Конспект урока по теме "Закономерности и случайности в жизни народов. Проблемы периодизации всемирной истории. Пути и методы познания истории" 10 класс всеобщая история
Оценка 4.9

Конспект урока по теме "Закономерности и случайности в жизни народов. Проблемы периодизации всемирной истории. Пути и методы познания истории" 10 класс всеобщая история

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
10 кл
18.01.2020
Конспект урока по теме "Закономерности и случайности в жизни народов. Проблемы периодизации всемирной истории. Пути и методы познания истории" 10 класс всеобщая история
2-4 урок.docx

Класс: 10                                                                                                   

Тема: Закономерности и случайности в жизни народов. Проблемы периодизации всемирной истории. Пути и методы познания истории.

Цель: определение роли закономерностей и случайностей в жизни народов мира, проблем периодизации всемирной истории, необходимости изучения исторических источников.

Задачи:

1.     сформировать представление учащихся о значимости изучения данной темы для практической деятельности людей;

2.     научить работать с видеоматериалом: извлечение информации, критическая оценка информации;

3.     усвоить основные понятия урока: закономерность, случайность, закон, тенденция, социальная реальность, периодизация, исторический источник;

4.     развивать мышление, память, речь учащихся, умение анализировать и делать выводы.

Оборудование:

1.     Учебник для 10 класса: Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – 7-е изд. – М., 2007. – 400 с.

2.     Видеоролики: Оранжевая революция 2014 или Ливия. Закономерность.

Ход урока:

I.                  Организационный этап.

1)    Повторение ранее изученного материала по следующим вопросам (организуется фронтальный опрос):

- Что такое история? (Ответ: история – это рассказ, процесс, наука)

- Что изучает наука история? (Ответ: история как наука изучает прошлое человечества, факты, события и процессы на базе исторических источников, либо история – это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции в конкретных формах, пространственно-временных измерениях)

- Кто является основоположником исторической науки? (Ответ: основоположник исторической науки – Геродот (V век до н.э.))

- Каковы основные подходы к изучению истории? (Ответ: основными подходами, изучающими историю, являются два подхода: 1) стадиальный (формационный) – Августин «О граде Божьем», Гегель (история – единый и прогрессивный процесс), Маркс, Энгельс (общественно-экономические формации в марксизме), У. Ростоу (история предполагает технологическое развитие, в результате которого сменяют друг друга традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество), Ясперс (доистория, великие исторические культуры, эпоха «техники»);

2) цивилизационный – Тойнби (цивилизация – сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями, имеющие устойчивые особые черты, которое проходит пять этапов: возникновение, рост, надлом, разложение, гибель), Данилевский «Россия и Европа» (в основе мира лежат политика, экономика, религия, культура), Шпенглер «Закат Европы» (исторический мир проходит три этапа: юность, расцвет, упадок; термин цивилизация употреблял в негативном понятии), Л. Гумилёв (теория мутагенеза, т.е. любой народ появляется в результате каких-то мутаций).

      2) История как наука, с ее понятиями, характеристиками, отдельными законами сформировалась не сразу. Она формировалась и развивалась вместе с человечеством. В качестве самостоятельного изучения материала по этому поводу было дано домашнее задание, которое заключалось в необходимости соотнесения особенностей развития исторической науки с историческими этапами развития человечества, поэтому в конце 2-го урока необходимо будет тетради с домашним заданием сдать на проверку.

Ответ:

Этапы

Особенности

Историческая наука античного мира (Античность)

- отсутствие разграничения среди научных дисциплин;

- реальность + фантазия = исторический факт

Историческая наука в средние века

- решающее воздействие религии на историю;

- хроника исторических событий опирается на описание жизни святых мучеников

Историческая наука нового времени

XVI-XVII вв.:

- философия «подчиняет» историю;

- начинает складываться критерий научности в исторических знаниях (введение необходимости подтверждения какого-либо факта документами, мнениями)

XVIIXVIII вв.:

- рост интереса к прошлому в Европе (в связи с ростом грамотности, бурно происходящими изменениями и переменами, необходимости обосновать государственный интерес)

XIX в.:

- рациональность во всем – необходимость поиска закономерностей исторического развития, его движущих сил;

- необходимость проведения конкретно-исторического анализа;

- соблюдение принципа объективности

Историческая наука в ХХ веке

- размежевание между историей и политологией, социологией, социальной психологией;

- взаимодополняемость наук

 

II.               Изучение нового материала

       Рассказ учителя: Между событиями истории существуют определенные объективно обусловленные зависимости, которые никакая свобода воли не может изменить. Подобные зависимости – это законы истории. Например, невозможно организовать машинное производство в обществе, которое не достигло соответствующего уровня развития науки и техники, либо формировать национальную общность без должного уровня национального самосознания, или строить гражданское общество без развитой демократии и т.д. Таким образом, люди в соответствии со своей волей могут изменять социальную реальность, но лишь в тех рамках, границах, которые обусловлены объективными законами, как природы, так и общества. Что это – закономерность, случайность, основная тенденция?       

 

       Зап. в тетрадь с комментированным объяснением учителя:

Законы истории:

1.     историческое событие – это  неопределенность (случайность)

2.     история творят люди = сознательная деятельность людей

3.     множественность возможностей

4.     социальная реальность = объективные условия жизни человека

(человек может фантазировать что угодно, однако осуществить на практике можно лишь то, что позволяют объективные законы бытия)

5.     свобода воли, свобода выбора человека  не  абсолютна

(люди стремятся улучшить условия жизни, достичь чего-то значимого, однако если возможность может появиться через год, два, то ничего с абсолютной точностью не повторится).

6.     Уникальность исторических явлений

 

Задание: просмотреть видеоматериал «Оранжевая революция 2004» или «Ливия. Закономерность», определить случайны данные события или закономерны? (ответы детей, критическая оценка увиденного) – 8-10 мин.

 

Учитель обращает внимание учащихся на то, что содержанием истории является исторический процесс, под которым понимается временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей. Разумеется, исторический процесс состоит из огромного количества событий и явлений очень многих обществ и стран. В связи с чем для нас интересен вопрос о том, как менялись взгляды на источники общественного прогресса, что являлось движущей силой мирового развития?

Задание: стр. 23 – Таблица «Движущие силы исторического развития» - используя учебник на стр.15-17, 20 заполнить пустые ячейки данной таблицы. – 7 мин.

Ответ:

Мыслители

Века

Источники прогрессивного развития

Д. Локк

XVII-XVIII

Идеи об утверждении естественных прав человека (право на жизнь, на свободу распоряжаться своей судьбой и имуществом)

Г. Гегель

XVIII-XIX

«мировой дух» (коллективный разум всего человечества) = национальная идея

К. Маркс

XIX

Борьба между имущими и неимущими классами

Л. Гумилев

XX

Взаимодействие народа со средой его обитания

Дж. Гэлбрейт

XX

Обладание навыками организации производственной деятельности

 

Объяснение учителем: расхождение во взглядах на то, что выступало движущей силой мирового развития и что в нем было главным, определяло существование различных подходов к принципам периодизации всемирной истории. Общепринятым делением всего исторического пути, которое к сегодняшнему дню прошло человечество, является следующее деление истории: первобытная эпоха, история Древнего мира, Средневековье, история Нового и Новейшего времени.

 

Задание: используя текст параграфа №3 (стр. 27-31), определить и записать в тетрадь в виде схемы периодизацию всемирной истории. – 10 мин.

Ответ:

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к классу:

1.     Каким образом люди получили информацию о прошлом?

2.     Назовите историков древности и современности?

3.     Что такое исторический источник?

4.     Перечислите основные виды исторических источников.

Ответ:

1…..

2…..

3 исторический источник – это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события;

4 основные виды исторических источников: письменные, вещественные, этнографические (+ документальные, повествовательные).

 

III.           Заключение

Вопросы:

1.     В чем заключаются особенности освещения событий древности?

2.     Насколько, на ваш взгляд, объективна современная историческая наука?

3.     Можем ли мы говорить о наличии и существовании исторического творчества? Почему?

 

IV.            Домашнее задание:

1)    читать параграфы 1-3,

2)    подготовить сообщение, мини-презентацию об одном  философе прошлого, указанном в этих параграфах.

Конспект урока по теме "Закономерности и случайности в жизни народов. Проблемы периодизации всемирной истории. Пути и методы познания истории" 10 класс всеобщая история

Конспект урока по теме "Закономерности и случайности в жизни народов. Проблемы периодизации всемирной истории. Пути и методы познания истории" 10 класс всеобщая история

Конспект урока по теме "Закономерности и случайности в жизни народов. Проблемы периодизации всемирной истории. Пути и методы познания истории" 10 класс всеобщая история

Конспект урока по теме "Закономерности и случайности в жизни народов. Проблемы периодизации всемирной истории. Пути и методы познания истории" 10 класс всеобщая история

Конспект урока по теме "Закономерности и случайности в жизни народов. Проблемы периодизации всемирной истории. Пути и методы познания истории" 10 класс всеобщая история

Конспект урока по теме "Закономерности и случайности в жизни народов. Проблемы периодизации всемирной истории. Пути и методы познания истории" 10 класс всеобщая история

Конспект урока по теме "Закономерности и случайности в жизни народов. Проблемы периодизации всемирной истории. Пути и методы познания истории" 10 класс всеобщая история

Конспект урока по теме "Закономерности и случайности в жизни народов. Проблемы периодизации всемирной истории. Пути и методы познания истории" 10 класс всеобщая история

Конспект урока по теме "Закономерности и случайности в жизни народов. Проблемы периодизации всемирной истории. Пути и методы познания истории" 10 класс всеобщая история

Конспект урока по теме "Закономерности и случайности в жизни народов. Проблемы периодизации всемирной истории. Пути и методы познания истории" 10 класс всеобщая история
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2020