Земельный закон братьев Гракхов
Педагогические
|
Способствовать ознакомлению с причинами и последствиями проведения в Риме земельных и иных социальных реформ, предложенных братьями Гракхами; создать условия для выявления внутренних противоречий в римском обществе, выявившихся в процессе и после деятельности Гракхов |
Тип и вид урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний / исследовательская лабораторная работа |
Планируемые
|
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом |
Личностные
|
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека |
Метапредметные результаты |
Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Разорение крестьян в результате завоевательных войн. Избрание Тиберия Гракха народным трибуном. Земельный закон Гракха (133 г. до н. э.). Убийство Тиберия Гракха и его сторонников. Деятельность Гая Гракха. Убийство Гая Гракха и его сторонников. Неудача реформ братьев Гракхов. Октавиан. Земельная реформа, гражданская война |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. Проверочные материалы |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика |
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Работа |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа с «линией времени», хронологические задачи |
Организует работу с хронологическими задачами (см. Приложение 1) |
Называют даты важнейших исторических событий, устанавливают последовательность и длительность событий |
Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности |
Хронология |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу урока |
Слушают учителя и формулируют учебную задачу урока |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия |
Беседа |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Разорение крестьян |
Групповая. Словесный, практический, проблемный. Работа с текстом, карточками, беседа |
Предлагает прочитать § 50, выполнить задания на карточках, обсудить вопросы в группах (см. Приложение 2) - После установления власти в Средиземноморье, в Римском государстве вспыхнула вражда между различными группами населения – гражданские войны. Заморские походы разоряли воинов-землевладельцев - В армии служили только землевладельцы. - Жена не могла управиться с хозяйством, когда муж был на войне. - Хозяйство приходило в упадок: поле зарастало сорняками, сарай покосился. - Землевладелец часто в таком случае продавал участок и перебираля в Рим. - Иногда участок в отсутствие хозяина отбирал богач и тогда тоже дорога в Рим. - В Риме жили случайными заработками или становились нищими. Заступник бедняков Тиберий Гракх - Тиберий был родом из плебеев. - Тиберий понимал, что большое скопление рабов опасно для государства. - Разорение землевладельцев ослабляло военное могущество государства, т.к. в армию не брали неимущих. - На сходках граждан он произносил речи в защиту бедных граждан. - Тиберия выбрали трибуном. - Бедняки призывали его произвести передел земли. Принятие земельного закона. - Завоеванные земли становились собственностью государства. - Однако большинство земель захватили богачи. - В 133 г. до н.э. Тиберий предложил закон: - ни одна семья не должна пользоваться более чем тысячью югеров государственной земли. И - Излишки отобрать и небольшими участками раздать беднякам, но без права продажи. - Сенат был против этого закона. - Но Народное собрание приняло этот закон. Гибель Тиберия - Тиберий и его брат Гай руководили переделом земли. - Богачи сопротивлялись. - Тиберия обвиняли в том, что он хочет захватить власть. - Но Тиберий хотел быть избранным трибуном на новый срок. - Многие землевладельцы не могли прийти на собрание, т.к. работали на полях. - Противники Тиберия на Собрании устроили свалку и подняли шум. - Враги Тиберия заявили, что он хочет царскую корону. - Сенаторы выбежали на площадь. - Сенаторы, вооружившись, начали убивать сторонников Тиберия. - Погибло более 300 человек и сам Тиберий. Гай Гракх продолжает дело брата. - Через 10 лет Гай Гракх был избран трибуном. - Он продолжил передел земли. - Богачи возненавидели Гая. - Сенат ввел в Рим войска. - Погибли 3 тысячи сторонников Гая Гракха. - Гай покончил жизнь самоубийством, не желаю попадать в руки врагов. - Через несколько лет запрет на продажу земли был отменен. - Богачи снова стали скупать земли бедняков. Итог: Разорение землевладельцев Италии продолжалось. |
Проводят поиск необходимой ин- формации в учебном тексте; рассказывают об исторических событиях, их участниках |
Познавательные: строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: принимают участие в работе группами; договариваются и приходят к общему решению |
Работа по карточкам, беседа по вопросам |
V. Закрепление знаний |
Фронтальная, групповая. Словесный. Беседа, рассказ |
Предлагает обменяться группам полученной информацией |
Оценивают исторические события и личности |
Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения |
Беседа по вопросам |
VI. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. Мини-проект _____________________________ § 50, вопросы. Задание 68 в рабочей тетради |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Вопросы
|
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
1. От какого года римляне вели счет лет? Как ответил бы римлянин на вопросы: «В каком году была установлена республика? В каком году проведены реформы Солона?»?
2. Подсчитайте, что ответил бы римлянин на вопрос: «В каком году произошла битва при Каннах?».
3. Когда римляне начали Третью Пуническую войну? Когда они установили свою власть над Грецией? Какие это были годы по римскому летосчислению (от основания города)?
Приложение 2
1. Тиберий Гракх, проезжая по полям Этрури, увидел печальную картину разорения мелких крестьянских хозяйств, которые не могли соперничать с крупными поместьями римских рабовладельцев.
– К чему это вело? С каким законом выступил Тиберий Гракх в римском сенате? Какие цели он преследовал? Был ли принят этот закон?
2. В 133 г. до н. э. народное собрание избрало Тиберия Гракха народным трибуном. Тиберий предложил принять земельный закон, но сенат встретил его со злобой и отверг.
– Вспомните, какими правами обладал народный трибун. В интересах какого класса проводился земельный закон? Почему и как сенат ему препятствовал? Сколько лет прошло от установления республики в Риме до принятия земельного закона?
3. После расправы над Гракхами сенат и все их враги торжествовали победу. Но простой люд не забыл Гракхов. Места, где они были убиты, часто посещались народом, а память их чтилась жертвоприношениями. Позднее были воздвигнуты статуи обоих братьев.
– Почему народ помнил о Гракхах и чтил их память? Почему их противники торжествовали победу?
4. Сразу же после обнародования законопроекта о земельной реформе перед Тиберием стали возникать препятствия. Его политическими врагами был пущен по городу слух, будто Тиберий предложил переделить землю только с целью, чтобы возмутить народ и внести расстройство в жизнь государства. Открыто враждебную позицию по отношению к законопроекту занял римский сенат.
– Подумайте, кто и почему был против принятия законопроекта. Какие средства борьбы против Тиберия были использованы? Каков был их результат?
5. Выступая на Народном собрании, Тиберий Гракх обратился к собравшимся со следующим вопросом: «Может ли трибун, действующий во вред народу, оставаться в своей должности?». Вслед за этим Собрание приняло земельный закон. Подумайте, что заставило Народное собрание согласиться с Тиберием?
6. Выступая перед гражданами, Гракх убеждал людей, что «даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех, кто сражался и умирал за Рим, нет ничего, кроме воздуха и света! Воинов называют владыками мира, но ни единого комка земли они не могут назвать своим». Основываясь на данном фрагменте, подумайте, кому в действительности принадлежала земля в Риме?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.