Конспект урока по Всеобщей истории по теме "Древнейшие люди"
Оценка 4.6

Конспект урока по Всеобщей истории по теме "Древнейшие люди"

Оценка 4.6
Разработки уроков
pdf
история
5 кл
11.04.2023
Конспект урока по Всеобщей истории по теме "Древнейшие люди"
др люд.pdf

Урок 1. Древнейшие люди   

 

Предмет: история.  Класс 5. 

 

Цель: сформировать у учащихся представление о древнейшем человеке, образе его жизни, причинах выделения его из животного мира. 

 

Ход урока 

 

Новые понятия: человеческое стадо, собирательство. 

Текущий контроль знаний и умений. 

Задание – вопросы и ответы: 

1)    Каковы источники наших знаний об истории Древнего мира?

Расскажите о письменных и вещественных источниках. 

2)    Какие вспомогательные исторические дисциплины вы знаете? 

 

План изучения нового материала 

 

1.     Облик древнейших людей. 

2.     Собирательство и охота – древнейшие способы добывания пищи. 

3.     Овладение огнём. 

 

Оборудование: Виг. § 1. 

 

Ход урока

 

1. Изучение первого вопроса плана. Облик древнейших людей. 

 

Работа с классом. Учащимся предлагается рассмотреть цветной рисунок с целью описания древнейшего человека и выявления сходства и различий с современным человеком. Выслушав ответы учеников, учитель объясняет, что жили люди уже не в одиночку, а большими коллективами, называемыми человеческими стадами. Можно в ходе объяснения задать вопрос: Почему первые объединения людей получили такое название и с какой целью они объединялись? 

Учитель, выслушав ответ, ещё раз подчеркнёт, что слово «человеческое» указывает на то, что это были не звери, а слово «стадо» указывает, что у древнейших людей сохранились звероподобные черты. Глядя на рисунок, ребята сами называют эти черты: сутулость, длинные руки, выдающийся вперёд подбородок, узкий лоб и т. д. 

 

 

Материал учебника 

 

Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов. Мы не можем точно воссоздать картину жизни наших далёких предков. Лишь приблизительно учёные устанавливают время появления древнейших людей на Земле и то время, когда люди стали такими же, как современный человек. 

Наши далёкие предки. Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. Например, в Восточной Африке. Археологи находят здесь при раскопках кости людей, живших более двух миллионов лет назад. По этим находкам можно восстановить облик наших самых далёких предков. 

Реконструкция – воссоздание облика человека, его жилища, орудия труда или иного предмета по сохранившимся остаткам и описаниям. 

Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка у людей была ещё не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен. Люди ещё не умели разговаривать. Подобно животным, криками устрашали они хищников, звали на помощь, предупреждали об опасности. Жили люди не в одиночку, а группами. 

Орудия труда. Если бы мы могли понаблюдать за древнейшими людьми, то, возможно, увидели бы такую картину. Люди подошли к речушке, они разыскивают на мелководье камни. Берут не каждый. Один отбросят – не годится. Другой поднимут – этот подходящий! 

Человек брал в руки гальку – гладкий округлый камень. Ударами другого камня он раскалывал гальку так, чтобы её края стали острыми, как нож. Получалось грубое орудие труда. Даже самые умные животные не способны его придумать. Только люди умели заострять камни, чтобы с их помощью вырубать дубины, обтачивать палки-копалки или выполнять другую работу. 

Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных. 

 

2. Изучение второго вопроса плана. Собирательство и охота – древнейшие способы добывания пищи. 

 

Указание учителю. Подчеркнув, что первобытным людям нередко угрожала смерть от недоедания и голода, нападения хищников, в связи с чем люди вынуждены были объединяться в большие коллективы, нужно остановиться на первых занятиях первобытных людей – охоте и собирательстве. 

Слушая рассказ о трудностях первых занятий, ученики рассматривают рисунок в учебнике. 

Объяснение учителя. 

Собирательство – одно из первых занятий древнейших людей, крайне трудоёмкое занятие. Собранные плоды и растения по сравнению с мясной пищей были малопитательны. Среди объектов собирательства желательно назвать зёрна диких злаков (ячменя, пшеницы, риса), что в дальнейшем позволит понять, как возникло земледелие. 

Охота далеко не всегда в те времена была успешной. Именно этим объясняется, почему древнейшие люди, несмотря на большое количество животных, часто страдали от голода. Следует показать на примерах, в каких случаях охотника ждала редкая удача. 

 

Материал учебника 

 

Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой. Целыми днями все они от мала до велика занимались собирательством: искали съедобные коренья и улиток, дикорастущие съедобные плоды и ягоды, яйца птиц. Как люди охотились? Может быть, так… 

Представим себе: большое стадо зебр мирно щиплет траву. Люди вспугнули стадо, которое спасается бегством. Как ветер мчатся зебры: конечно, их не догнать! Но в стаде есть больные, есть очень старые и совсем ещё молодые животные. Они не поспевают за остальными и отстают. Если охотникам удаётся отрезать от стада зебру, они оглушают её дубинами и убивают. 

 

3. Изучение третьего вопроса плана. Овладение огнём. 

 

Указание учителю. Говоря об овладении огнём, нужно заострить внимание на важности этого открытия, которое изменило кардинальным образом всю жизнь древнейшего человека. Полезно также остановить внимание на том, что очень длительный срок люди не умели добывать огонь. Правда, в те времена встречались естественные источники огня (вулканы), но, несмотря на это, потеря огня была огромным несчастьем для людей. 

 

Материал учебника 

 

Овладение огнём. Разные опасности подстерегали человека. Одной из самых страшных был огонь. Представим себе: молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится всё живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди. 

Как человек овладел огнём? Этого никто не знает. Быть может, однажды, превозмогая страх, смельчаки приблизились к огню. Это могло быть зажжённое в грозу дерево или горящая лава из вулкана. Тогда и было сделано великое открытие: сунешь ветку в пламя – поймаешь огонь! 

На стоянках людей запылали костры. Мясо, испечённое на углях, оказалось вкуснее и питательнее сырого. Яркий огонь обогревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей. Долгое время люди не умели добывать огонь: днём и ночью они поддерживали костры на своих стоянках. 

Нашим далёким предкам предстоял ещё долгий путь развития, прежде чем стать такими, как современные люди. 

 

4.    Вопросы самоконтроля. 

 

1)    Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени? 

2)    Почему древнейшие люди не могли жить там, где были суровые зимы? 

3)    В чём было главное отличие древнейших людей от животных? 

4)    Опишите по рисункам древнейшие орудия труда. Какую работу ими можно было выполнить? 

5)    Почему первобытный человек не мог прожить в одиночку? 

 

5.    Домашнее задание: читать и пересказывать §1 (сс. 8-11), ответить на вопросы в конце параграфа (с. 11). 

 

Урок 1. Древнейшие люди

Урок 1. Древнейшие люди

Материал учебника Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов

Материал учебника Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов

Указание учителю. Подчеркнув, что первобытным людям нередко угрожала смерть от недоедания и голода, нападения хищников, в связи с чем люди вынуждены были объединяться в большие…

Указание учителю. Подчеркнув, что первобытным людям нередко угрожала смерть от недоедания и голода, нападения хищников, в связи с чем люди вынуждены были объединяться в большие…

Материал учебника Овладение огнём

Материал учебника Овладение огнём
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2023