Конспект урока по теме "Жизнь египетского вельможи"
Оценка 4.7

Конспект урока по теме "Жизнь египетского вельможи"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
5 кл
27.07.2020
Конспект урока по теме "Жизнь египетского вельможи"
Konspekt_-_Zhizn_egipetskogo_velmozhi.docx

Жизнь египетского вельможи

(параграф 8, учебник Вигасина)

 

О чем могут рассказать гробницы вельмож

- при жизни вельможи строили каменную гробницу.

- Стены гробницы украшали надписи, рисунки, рельефы.

- Египтяне верили, что все, что нарисовано на камне может ожить.

 

В усадьбе вельможи

- Дом вельможи большой и красивый.

- Вокруг дома – сад.

- Посреди сада – пруд.

Мебель:

         - резные кресла,

         - ларцы,

         - вазы.

Одежда:

         - из тонкой льняной ткани,

         - золотые браслеты, кольца, ожерелья с драгоценными камнями.

Пища:

         - хлеб, печенье,

         - жареная птица,

         - мясо,

         - фрукты,

         - пиво.

Слуги, певцы, музыканты.

 

Служба вельмож

         - распоряжались работами в каменоломнях,

         - вершили суда и расправу,

         - следил за сбором налогов,

         - возглавляли военные походы.

Вельможам подчинялись:

         - писцы,

         - вооруженные воины,

         - стражники.

 

Вельможа во дворце фараона

- В руках фараона – жезл и плеть, знаки власти (может наказывать подданных),

- При приближении к фараону поднимали руки в знак обожания.

- Падали ниц, пока он не прикажет встать.

- Вельможи чувствовали себя маленькими людишками рядом с фараоном.

- Фараон мог наградить вельможу.

- Мог наказать: побить палками, отобрать имущество.

- Фараон считал вельмож своими слугами. -

Слайд 1. Жизнь египетского вельможи

Цели: ознакомить учащихся с жизнью египетских вельмож; продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», план-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-м классе.

Ход урока

I.  Организационный момент

II.  Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте».

1. Подготовка устного ответа по карточке № 10.

КАРТОЧКА № 10

Внимательно прочитай и подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили ремесленники Древнего Египта?» Для этого вспомни:

-   Где находится Египет?

-   Какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте (или что умели делать жители Египта)?

-   Расскажи о некоторых из них.

-   Легким ли был труд ремесленников?

-   В каких условиях жили ремесленники?

-   Что такое налог?

Сделай вывод._______________________

Примерный ответ учащегося

Древние египтяне не только умели обрабатывать землю, но и зани­маться разными ремеслами. Среди них были прекрасные скульпторы, ювелиры, медники (металлурги), резцы по дереву, каменотесы и т. д. Труд их был крайне тяжелым, так как почти всю работу приходилось делать вручную и при этом платить фараону налоги, т. е. продукты своего труда. Таким образом, древние ремесленники Египта давали раз­нообразную, нужную продукцию, но жили в очень тяжелых условиях.

2.       Пока ученик готовится, можно попросить зачитать рассказ от имени египетского земледельца и вопросы по карте Слайд 2.

3.       Заслушивание устного ответа по карточке № 10. Отзыв уча­щихся по плану-памятке (см. урок № 10).

III.  Переход к новой теме

Итак, мы познакомились с жизнью простых египтян: земледель­цев и ремесленников. Но кроме них в государстве жили фараоны и вельможи.

- Как жили египетские вельможи?

IV.  Изучение новой темы План

1)  В усадьбе вельможи.

2)  Служебные обязанности вельможи.'

На доске: тема урока.

1. Слайд 3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать пп. 1 и 2 § 8 на с. 40 Вигасина

2.  Беседа по прочитанному.

-      Где берут информацию ученые-египтологи о жизни вельмож? (На стенах гробниц сохранились надписи, рельефы, рисунки о жизни вельмож.)

-      В каких условиях жил вельможа? (В богатом доме, носил дорогие украшения, питался разными яствами и развлекался под игру музыкантов и танцовщиц.)

-      О чем свидетельствуют найденные в гробнице маленькие фигурки работников? (О существовании у древних египтян религиозных верований, в данном случае - о вере в загробную жизнь.)

Информация для учителя

Организация управления государством хорошо прослеживается по автобиографиям вельмож. Эти документы свидетельствуют об оформлении в Древнем Египте прочного аппарата государственной власти, деспотии, отличительными признаками которой являлись централизация управления его верховной власти. В автобиографиях вельмож указывается на щедрость царя по отношению к ним, сооб­щается о том, как они достигли высоких должностей при дворе. Загробная жизнь. Слайд 4.

3.   Работа по историческому документу.

 Жизнеописание вельможи Уны

(Начало служебной деятельности.)

(Я был юноша), опоясавшийся поясом (зрелости) при величестве Тети (первый фараон VI династии, середина XXV в. до н. э.), при­чем должность моя была начальник дома шена (мастерская). Я был смотрителем дворцовых хентиу-ше (арендаторы царских земель.)

(Назначение судей).

... его (величество назначил меня) судьей и устами Нехена (судейская должность), так как он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу. Я вел допрос наедине с главным судьей - верховным сановником в случае любого тайного дела...

(Назначение начальником дворцовых хентиу-ше.)

В бытность мою судьей и устами Нехена его величество назна­чил меня единственным другом и начальником дворцовых хентиу- ше. Я действовал так, что вызвало одобрение его величества, орга­низуя охрану, уготовляя путь царя и организуя стоянку. Я делал все так, что его величество хвалил меня за то чрезвычайно.

(Приготовление к войне с бедуинами.)

Его величество посылал меня пятикратно водить (это) войско и ус­мирять страну бедуинов каждый раз, как они восставали, с помощью (?) этих отрядов я действовал так, что (его) величество хвалил меня.

(Назначение начальником Верхнего Египта.)

Когда я был агет (чин или должность при дворе) и носителем сандалий (фараона), его величество хвалил меня за бдительность и за охрану, организованную мною на месте стоянки, больше, чем любого другого своего сановника, больше, чем любого другого вельможу, больше, чем любого другого своего слугу.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 33-34.

4. Беседа по тексту документа.

-      Кто такой вельможа? (Это знатный и богатый египтянин.)

-      Чем занимался вельможа по поручению царя Египта? (Смот­рел за работой арендаторов царских земель, был судьей, ор­ганизовывал охрану фараона, подавлял восстания бедуинов, носил сандалии фараона.)

-      Как выполнял свои обязанности этот вельможа? (Выполнял так, что царь его хвалил.)

-      Как относится к своему царю этот вельможа? (Он его бого­творит, пытается выслужиться.)

V. Закрепление изученного материала

Решение творческой задачи.

Вельможа Уна фараона Древнего царства, рассказывая о своих деяниях во славу фараона, писал, что «мощь царя, который да живет вечно, велика и внушительна в большей степени, чем мощь всех бо­гов, так как все осуществляется согласно приказу, отданному им».

-      Определите по этому отрывку различие между взглядами на управление людей Древнего царства и первобытной общины. (Вельможа Уна прославлял фараона как бога, ставил его над всеми людьми, признавал за ним полноту власти. Люди перво­бытной общины, где управлял старейшина вместе с народным собранием, не могли так смотреть на власть старейшины. Они считали равным себе, они его выбрали, поэтому он не мог стоять намного выше остальных членов общины.)

VI. Итоги урока

Не только простые египтяне должны были исполнять все прика­зы фараона и угождать его прихотям. Он и вельмож считал своими слугами.

Слайд 5. Домашнее задание: прочитать § 8 Вигасина или § 12 Михайловско­го; подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Сравни условия жизни земледельцев, ремесленников и вельмож»; под­готовить сообщение о вооружении египетского войска (1 че­ловек).


 

КАРТОЧКА № 10

Внимательно прочитай и подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили ремесленники Древнего Египта?» Для этого вспомни:

-   Где находится Египет?

-   Какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте (или что умели делать жители Египта)?

-   Расскажи о некоторых из них.

-   Легким ли был труд ремесленников?

-   В каких условиях жили ремесленники?

-   Что такое налог?

Сделай вывод.    

 

 

КАРТОЧКА № 10

Внимательно прочитай и подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили ремесленники Древнего Египта?» Для этого вспомни:

-   Где находится Египет?

-   Какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте (или что умели делать жители Египта)?

-   Расскажи о некоторых из них.

-   Легким ли был труд ремесленников?

-   В каких условиях жили ремесленники?

-   Что такое налог?

Сделай вывод.

        

 

 

КАРТОЧКА № 10

Внимательно прочитай и подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили ремесленники Древнего Египта?» Для этого вспомни:

-   Где находится Египет?

-   Какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте (или что умели делать жители Египта)?

-   Расскажи о некоторых из них.

-   Легким ли был труд ремесленников?

-   В каких условиях жили ремесленники?

-   Что такое налог?

Сделай вывод.

 

 

 

Исторический документ

 

Жизнеописание вельможи Уны

(Начало служебной деятельности.)

(Я был юноша), опоясавшийся поясом (зрелости) при величестве Тети (первый фараон VI династии, середина XXV в. до н. э.), при­чем должность моя была начальник дома шена (мастерская). Я был смотрителем дворцовых хентиу-ше (арендаторы царских земель.)

(Назначение судей).

... его (величество назначил меня) судьей и устами Нехена (судейская должность), так как он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу. Я вел допрос наедине с главным судьей - верховным сановником в случае любого тайного дела...

(Назначение начальником дворцовых хентиу-ше.)

В бытность мою судьей и устами Нехена его величество назна­чил меня единственным другом и начальником дворцовых хентиу- ше. Я действовал так, что вызвало одобрение его величества, орга­низуя охрану, уготовляя путь царя и организуя стоянку. Я делал все так, что его величество хвалил меня за то чрезвычайно.

(Приготовление к войне с бедуинами.)

Его величество посылал меня пятикратно водить (это) войско и ус­мирять страну бедуинов каждый раз, как они восставали, с помощью (?) этих отрядов я действовал так, что (его) величество хвалил меня.

(Назначение начальником Верхнего Египта.)

Когда я был агет (чин или должность при дворе) и носителем сандалий (фараона), его величество хвалил меня за бдительность и за охрану, организованную мною на месте стоянки, больше, чем любого другого своего сановника, больше, чем любого другого вельможу, больше, чем любого другого своего слугу.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 33-34.

 

 

Беседа по тексту документа.

-      Кто такой вельможа?

-      Чем занимался вельможа по поручению царя Египта?

-      Как выполнял свои обязанности этот вельможа?

-      Как относится к своему царю этот вельможа?


 

Скачано с www.znanio.ru

Жизнь египетского вельможи (параграф 8, учебник

Жизнь египетского вельможи (параграф 8, учебник

Слайд 1. Жизнь египетского вельможи

Слайд 1. Жизнь египетского вельможи

Слайд 3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Слайд 3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории

КАРТОЧКА № 10 Внимательно прочитай и подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили ремесленники

КАРТОЧКА № 10 Внимательно прочитай и подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили ремесленники

Исторический документ Жизнеописание вельможи

Исторический документ Жизнеописание вельможи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.07.2020