Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
Педагогическая |
Содействовать ознакомлению с образом жизни сельских жителей и горожан Древнего Египта, семейным укладом, воспитанием и образованием детей |
Тип и вид урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний / лекция с элементами беседы |
Планируемые |
Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности |
Личностные |
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Метапредметные |
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной, монологической контекстной речью |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Жители Древнего Египта. Труд земледельцев. Образ жизни египтянина. Семейный уклад, воспитание и образование детей. Ремесло и обмен. Писцы собирают налоги. Вельможа, писец, налог, орошение, шадуф, роспись, амулет |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Электронное приложение к учебнику. Аппликация (слайды) «Земледельческие работы в Древнем Египте». Рабочая тетрадь № 1 |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
||||||||||||||||
характеристика |
формируемые УУД |
|||||||||||||||||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
|||||||||||||||
II. Проверка выполнения домашнего задания |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа |
Организует проверку выполненных заданий. Хвалебная песня Нилу стр.38 – Что означают слова из хвалебной песни Нилу: «Все живут благодаря ему»? Организует взаимопроверку терминов Слайд 1. Работа с картой Слайд 2. |
Демонстрируют выполнение заданий. Объясняют роль Нила в жизни египтян. Объясняют значения терминов |
Регулятивные: оценивают уровень владения учебным материалом. Коммуникативные: высказывают свое мнение |
Беседа по вопросам, задания в рабочей тетради, контурная карта, взаимопроверка |
|||||||||||||||
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Знакомит с темой урока, учебной задачей Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Слайд 3. |
Слушают учителя |
Регулятивные: принимают учебную задачу, формулированную вместе с учителем |
|
|||||||||||||||
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Жители Египта: от фараона до простого земледельца |
Фронтальная. Словесный. Рассказ учителя, работа со схемой |
Представляет жителей Египта, характеризует их, организует работу со схемой «Устройство египетского общества»
Слайд 4. Жители Египта: от фараона до простого земледельца - Владыкой Египта был фараон. - У него в подчинении были вельмож – царские советники, военачальники. - На службе у фараона и вельмож состояли писцы. - Могущество фараона обеспечивало войско. - На полях трудились земледельцы. - В мастерских работали ремесленники. - Земледельцы платили налоги – отдавали в казну часть урожая, скота. |
Перечисляют жителей Египта, делают записи |
Познавательные: структурируют знания. Коммуникативные:
слушают
|
Схема |
|||||||||||||||
Труд земледельцев |
Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с аппликацией (слайдами), иллюстрациями, беседа |
Рассказывает
о труде земледельцев –
Почему без строительства каналов Слайд 5. Труд земледельцев. - Поля были отделены насыпями. - Во время разлива вода задерживалась на полях между насыпями. - На землю оседал плодородный ил, влага пропитывала землю. - Для орошения полей, удаленных от Нила, копали каналы. Слайд 6. - поля орошали с помощью шадуфов Слайд 7. Сразу же после схода воды, в октябре-ноябре, земледельцы начинали пахоту. Плуг чаще по полю тащили коровы, поскольку ими было легче управлять, а большой силы при вспахивании мягкой почвы не требовалось. Труд самого пахаря был тяжёлым: согнувшись от напряжения, он нажимал на рукоятку плуга, ведя его по прямой линии и стараясь удержать в вязкой почве. Сбоку обычно шёл погонщик, подгонявший животных палкой или плетью. Слайд 8. Сев производили вручную. В одной руке сеятель держал корзину, другой разбрасывал зёрна. Посеянное зерно надо было сразу присыпать землёй, поскольку под палящими лучами солнца оно засыхало. Поэтому по полю прогоняли животных, которые втаптывали зерно в почву и уплотняли землю. Слайд 9. Когда урожай созревал, начиналась жатва. Зерно спешили убрать пока его не склевали птицы, не налетела саранча.
Какое орудие использовали при жатве? Из чего оно изготавливалось? Слайд 10. Молотьба происходила на выровненной площадке, куда сбрасывали снопы. По ним прогоняли скот, который копытами выбивал из колосьев спелые зёрна.
Слайд 11. Обмолоченное зерно было полно мякины и всякого мусора, поэтому сразу после молотьбы приступали к веянию: зерно подбрасывали вверх руками или маленькими лопатками. Пока оно падало, ветер уносил более лёгкую шелуху, а тяжёлые зёрна падали вниз Молотить и веять старались утром и вечером, когда не было изнурительной жары.
|
Характеризуют занятия египетских земледельцев под руководством учителя. Объясняют роль каналов и земляных насыпей в Египте |
Познавательные:
используют Коммуникативные: владеют диалогической формой речи; высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других |
Беседа по вопросам |
|||||||||||||||
Семейный уклад, воспитание и образование детей. Ремесло и обмен. Писцы собирают налоги |
Групповая, фронтальная. Словесный, исследовательский, творческий, наглядный. Работа с текстом, иллюстрациями, беседа, рассказ |
Организует работу в группах. Предлагает прочитать п. 3–5 § 7, рассмотреть иллюстрации на с. 39, 40, обсудить вопросы (см. ниже), представить результат работы всему классу Слайд 12. В гостях у египтян - Из зерна делали муку, потом пекли лепешки. - Из навоза и сухой травы делали топлива, т.к. деревьев мало. Еда египтян: лепешки, лук, вяленая рыба, финики, инжир, виноград. По праздникам: мясо, пиво, виноградное вино. Дома простых людей: - построены из тростника, обмазанного илом, - вместо крыши – тростниковая циновка. -пол – земляной, покрыт тростниковыми циновками. - В доме есть очаг.
Одежда: набедренная повязка и украшения с амулетами, которые защищают от злых духов и несчастий. Слайд 13. Ремесла и обмен -Назвать ремесла, описав рисунки древних египтян на стр. 38. - Ремесла: - гончарное, - ткачество, - кожевенное, - столярное, - кораблестроение, - - строительство. - Обмен (Картинка на стр. 39) – меняют ремесленные изделия на продукты. Слайд 14. Писцы собирают налоги - Писцы: - ведут учет всего, что имеется в государстве, - рассчитывают налоги, которые ежегодно платят простые египтяне. Слайд 15.
Вопросы для обсуждения 1. Составьте рассказ от имени земледельца, как прошел его день. Включите в рассказ описание одежды, его дома, обеда, воспитания детей. 2. При обработке дерева древние египтяне пользовались металлической пилой, топором, буравом, скобелем, долотом, треугольником, отвесом, молотом. Древние мастера превосходно плавили и обрабатывали медь, бронзу, свинец, олово, серебро, золото, железо. В строительстве ремесленники применяли гипс, известь, слюду, графит, камень, глину. Какими знаниями и умениями должны были обладать египетские мастера, и на каких работах необходимы были перечисленные инструменты и материалы? 3. Продолжите рассказ «Писцы на службе фараона». «Писец причаливает к берегу, чтобы исчислить налог с урожая: стражники с прутьями, а нубийцы с палками, и они говорят: “Подай зерно”, – а его нет, они избивают батогами… Его жена связана, перед ним его дети в путах, а писцы фараона…» 4. Опишите рисунок «Шадуф» на странице 40. Начните так: «Шадуф состоит из врытых в землю столбов, перекладины между ними и качающейся на ней жерди. На одном конце жерди – камень, на другом – кожаное ведро…». 5. Опишите настенную роспись «Выжимание сока» на странице 39. Начните так: «Земледельцы забрались в каменную бочку и, держась за веревки, давят виноград ногами…». Слайд 16. Меновая торговля Сохранилось и такое изображение: сидит женщина, перед ней глиняные сосуды. Рядом стоит египтянин, протягивающий ей рыбу. Он предлагает меняться — это самый простой вид торговли. Денег тогда еще не было, и если приходилось оценивать товар, то говорили: он стоит столько же, как корова, или как два мешка зерна, или как 10 медных колец. |
На основе работы с
текстом учебника рассказывают |
Регулятивные:
учатся работать Познавательные: осуществляют поиск информации в учебнике. Коммуникативные: умеют работать в группе |
Рассказ, беседа по вопросам |
|||||||||||||||
V. Закрепление знаний
|
Коллективная. Словесный. Работа с терминами, игра |
Организует взаимопроверку терминов в виде игры «Ты мне – я тебе»: предлагает по очереди задавать друг другу вопросы на знание значений терминов
Если игра не получиться, то работа с историческим документом. |
Объясняют значения терминов |
Коммуникативные: умеют задавать вопросы |
Взаимоконтроль |
|||||||||||||||
VI. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. Слайд 17. § 7, термины. Схема в тетради. Задание 24 в рабочей тетради |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания |
Схема, термины, задание в рабочей тетради |
Исторический документ
Жизнеописание вельможи Уны
(Начало служебной деятельности.)
(Я был юноша), опоясавшийся поясом (зрелости) при величестве Тети (первый фараон VI династии, середина XXV в. до н. э.), причем должность моя была начальник дома шена (мастерская). Я был смотрителем дворцовых хентиу-ше (арендаторы царских земель.)
(Назначение судей).
... его (величество назначил меня) судьей и устами Нехена (судейская должность), так как он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу. Я вел допрос наедине с главным судьей - верховным сановником в случае любого тайного дела...
(Назначение начальником дворцовых хентиу-ше.)
В бытность мою судьей и устами Нехена его величество назначил меня единственным другом и начальником дворцовых хентиу- ше. Я действовал так, что вызвало одобрение его величества, организуя охрану, уготовляя путь царя и организуя стоянку. Я делал все так, что его величество хвалил меня за то чрезвычайно.
(Приготовление к войне с бедуинами.)
Его величество посылал меня пятикратно водить (это) войско и усмирять страну бедуинов каждый раз, как они восставали, с помощью (?) этих отрядов я действовал так, что (его) величество хвалил меня.
(Назначение начальником Верхнего Египта.)
Когда я был агет (чин или должность при дворе) и носителем сандалий (фараона), его величество хвалил меня за бдительность и за охрану, организованную мною на месте стоянки, больше, чем любого другого своего сановника, больше, чем любого другого вельможу, больше, чем любого другого своего слугу.
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.
М., 1987. С. 33-34.
Беседа по тексту документа.
- Кто такой вельможа?
- Чем занимался вельможа по поручению царя Египта?
- Как выполнял свои обязанности этот вельможа?
- Как относится к своему царю этот вельможа?
-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.