В афинских школах и гимнасиях
Педагогические |
Способствовать ознакомлению с обучением детей в греческих школах, кругом изучаемых предметов; содействовать пониманию того, что греческие школы ставили целью воспитать гражданина, для которого интересы гражданского коллектива были бы выше личных; создать условия для сравнения спартанского и афинского обучения, современной и афинской школ |
Тип и вид урока |
Комбинированный / урок-исследование |
Планируемые |
Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность |
Личностные
|
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде |
Метапредметные |
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Школа и образование. Образование эллина. Обучение в греческой школе. Спортивная подготовка в палестре и гимнасии. Воспитание девочек. Педагог, стиль, палестра, гимнасий, красноречие |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение к учебнику. Рабочая тетрадь № 2 |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика |
формируемые УУД |
||||
I. Организационный |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Проверка знаний и способов действий |
Индивидуальная. Практический. Диктант |
Проверяет знание значений терминов (см. Приложение)
1-5 = «2», 6-8 = «3», 9-11= «4» 12= «5» |
Слушают определения, записывают термины |
Познавательные: воспроизводят по памяти термины |
Диктант |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу. – Вы уже знакомы с обучением спартанских мальчиков. А с какой еще системой обучения вы уже хорошо знакомы? (Египетской) – Знакомясь с обучением в Афинах, предлагаю сравнить современную и афинскую школы |
Слушают учителя, формулируют учебные задачи к теме урока |
Регулятивные:
умеют формулировать учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже известно Коммуникативные: слушают и понимают речь других |
Беседа |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Рабы-педа-гоги. Занятия в школе. |
Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ,
работа |
Раскрывает значение термина «педагог», объясняет обязанности педагога. – Афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот еще одним педагогом стало больше!» Что он имел в виду? Рассказывает о занятиях в школе. Рабы – педагоги - До 7 лет мальчики только играли. - В 7 лет передавали педагогу (»сопровождающий ребенка). (Рис. На стр. 181) - Обязанности педагога: - водил в школу, - обучал хорошим манерам, - наказывал ребенка. - Педагог – увечный раб. Занятия в школе - Писали на дощечках, натертых воском (рис. На стр. 182). - Для письма использовали острую палочку – стиль. - Старшие писали на папирусе тростниковым пером. Учили: читать, рисовать, писать, считать, стихи греческих поэтов, играть на музыкальных инструментах, хоровому пению.
- Каникулы – весной. - Не учились: - в праздники,
посвященные богам, - Плата за учебу невысокая. - Девочки учились у матерей: - грамоте, - пению и танцам, - домоводству. |
Объясняют значения терминов «педагог», «стиль». Анализируют высказывание Перикла, объясняют его смысл. Проводят поиск необходимой информации в тексте документа |
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи. Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием документальных источников |
Беседа по вопросам, работа с документом |
Посещение палестры |
Парная. Словесный, исследовательский, наглядный. Работа с текстом, иллюстрациями, беседа, рассказ |
Предлагает прочитать п. 3 § 38, рассмотреть иллюстрации. – Опишите, как проходили занятия в палестре. – Каким должен быть юноша? – Кому принадлежат имена Мирон и Поликлет? Чем прославились эти греки? Посещение палестры - палестра («борьба») – спортивная школа. - Посещали с 12 лет. - Занятия - гимнастики, - борьба, - бег, - прыжки, - метание копья и диска. - На стр. 183 – описание занятия (чтение вслух) - Тренировки в обнаженном виде. - После тренировки мылись в фонтане или бане. - В палестрах стояли статуи атлетов (рис. На стр. 182, 184). |
Объясняют значение термина, объ- ясняют занятия в палестре. Характеризуют греческого юношу. Описывают изображения атлетов, объ- ясняют роль героев |
Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; создают алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера |
Беседа по вопросам, рассказ |
В афинских гимнасиях. Разные взгляды греческих ученых на природу человека |
Фронтальная. Словесный, исследовательский. Работа с текстом, документом, беседа |
Организует комментированное чтение п. 4 § 38 – Сравните взгляды на природу человека разных греческих ученых. Чьи мысли кажутся вам более правильными? В афинских гимнасиях - Взрослые учились в гимнасиях: - площадки для спортивных занятий, - бассейны, - помещения для отдыха и бесед. - В гимнасиях выступали ученые. - Обучали красноречию – умению отстаивать свое мнение. |
Объясняют значения терминов. Рассказывают о занятиях в гимнасиях. Сравнивают взгляды на природу человека разных греческих ученых |
Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации из документальных источников; осуществляют срав-нение. Коммуникативные: высказывают свое мнение |
Беседа по вопросам, работа с документом |
V. Закрепление знаний |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа |
Предлагает сравнить современную и афинскую школы |
Сравнивают афинское и спартанское обучение, современную и афинскую школы |
Познавательные: самостоятельно создают способы решения проблемы; осуществляют анализ; проводят сравнение |
Беседа по вопросам |
VI. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Параграф 38. Задания 38 РТ стр.30 |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Задания в рабочей тетради |
Ресурсный материал к уроку
1. Треугольное пространство между двумя склонами крыши с карнизом. (Фронтон.)
2. Главная площадь Афин. (Агора.)
3. Район гончарных мастерских. (Керамик.)
4. Большой сосуд с узким горлом и двумя ручками для переноса и хранения вина и других жидкостей. (Амфора.)
5. Древнегреческий сосуд, в котором вино смешивали с водой. (Килик.)
6. Большой керамический сосуд, в котором вино смешивали с водой. (Кратер.)
7. Глиняный сосуд с узким горлышком для хранения вина. (Пифос.)
8. Полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны. (Портик.)
9. Мраморный храм девы Афины на Акрополе в Афинах. (Парфенон.)
10. Изящные ворота, обычно, служившие входом в святилище, на Агору, в крепость. (Пропилеи.)
11. Знаменитый афинский храм, в котором вместо колонн на одном из портиков – скульптуры девушек. (Эрехтейон.)
12. Выдающийся древнегреческий скульптор, автор статуи Зевса в Олимпии и Афины в Парфеноне. (Фидий.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.