Конспект урока "Понятие базы данных" (11 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока "Понятие базы данных" (11 класс)

Оценка 4.8
Лекции +1
docx
информатика
11 кл
30.03.2023
Конспект урока "Понятие базы данных" (11 класс)
Конспект урока "Понятие базы данных" (11 класс)
План-конспект урока «Понятие базы данных. Система управления базами данных (СУБД)» (10 класс).docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора

по учебной  работе

______Ю.М.Сидорович
«__»
______________2022 г.

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ИНФОРМАТИКЕ

1 «А» группа специальности 2-26 02 31

«Документоведение и документационное обеспечение управления»

Тема: «Понятие базы данных. Система управления базами данных (СУБД)»

 

 

 

преподаватель Е.А. Панова

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель цикловой комиссии

естественно-математических

дисциплин

_____________ Н.В. Супрун

«__» _________2022 г.

 

 

 

Гродно 2022

Тема: «Понятие базы данных. Система управления базами данных (СУБД)»

 

Цель: познакомить учащихся с понятиями базы данных, системы управления базами данных, рассмотреть виды систем управления базами данных.

Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся и сформировать представление о базах данных и назначении систем управления базами данных (СУБД); сформировать представление об основных объектах СУБД;

Развивающая: развитие мышления, познавательных интересов, умения анализировать и сравнивать;

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету информатика, умение самостоятельно решать вопросы, формировать навыки ЗОЖ.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: компьютеры, презентация «Понятие базы данных. Система управления базами данных (СУБД)», мультиборд.

 

План урока:

1.        Организационный момент.

2.        Цели урока.

3.        Изложение нового материала.

4.        Физкультминутка.

5.        Закрепление нового материала.

6.        Подведение итогов.

7.        Рефлексия.

8.        Домашнее задание.

 

Ход урока.

1.        Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Отметка отсутствующих.

 

2.        Цели урока.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Вопрос к учащимся: Как вы считаете, что вы узнаете сегодня на уроке?

Сформулировать цели урока:

-     познакомимся с понятиями: базы данных, системы управления базами данных;

-     рассмотрим виды систем управления базами данных.

 

3.        Изложение нового материала.

Основой современных информационных технологий являются данные. Практически все информационные системы в той или иной степени связаны с функциями долговременного хранения и обработки данных. Информация является фактором, определяющим эффективность любой сферы деятельности.

Данные, предназначенные для компьютерной обработки, целесообразно структурировать, т. е. организовывать определенным образом. Именно структурирование позволяет пользователю оптимизировать работу с данными (сократить время поиска, обеспечить эффективное хранение, исключить ошибки при обработке).

База данных (БД) — совокупность взаимосвязанных и организованных определенным образом данных.

История развития базы данных.

1-ый учащийся:

«История развития баз данных уходит корнями в 1960-е годы. В те времена информация собиралась и хранилась в файлах. Каждый файл содержал определенные сведения и для охвата всей предметной области требовалось несколько файлов. Например, сведения о товарах хранились в одном файле, а сведения о клиентах - в другом. Информация о приобретении определенных товаров определенными клиентами - в третьем.»

Вопрос к учащимся: Где в повседневной жизни мы встречаемся с базами данных?

Например, базы данных:

-       книжного фонда библиотеки,

-       кадрового состава предприятия,

-       медицинского учреждения (сведения о пациентах),

-       об учениках нашей школы,

-       товаров в магазинах,

-       современной музыки и т.д.

Необходимо организовать хранение этой информации таким образом, чтобы её было удобно просматривать, пополнять, изменять, искать нужные сведения, делать любые выборки, осуществлять сортировку в любом порядке.

Вопрос к учащимся: Как вы думаете, каким образом можно хранить такую информацию?

Такую информацию можно хранить на компьютере.

Вопрос к учащимся: А как же хранили информацию до появления компьютеров?

До появления компьютеров информацию хранили на бумаге, т.е. в журналах, папках, картонных карточках.

Например: Картонные карточки используются в библиотечных каталогах. На каждой карточке записаны сведения об отдельной книге. Они удобны тем, что легко можно извлечь нужную карточку, заменить, добавить новые карточки, сохраняя установленный порядок.

Вопрос к учащимся: А как вы думаете, где лучше хранить информацию? На бумаге или на компьютере?

Информацию лучше хранить на компьютере.

2-ой учащийся:

«Базы данных можно классифицировать исходя из способов организации их хранения и обработки:

1. Иерархическая. Такую базу данных можно изобразить в виде дерева, состоящего из объектов различных уровней.

2. Сетевая. Является обобщением иерархической, т. е. каждый элемент вышестоящего уровня может быть связан с любыми элементами следующего уровня.

3. Реляционная. Такая база данных организована в виде таблиц, между которыми установлены связи.

Рассмотрим реляционные БД как наиболее распространенные в настоящее время.

Таблицы реляционных БД состоят из строк и столбцов. В таблицах баз данных это записи и поля.

Запись – строка таблицы базы данных, содержащая данные об одном объекте.

Поле – столбец таблицы базы данных, в котором указываются значения определенного свойства объектов базы данных.» Учащиеся записывают в тетради определения запись и поле.

 

4.                 Физкультминутка.

 

Назначение системы управления базами данных

Мы уже познакомились с понятие БД.

Система управления базами данных (СУБД) – программный комплекс, предназначенный для создания, редактирования и совместного использования баз данных.

3-ий учащийся:

«По степени локализации программных компонентов СУБД разделяют на:

1. Локальные – все программы размещаются на одном компьютере.

2. Распределенные – часть программ размещается на сервере, другая часть – на клиентских компьютерах.

Распределенные СУБД позволяют многим пользователям работать с одной базой данных одновременно.»

Мы уже знакомы с графическими, текстовыми и другими редакторами. Знаем, какие задачи они могут выполнять.

Вопрос к учащимся: Как вы думаете, какие основные действия, пользователь может выполнить с помощью СУБД?

Основные действия, которые пользователь может выполнить с помощью СУБД:

-     создание структуры БД;

-     заполнение БД информацией;

-     редактирование структуры и содержания БД;

-     поиск информации в БД;

-     сортировка данных.

Работу с реляционными базами данных рассмотрим в СУБД Access. Файлы баз данных, созданных в Access, имеют расширение .accdb. Один файл базы данных может содержать не только несколько объектов Таблица, но и различное количество объектов Форма, Запрос и Отчет.

 

5.        Закрепление нового материала.

Выберите верные и неверные высказывания:

1.        Столбец таблицы базы данных называется запись.

2.        База данных в которой каждый элемент вышестоящего уровня может быть связан с любыми элементами следующего уровня называется сетевой.

3.        Система управления базами данных – это программный комплекс, предназначенный для создания, редактирования и совместного использования баз данных.

4.        Локальные СУБД это когда все программы размещаются на одном компьютере.

5.        Строка таблицы базы данных называется запись.

6.        Система управления базами данных – это совокупность взаимосвязанных и организованных определенным образом данных.

7.        Реляционная база данных организована в виде таблиц, между которыми установлены связи.

8.        Распределенные СУБД это когда часть программ размещается на сервере, другая часть – на клиентских компьютерах.

9.        База данных – это совокупность взаимосвязанных и организованных определенным образом данных.

10.   Запись – это столбец таблицы базы данных.

11.   Иерархическую базу данных можно изобразить в виде дерева, состоящего из объектов различных уровней.

12.   Локальные СУБД позволяют многим пользователям работать с одной базой данных одновременно.

13.   Поле – это столбец таблицы базы данных.

14.   Реляционная база данных организована в виде дерева, состоящего из объектов различных уровней.

15.   База данных – это программный комплекс, предназначенный для создания, редактирования и совместного использования баз данных.

Правильные ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ:

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Взаимопроверка и подсчет правильных ответов:

12-15 – высокий уровень овладения материалом,

8-12 – достаточный уровень овладения материалом,

5-7 – ниже среднего уровня овладения материалом,

1-4 – низкий уровень овладения материалом.

 

6.        Подведение итогов.

Подведем итоги нашего урока.

-          С какими новыми понятиями познакомились сегодня?

-          Для чего используются базы данных в повседневной жизни?

Выставление оценок.

 

7.        Рефлексия.

Составить синквейн по теме.

Правила написания синквейна
>Первая строчка – записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
>Вторая строчка – пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
>Третья строчка – записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
>Четвёртая строчка – здесь размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого автор характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме.
>Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора к теме.


Информация
важная, необходимая
получать, сообщать, дезинформировать
каждый может принять решение, располагая достаточной информацией
сведения

 

8.        Домашнее задание.

9.        Дежурный вытягивает одну из каточек:

ü Выучить основные определения,

ü Прочитать параграф 1 электронного учебника на сайте profil.adu.by,

ü Ответить на вопросы после параграфа 1 электронного учебника на сайте profil.adu.by

Творческое задание: подготовить иерархическую БД «Моя родословная»


Приложение 1

 

Оценочный лист

 

Фамилия Имя________________________________________      

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество правильных ответов: _________

 

 

 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ

Тема: «Понятие базы данных. Система управления базами данных (СУБД)»

Тема: «Понятие базы данных. Система управления базами данных (СУБД)»

Основой современных информационных технологий являются данные

Основой современных информационных технологий являются данные

Вопрос к учащимся: А как вы думаете, где лучше хранить информацию?

Вопрос к учащимся: А как вы думаете, где лучше хранить информацию?

БД; - заполнение БД информацией; - редактирование структуры и содержания

БД; - заполнение БД информацией; - редактирование структуры и содержания

Подведение итогов. Подведем итоги нашего урока

Подведение итогов. Подведем итоги нашего урока

Конспект урока "Понятие базы данных" (11 класс)

Конспект урока "Понятие базы данных" (11 класс)

Приложение 1 Оценочный лист

Приложение 1 Оценочный лист
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2023