План урока производственного обучения №2
Тема урока: Выполнение ручных стежков и строчек.
Цели урока:
1. Образовательная: познакомить обучающихся с основной терминологией ручных работ (стежок, длина стежка, строчка, шов, ширина шва); способствовать формированию и развитию умений и навыков выполнения ручных работ.
2. Развивающая: развивать умение применять имеющиеся знания на практике; контролировать свои действия; ответственно относиться к выполнению заданий.
3. Воспитательная: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности.
Материально – техническое оснащение: оборудование учебной швейной мастерской, портновские ножницы, иглы швейные ручные, напёрстки, нитки, инструкционно-технологические карты, образцы ручных стежков и строчек.
Ход урока.
I. Организационная часть урока
· Приветствие обучающихся.
· Проверка присутствующих на занятии.
· Проверка внешнего вида.
· Проверка готовности к занятию.
II. Вводный инструктаж
Мотивация учебно-производственной деятельности.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Проверка знаний обучающихся.
- расскажите о правилах безопасности труда
- расскажите о правилах пожарной безопасности
3. Изложение нового материала.
1. Техника безопасности при выполнении ручных работ.
Ø Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.
Ø Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведённую для этого коробку.
Ø Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
Ø Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы не оставлять иглу в изделии.
Ø Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.
Ø Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперёд или в стороны не наколоться.
Ø Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки ил иголки.
Ø Ножницы хранить в определённом месте.
Ø Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
Ø Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
Ø Следить за движением и положением лезвий во время работы.
Ø Использовать ножницы только по назначению.
Ø Шить с напёрстком.
2. Организация рабочего места для ручных работ.
Технология изготовления швейных изделий состоит из множества различных операций, которые выполняют как с применением швейной машины, так и вручную с помощью швейной иглы.
От точности и аккуратности выполнения ручных швейных работ зависит качество швейного изделия, его внешний вид.
Правильная организация рабочего места способствует повышению производительности труда и выполнению изделий заданного качества.
Ручные работы могут выполняться сидя или стоя, при этом изделие располагается на поверхности стола. Столы для выполнения ручных работ имеют различную конструкцию и размеры, должны быть оснащены выдвижными ящиками для хранения полуфабрикатов, ниток, инструментов и т. д. Стол может иметь борта для предотвращения падения изделия или инструмента, подставку для утюга, кронштейн для хранения лекал, рамку для инструкционной карты. Обязательно наличие светильника локального освещения на гибкой подводке, передвижной подставки с нитками и инструментами, мусоросборника, подставки для ног, винтового стула с регулировкой высоты сидения и угла наклона спинки.
Правильная посадка работающего за столом: расстояние от глаз работающего до изделия должно составлять 25-35 см; ноги располагаются на специальной подставке; инструменты и приспособления, которые берут правой рукой, располагаются справа, а те, которые берут левой рукой – слева.
3. Основные инструменты и приспособления для ручных работ.
Ручные иглы должны быть прямыми, острыми, без ржавчины, отполированными, неломкими. В зависимости от длины и диаметра иглы подразделяют по номерам: с №1 (наиболее тонкие и короткие) по №12 (наиболее толстые и длинные). Иглы подбирают в соответствии с характером выполняемой операции, вида изготовляемого изделия и материала. К иглам подбирают нитки соответствующих номеров.
Напёрсток предназначен для проталкивания иглы в ткань и для защиты пальца от прокола. Надевают напёрсток на средний палец правой руки. Напёрстки бывают с донышком и без донышка, на их боковой поверхности и на донышке имеются углубления, благодаря которым игла не скользит по поверхности напёрстка. Размер напёрстка должен точно соответствовать размеру пальца.
Ножницы используют для раскроя материалов, для подрезки деталей, обрезки концов ниток и т. д. Ножницы выпускают различных размеров. Их выбирают в зависимости от вида операции и материала. Ножницы должны быть острыми, их концы должны располагаться на одном уровне.
Сантиметровую ленту применяют для измерения фигуры человека, деталей изделия и материалов.
Линейки, угольники, лекала используют при построении чертежей изделий, для уточнения линий на деталях изделия и т. п.
Мел используют для нанесения на детали линий и знаков, при выкраивании деталей изделия.
Булавки используют для скалывания деталей, для перевода линий с одной детали на другую. Они должны быть тонкими, отполированными, острыми, не иметь ржавых пятен.
Колышек (заострённый с одного конца стержень) изготавливают из дерева, металла, кости или пластмассы. Используют для удаления строчек временного назначения, выправления углов деталей и т. д.
Кольцо с ножом (надевают на указательный палец правой руки) используют для обрезания ниток.
Манекен используют для проверки правильности соединения деталей и узлов изделия, как в процессе обработки, так и в готовом виде.
4. Элементы ниточных соединений.
Стежок – это переплетение ниток на ткани между двумя проколами материала иглой.
Строчка – это последовательный ряд повторяющихся однородных стежков.
Шов – соединение двух или нескольких слоёв материала строчками.
5. Выполнение ручных стежков и строчек.
В зависимости от расположения ниток на поверхности и внутри материала ручные стежки подразделяют на прямые, косые, крестообразные, петлеобразные, петельные и специальные стежки для отделочных работ. Строчки этих стежков называют по их назначению: смёточными замёточными, подшивочными т. д. Стежки должны быть ровными, однородными, равномерно затянутыми, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга. Все стежки, кроме крестообразных, выполняют справа налево.
5.1. Рассказать о технологических параметрах при выполнении прямых стежков и о том, где они применяются.
5.2. Рассказать о технологических параметрах при выполнении косых стежков и о том, где они применяются.
5.3. Рассказать о технологических параметрах при выполнении петлеобразных стежков и о том, где они применяются.
5.4. Рассказать о технологических параметрах при выполнении крестообразных стежков и о том, где они применяются.
5.5. Рассказать о технологических параметрах при выполнении специальных стежков для отделочных работ и о том, где они применяются.
5.6. Показ трудовых приёмов:
1. Показ приёмов выполнения прямых стежков мастером с комментариями.
- Воспроизведение выполнения прямых стежков обучающимися с комментариями.
2. Показ приёмов выполнения косых стежков мастером с комментариями.
- Воспроизведение выполнения косых стежков обучающимися с комментариями. 3. Показ приёмов выполнения петлеобразных стежков мастером с комментариями.
- Воспроизведение выполнения петлеобразных стежков обучающимися с комментариями.
4. Показ приёмов выполнения крестообразных стежков мастером с комментариями.
- Воспроизведение выполнения крестообразных стежков обучающимися с комментариями.
5. Показ приёмов выполнения специальных стежков мастером с комментариями.
- Воспроизведение выполнения специальных стежков обучающимися с комментариями.
5.7. Рассказ о самоконтроле в процессе выполнения работы и показ приёмов самоконтроля (в процессе показа трудовых приёмов).
5.8. Рассказ о типичных ошибках при выполнении ручных стежков и строчек (в процессе показа трудовых приёмов).
5.9. Закрепление нового материала:
- Проверка усвоения обучающимися изучаемого материала по вопросам: 1) Расскажите о технологических параметрах при выполнении прямых стежков и о том, где они применяются.
2) Расскажите о технологических параметрах при выполнении косых стежков и о том, где они применяются.
3) Расскажите о технологических параметрах при выполнении петлеобразных стежков и о том, где они применяются.
4) Расскажите о технологических параметрах при выполнении крестообразных стежков и о том, где они применяются.
5) Расскажите о технологических параметрах при выполнении специальных стежков и о том, где они применяются.
6) Расскажите, как следует соблюдать безопасные условия труда при выполнении ручных работ.
(Обучающиеся дают ответы на заданные вопросы)
III. Упражнения обучающихся и текущий инструктаж.
1. Выполнение обучающимися учебно–тренировочных упражнений по выполнению ручных стежков и строчек.
2. Обход рабочих мест:
· Первый целевой обход: проверка организации рабочего места обучающихся и соблюдение безопасных условий труда.
· Второй целевой обход: проверка соблюдения технологических параметров при выполнении прямых стежков.
· Третий целевой обход: проверка соблюдения технологических параметров при выполнении косых стежков.
· Четвёртый целевой обход: проверка соблюдения технологических параметров при выполнении петлеобразных стежков.
· Пятый целевой обход: проверка соблюдения технологических параметров при выполнении крестообразных стежков.
· Шестой целевой обход: проверка соблюдения технологических параметров при выполнении специальных стежков.
· Седьмой целевой обход: проверка правильного ведения самоконтроля (промежуточного) при выполнении ручных стежков и строчек. Оценка выполненной работы.
IV. Заключительный инструктаж.
Подведение итогов урока, оценка знаний обучающихся, разбор основных ошибок при выполнении рабочего задания.
V. Уборка рабочих мест
Мастер п/о_____________
Приложение №1
Контроль работ обучающихся
|
№ п/п |
Ф. И. О. обучающихся |
. Организация рабочего места и безопасные условия труда. |
Выполнение прямых стежков. |
Выполнение косых стежков. |
Выполнение петлеобразных стежков. |
Выполнение крестообразных стежков. |
Выполнение специальных стежков. |
Итоговые оценки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.