Урок 2. Индустриальная революция: достижения и проблемы
Педагогическая цель, задачи |
Способствовать ознакомлению с основными достижениями и проблемами индустриальной революции, формированию представления об основных чертах капитализма; создать условия для развития умений делать сообщения, используя межпредметные связи, доказывать свою точку зрения и участвовать в дискуссии; слушать товарищей и анализировать их сообщения; решать проблемы |
Тип и вид урока |
Урок усвоения навыков и умений. Конференция |
Планируемые |
Знают основные черты индустриального
общества (классического капитализма), знакомятся с основными достижениями технического
прогресса; объясняют причины и последствия экономических кризисов перепроизводства;
осознают связь между промышленной революцией и концентрацией производства; понимают
различия между корпорацией и монополией и характеризуют формы слияния предприятий.
Проявляют способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности |
Личностные |
Осмысливают гуманистические традиции и ценности общества. Овладевают выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению |
Ключевые |
Ценностно-смысловые (ценностные ориентиры ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем); учебно-познавательные (планирование, анализ, рефлексия, самооценка своей учебно-познавательной деятельности; самостоятельная познавательная деятельность); коммуникативные (навыки коллективной работы; умение задавать вопрос, корректно вести учебный диалог; владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями); личностное самосовершенствование (освоение способов интеллектуального саморазвития, формирование культуры мышления); информационные (владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, сетью Интернет) |
Метапредметные результаты |
Овладевают умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; проявляют способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.); проявляют готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе |
Содержание темы, основные
даты, |
Время технического прогресса. Завершение промышленного переворота. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Революция в средствах связи. Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты. 1803 г. – пущен первый паровой автомобиль (Оливер Эванс). 1807 г. – первый рейс парохода Фултона. 1825 г. – начала функционировать первая железная дорога в Великобритании (Джордж Стефенсон). 1844 г. – впервые установлена телеграфная связь между городами с помощью аппарата Морзе. 1850 г. – по дну Ла-Манша проложен подводный телеграфный кабель. 1859–1869 гг. – строительство Суэцкого канала (Фердинанд Лессепс). 1876 г. – изобретение телефона (Илайши Грей, Александр Белл). 1880 г. – впервые применены лампы накаливания. 1896 г. – впервые в мире в Петербурге проведен сеанс радиосвязи. Промышленный переворот, дирижабль, капитализм, конкуренция, экономический кризис перепроизводства, корпорация, картель, синдикат, трест, концерн |
Личностно значимая проблема |
Безудержное развитие технического прогресса может привести к экологическим и военным катастрофам, поэтому развитие техники и новых технологий должно находиться под контролем гуманистически ориентированного общественного мнения |
Характеристика основных
видов |
Выступают с сообщениями, рассказывают о техническом прогрессе. Раскрывают сущность, экономические и социальные последствия промышленного переворота. Раскрывают значение понятий и терминов: промышленный переворот, дирижабль, капитализм, конкуренция, экономический кризис перепроизводства, корпорация, картель, синдикат, трест, концерн |
Образовательные ресурсы |
Учебник, § 1–2. Рабочая тетрадь. Карты «Начало промышленного переворота в Англии», «Европа в конце XIX – начале XXI в. Экономическое развитие» |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма контроля |
|
Осуществляемые |
Формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Сообщение учителя, беседа |
Называет тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи урока. Предлагает выполнить проблемные задания (см. Приложение) |
Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи |
Р: принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную учителем |
|
III. Усвоение знаний и способов действий |
Фронтальная, индивидуальная. Творческий, словесный, наглядно-иллюстративный, практический. Сообщения, работа с рисунками, иллюстрациями, работа с картой, записи |
1. Как завершился промышленный переворот. 2. Переворот в средствах транс-порта. 3. Экипаж без лошадей. 4. «Страна на колесах». 5. Дороги, мосты, туннели. 6. Первые полеты человека. 7. Военная техника. 8. Новые источники энергии. 9. «Превратить ночь в день». 10. Революция в средствах связи. 11. Эпоха капитализма. I вариант – сообщение. II вариант – предлагает самостоятельно прочитать пункт «Эпоха капитализма» и записать в виде тезисного плана «Характерные черты эпохи капитализма». Организует проверку выполненного задания |
Выступают с сообщениями. Слушают сообщения, рассматривают рисунки, иллюстрации. Записывают даты и события |
П: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. К: готовят сообщения, используя информацию, полученную из разных источников; слушают и понимают речь других. Р: удерживают
цель деятельности до получения П: структурируют учебный материал. К: воспринимают
текст |
Индивидуальная. Сообщения |
Индивидуальная, фронтальная. Частично-поисковый, практический, словесный. Сообщение, работа с учебником, тезисный план, беседа, работа с понятиями и терминами |
Слушают сообщение. Читают текст, находят в нем и выписывают в тетрадь характерные черты эпохи капитализма в виде тезисного плана. Запоминают новые понятия и термины |
Индивидуальная. Тезисный план, сообщение |
|||
IV. Закрепление знаний и способов действий |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа |
Предлагает обсудить проблемные задания |
Обсуждают проблемные вопросы |
К: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные высказывания |
Фронтальная. Устный опрос |
V. Рефлексия |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
Предлагает ответить на поставленные в начале урока вопросы: – Какой материал был трудным, непонятным? – А что воспринималось легко? – Попробуйте дать оценку уроку |
Отвечают на вопросы |
Р: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества |
Фронтальная. Устный опрос |
VI. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Понятия и термины. Задания в рабочей тетради к § 1–2 (на выбор учителя) |
Воспринимают задание, уточняют |
Р: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания |
Индивидуальная. Понятия и термины, задания |
Приложение
Проблемные и познавательные задания:
1. Нужен ли обществу технический прогресс, если он рождает средства массового уничтожения и экологические проблемы?
2. Как вы думаете, почему капитализм свободной конкуренции перерастает в конце XIX века в капитализм монополистический?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.