Структура урока проблемного обучения
«Экзюпери «Маленький принц»: вечные истины в сказке»
(6 класс)
Концептуальная таблица
«Черты притчи в философской сказке «Маленький принц»»
Заполняется учениками самостоятельно в течение урока
Черты притчи |
Примеры из сказки |
Назидательный характер |
|
Моральное поучение в иносказательной форме |
|
Широта обобщения ( в отличие от басни, которая обличает только один порок) |
|
Отсутствие обрисовки характеров |
|
Отсутствие показа явлений в развитии |
|
Сообщение о событиях, а не изображение их |
|
Аллегорический и символический смысл образов и событий |
|
I. Проблемная ситуация
Какие цитаты из сказки можно назвать заповедями Маленького принца?
1. Привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету (гл. V)
2. С каждого нужно спрашивать то, что он может дать (гл.X)
3. Человек – тот, «кто думает не только о себе» (гл.XIV)
4. Нельзя бросать то, что тебе дорого, потому что это может скоро исчезнуть (гл. XV)
5. Вода бывает нужна и сердцу (гл. XXIV)
6. Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь (гл. XX)
II. Проблемный вопрос
Какие проблемы решает автор, используя жанр притчи?
III. Поиск решения
- Докажем, что притча помогает объяснить сложные законы бытия на простых примерах.
Групповая работа
Первая группа – Анализ гл. I
( группа выступает не более 5 мин.)
О каких проблемах взаимоотношений детей и взрослых размышляет автор?
О чем он сожалеет, вспоминая себя ребенком? Зачем, по вашему мнению, автор предпослал своей сказке такое пространное посвящение? За что он извиняется перед своим читателем?
Обмен информацией. Дискуссия.
Вторая группа – Пересказ гл. II
Почему Маленькому принцу понравился именно барашек в ящике? Опишите животное, которое вы бы хотели подарить Маленькому принцу. Докажите, что ваш подарок мог бы ему понравиться.
Третья группа – Чтение по ролям гл. III
Почему Маленький принц не хочет привязывать своего барашка? В чем символический смысл этого признания?
Четвёртая группа – Чтение по ролям гл. VII
Какие проблемы волновали Маленького принца? Почему рассказчик, успокаивая Маленького принца, чувствовал себя «неловким и неуклюжим»? Опишите словами ценности, которые Маленький принц считал вечными?
Пятая группа – Чтение по ролям диалога Маленького принца и цветка из гл. VIII и IX
В чем символический смысл рассказа Маленького принца о своей розе? Почему он любит свою розу, хотя сам видит ее недостатки? Опишите жизненные ситуации в отношениях людей, которые напоминает рассказ о розе?
IV. Ответ на проблемный вопрос
По каким законам бытия должен жить человек?
V. Эксперимент
Выберите одну из заповедей Маленького принца (цитату) и объясните ее на примере бытовой ситуации современной жизни.
Слово учителя
Сказка – это предостережение взрослым, которые забыли свое детство. Чем чаще человек слышит голос детства, тем больше у него ответственности и здравого смысла.
Экзюпери пытается донести до нас: если жизнь людей не связана с бытием, с Вселенной, то она бессмысленна. К сожалению, люди хотят власти, славы, часто заглушают голос совести алкоголем.
Мудрость сказки в том, что человек должен любить, беречь, украшать свою планету. Чтобы сохранить мир, нужно смотреть на него глазами ребенка, а не взрослого, воспринимающего все через призму условностей и цифр.
VI. Творческая работа
Составьте синквейн.
Тема – «Маленький принц»
План синквейна
1. Тема
2. Два определения
3. Три сказуемых
4. Главная мысль или мнение пишущего о стихотворении
5. Синоним к теме.
Ученики зачитывают свои синквейны
Сказка «Маленький принц».
Философская, назидательная
Впечатляет, объясняет, учит
Несет вечные истины
Бытие
Притча
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.