, торопится. (Воздух.)
– Убедиться в существовании воздуха очень легко. Проделаем опыты.
1) Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите пальцами.
– Что вы заметили?
2) Наполните пакет воздухом, завяжите и попробуйте смять.
– Легко ли он сжимается?
– Воздух – это смесь невидимых газов. Вся наша планета укутана воздухом – прозрачным невидимым покрывалом. Воздух есть повсюду: на улице, в классе, в земле, в воде. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью органов чувств. Ветер – это движение воздуха. Гигантская воздушная оболочка, окружающая нашу планету, называется атмосферой. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от солнечной радиации. Без атмосферы лучи солнца мгновенно сожгли бы все живое на Земле.
2. С о с т а в в о з д у х а.
Б е с е д а.
– Воздух – это газ, а вернее, смесь газов.
– Как вы думаете: какие газы составляют окружающий нас воздух?
– В 100 литрах воздуха содержится: 78 литров азота, 21 литр кислорода, 1 литр углекислого газа. Кроме этих газов в воздухе есть примеси: водяной пар, пыль, дым.
– Прочитайте текст на с. 44.
– Рассмотрите схему (в учебнике) состава воздуха.
3. С в о й с т в а в о з д у х а.
– Какими же свойствами обладает воздух?
1) Воздух прозрачен. Мы видим через него все окружающие предметы.
– Прочитайте о прозрачности воздуха на с. 44.
2) Воздух бесцветен.
– Можно ли сказать, что воздух красный, синий, фиолетовый?
– Какого же цвета воздух?
3) Воздух не имеет запаха.
– Почему по-разному пахнет в столовой, парикмахерской, больнице?
4) При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Данное свойство воздуха дети наблюдают при постановке опыта или по рисункам в учебнике на с. 45.
– Почему происходит расширение и сжатие воздуха?
– Воздух, как и все вещества, состоит из частиц. Частицы постоянно движутся, часто сталкиваются. Когда воздух нагревается, они начинают двигаться быстрее, сталкиваться сильнее и отскакивать друг от друга на большие расстояния. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется. При охлаждении воздуха все происходит наоборот.
5) Воздух плохо проводит тепло.
– О теплопроводности воздуха прочитайте на с. 46.
4. З н а ч е н и е в о з д у х а. О х р а н а в о з д у х а.
В о п р о с ы к у ч а щ и м с я.
– Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»?
– Всегда ли воздух чист и прозрачен?
– Почему происходит загрязнение воздуха?
– Можно ли с этим бороться?
– Что вы предлагаете предпринять для сохранения чистоты воздуха?
III. Итог урока.
– Прочитайте вывод на с. 48.
– Что нового узнали на уроке?
& Домашнее задание: прочитать статью (с. 44–48), нарисовать плакат «Берегите воздух».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.