Урок 1. От традиционного общества к обществу индустриальному
Педагогическая цель, задачи |
Способствовать ознакомлению с учебником; создать условия для углубления знаний о периодизации Нового времени, составления обобщающей характеристики XIX в. как времени, когда побеждает промышленная революция, процесс модернизации охватывает значительную часть западноевропейских стран и США и даже проникает в страны Востока, на Западе окончательно складывается индустриальное общество; создать условия для развития умений анализировать и выделять главное (сравнивать доиндустриальную и индустриальную эпохи), взглянуть на изучаемую эпоху глазами современников, делать выводы, решать проблемное задание и убедительно представлять результаты своей деятельности |
Тип и вид урока |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Комбинированный |
Планируемые |
Понимают, что в XIX в. в Западной Европе и США происходит процесс преобразования доиндустриального общества в индустриальное, знакомятся с понятием модернизация и усваивают основные составляющие процесса модернизации; овладевают знаниями о трех эшелонах модернизации; оперируют понятием индустриальное общество. Овладевают целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества |
Личностные |
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе; осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, проявляют способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе |
Ключевые |
Ценностно-смысловые (ценностные ориентиры ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем); общекультурные (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры); учебно-познавательные (планирование, анализ, рефлексия, самооценка своей учебно-познавательной деятельности; самостоятельная познавательная деятельность; владение креативными навыками: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях); информационные (владение навыками работы с различными источниками, Интернет; самостоятельный поиск, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации); коммуникативные (владение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями); личностное самосовершенствование (освоение способов интеллектуального саморазвития) |
Метапредметные результаты |
Учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Овладевают умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации; проявляют способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах |
Содержание темы, основные
даты, |
От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация – процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота. Модернизация, эшелоны модернизации, индустриальное общество, индустриальная революция, старый капитализм, молодой капитализм, демография, демократизация |
Личностно значимая проблема |
Развитие индустриального общества нельзя оценить однозначно |
Характеристика основных
видов |
Объясняют значение понятий и терминов модернизация, эшелоны модернизации, индустриальное общество, индустриальная революция, старый капитализм, молодой капитализм, демография, демократизация. Выделяют главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя. Сравнивают доиндустриальную и индустриальную эпохи. Показывают на карте страны первого, второго, третьего эшелонов модернизации |
Образовательные ресурсы |
Юдовская, А. Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800–1900. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина; под ред. А. А. Искендерова. М.: Просвещение, 20161. Юдовская, А. Я. Всеобщая история. История Нового времени.
1800–1900. Рабочая тетрадь. 8 класс. В 2 ч. / |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, методы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма контроля |
|
Осуществляемые |
Формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Постановка учебной
задачи. Подготовка |
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Сообщение учителя, работа с учебником, рассказ учителя, беседа, структурирование учебного материала |
Называет тему урока, формулирует учебные задачи урока. Предлагает выполнить проблемное задание (см. Приложение 1). 1. Новое время. Хронологические рамки и периодизация Нового времени (рубеж XV–XVI вв. – начало XX в.). Источники Нового времени. Знакомство с учебником. Знакомит с основными темами
курса, структурой учебника, учебно-методическим аппаратом. Раскрывает первый вопрос
в ходе беседы |
Слушают учителя. Знакомятся с проблемным заданием, записанным на доске. Рассматривают учебник,
просматривают оглавление, обращают внимание на хронологические рамки курса, различные
источники информации (в том числе: рисунки, цветные иллюстрации, карты и схемы,
материал для дополнительного чтения). |
Р3: принимают учебную задачу, сформулированную учителем. П: осуществляют знакомство с учебником, учатся ориентироваться в нем; овладевают умениями работать с учебно-методическим аппаратом. Л: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками; отображают в речи содержание совершаемых действий |
Фронтальная. Наблюдение за деятельностью учащихся, устный опрос |
III. Усвоение |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, проблемный. Рассказ, работа с текстом, работа с картой, беседа, записи |
2. История XIX в. – история рождения и развития индустриального общества в процессе модернизации. 3. Неравномерность разрушения традиционного общества в Западной Европе. Три эшелона модернизации. 4. Основное
содержание процесса модернизации. Коренные изменения |
Слушают рассказ учителя. Читают указанный учителем фрагмент текста. Работают с картой, записывают понятия и термины: модернизация, эшелоны модернизации, индустриальное общество, индустриальная революция, старый капитализм, молодой капитализм, демография, демократизация |
Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата. П: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; структурируют знания; осуществляют анализ; высказывают предположения. К: находят в учебном тексте необходимую информацию; высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других |
Фронтальная. Устный опрос, работа с картой |
IV. Закрепление знаний и способов действий |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа |
– Что же дал человеку XIX в.? Организует обсуждение проблемного задания, поставленного в начале урока |
Отвечают на вопросы |
П: обсуждают проблемные вопросы. К: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других |
Фронтальная. Устный опрос |
V. Рефлексия |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Какая цель и какие задачи стояли перед нами в начале урока? – Смогли ли вы их достичь? – Что тебе понравилось больше всего на этом уроке? – Что было самым ценным из услышанного? |
Отвечают на вопросы |
Р: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции. К: высказывают свое мнение; умеют слушать других |
Фронтальная. Устный опрос |
VI. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Основные понятия и термины. Индивидуальные задания: сообщения (по пунктам плана § 1–2). Предлагает провести экскурсию |
Воспринимают задание, уточняют |
Р: принимают учебную задачу. П: выбирают наиболее эффективные способы решения задачи. К: договариваются
|
Индивидуальная (парная,
групповая). Сообщения. Отчет об экскурсии |
Приложение 1
Проблемное задание:
Подумайте, как можно оценить процесс развития модернизации с точки зрения европейца или американца и с точки зрения жителя Востока.
Приложение 2
Примерные вопросы для вступительной беседы:
1. Вспомните, что означает термин Новое время. Когда он возник и почему?
2. Укажите хронологические рамки Нового времени и раннего Нового времени. Как вы думаете, почему ученые выделяют эпоху раннего Нового времени?
3. Назовите черты традиционного общества.
4. Какие процессы происходили в эпоху раннего Нового времени в политической жизни общества, в экономической жизни общества, в социальном составе общества, в духовной жизни общества?
5. Какой смысл мы вкладываем в понятие человек Нового времени?
6. Подумайте, какие черты раннего Нового времени отличают его от Средневековья.
7. Какие революционные потрясения меняли картину мира в XVI–XVIII вв.? Чем эти потрясения были вызваны?
8. Что вам особенно запомнилось из истории раннего Нового времени? Что из изученного в 7 классе вы считаете полезным лично для себя?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.