Конспект урока русского языка
на тему «Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия»
Учитель начальных классов Г.В.Журавлева
г. Тамбов
2024
Конспект урока русского языка
Учитель Г.В.Журавлева
Предметная область: русский язык.
УМК: «Школа России». Канакина В.П, Горецкий В.Г.Русский язык: учебник 2 класс. М: Просвещение. 2023.
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Тема: «Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия».
Цель: Познакомиться с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных (именах, отчествах и фамилиях людей, и т.д.)
Планируемые результаты:
Личностные:
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Метапредметные:
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (познавательные);
корректно и аргументированно высказывать своё мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами (коммуникативные);
совместно обсуждать процесс и результат работы, ответственно выполнять свою часть работы (регулятивные).
Предметные:
научатся писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание;
Оборудование урока:
Интернет-ресурсы:
https://digitalassistants.mob-edu.ru/teacher/catalog/35fec6c3-3018-4797-83f8-953f5e45a11c/library/quiz/0c4f7193-a15b-4f9e-837b-ef067830e14b
Ход урока.
№п/п |
Этапы урока |
Сценарий урока |
1. |
Мотивация учебной деятельности.
Организационный момент. |
Прозвенел звонок весёлый. Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать И друг друга понимать! (слайд 1)
- Доброе утро, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? (Учитель слушает ребят). -У меня тоже прекрасное настроение и я готова работать. Мне хочется начать наш урок с улыбки. Ведь улыбка располагает к приятному общению. Я улыбаюсь вам, улыбнитесь и вы друг другу. - А теперь настроимся на работу, будем толерантными друг к другу, ведь сегодня Международный день толерантности, это день дружбы и взаимопонимания. - Произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать». Ведь вокруг нас так много интересного, стоит только посмотреть по сторонам. В любом деле необходимо выполнять определенные действия, чтобы получить результат. - Какие это действия? - Каждый себе говорит: -наблюдаю - замечаю - размышляю - делаю вывод (слайд 2)
|
2.
|
Актуализация знаний и умений.
Минутка чистописания.
|
- Подумайте, в какой ситуации мы сможем сказать пословицу «Птице –крылья, а человеку – разум». (слайд 3) (Ответы детей).
- Отгадайте загадку и узнайте, какую букву мы будем писать на чистописании: (Дети отгадывают загадку.) Знает каждый ученик: Эта буква, как турник — Перекладина, две ножки. Есть в словах «Птенец» и «Плошка», А еще «Пенал», «Панно» Начинаются с нее. - Как называется эта буква? (слайд 4) - Какой звук обозначает буква пэ? Дайте характеристику звуку. - Из каких элементов состоит заглавная буква? - Из каких состоит строчная буква п? - Откройте тетради, положите их правильно, найдите новую строчку после «Классной работы» и пишем вместе со мной буквы: Пп Па па По по Пу пу Пе пе Пя пя Пы пы. (Прописывают в тетради буквы П п в соответствии с образцом правильного написания.) |
3. |
Постановка учебной задачи.
|
- Одну и туже букву можно писать и как большую (заглавную), и как маленькую (строчную). - Для чего это нужно? Ведь заглавная и строчная буквы обозначают одни и те же звуки! - Оказывается, у заглавной буквы есть две роли в русском языке. О первой из них легко догадаться, обратив внимание на начало любого предложения. (Начало предложения пишется с заглавной буквы.)
- Прочитайте скороговорку: Тетя (П,п)оля вернулась с (П,п)поля. - Как показано начало предложения? - А чтобы понять, в чём состоит вторая роль заглавной буквы, сравним слова с буквами в скобках. - Как нужно писать Тётя Поля, с заглавной буквы или со строчной? А «вернулась с поля»? (Дети анализируют слова и делают вывод, какую букву нужно писать в каждом случае.)
- Верно, спишите предложение письменными буквами, раскрывая скобки т.е. скобки нужно убрать, оставив нужную букву. (Дети записывают предложение и подчёркивают грамматическую основу предложения.)
- Найдите и подчеркните в предложении грамматическую основу. - Что интересного вы заметили в скороговорке? - На какой вопрос нам нужно ответить?
- Давайте проверим наше предположение в учебнике стр.87. (Дети открывают учебник и читают вопрос урока.) |
4. |
Открытие новых знаний. |
-Проведём исследование. - Мы работаем в группах. У каждой группы на столе лежит лист с текстом. Текст нужно прочитать, проанализировать, а затем сделать вывод: какие слова пишутся с заглавной буквы. (Дети работают в группе анализируют текст, делают вывод, потом сообщают классу результат их исследования.)
У каждой группы своё задание. - Вы должны: 1. Прочитать текст (для себя). 2. Обратить внимание на выделенные буквы в словах. 3.Сделать вывод: какие слова пишутся с заглавной буквы. Материал для выдвижения гипотез. 1 группа: Ноябрь. С лип и берёз опали все листочки. Часто идут дожди. Уже стали замерзать лужи.
2 группа: К празднику наряжали класс Андрей Соколов и Люда Иванова. Им помогали Наташа Петрова и учительница Анна Сергеевна.
3 группа: На лугу пасётся корова Зорька, конь Воронок и коза Милка. Их охраняет собака Дружок.
4 группа: Мы живём на планете Земля. Моя Родина – Россия. В России есть города – Москва, Саратов, Калининск. В моём городе течёт река Баланда. Моя школа находится на улице Советская.
- Слушаем первую (вторую, третью, четвёртую) группу. - К какому выводу вы пришли? Какое правило «спряталось» в вашем тексте? - Итак, попробуем объединить все ваши выводы и сформулировать правило о написании заглавной буквы в словах. (Дети формулируют правило написания заглавной буквы в словах.)
Пиши с заглавной буквы 1. Первое слово в начале предложения. 2. Имена, отчества, фамилии людей. 3. Клички животных. 4. Географические названия.
(подготовленный ребенок читает стихотворение)
Ставится буква у строчки в начале, |
5. |
Усвоение новых знаний и способов действий.
|
Фронтальная работа - Найдите в учебнике на стр.87 упражнение 128. (Объясняют правило написания имен собственных, осуществляют классификацию слов.)
_ Прочитайте слова. В какие группы по значению можно распределить эти слова?
города имена фамилии Учитель прикрепляет на доску названия групп слов и предлагает распределять слова по группам. Дети по очереди выходят к доске и пишут слова в нужную группу.
- Какие слова оказались в двух группах?
Город Владимир находится к востоку от Москвы, входит в Золотое кольцо ( группа древних городов России), город Пушкин (бывшее Царское село) под Санкт – Петербургом. (Владимир – это имя и название города, Пушкин – фамилия и название города.)
|
6. |
Физминутка.
|
Учитель проводит физминутку:
Раз
– подняться, потянуться, Три
– в ладоши, три хлопка,
- Давайте поиграем. - Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо встать и хлопнуть в ладоши над головой. (Различают собственные и нарицательные имена существительные.)
Мама Иринка, Дочка Маринка, Папа Иван, Сын Демьян, Бабушка Маша, Дедушка Саша, Хорошая семья, Как напишешь имена?
|
7. |
Первичное закрепление. |
Работа и с использованием ЦОР «ЦП МЭО». https://digitalassistants.mob-edu.ru/teacher/catalog/35fec6c3-3018-4797-83f8-953f5e45a11c/library/quiz/0c4f7193-a15b-4f9e-837b-ef067830e14b
Коллективное обсуждение.
|
8. |
Самостоятельная работа с взаимопроверкой. |
- Я приготовила вам задание, в котором нужно вписать имена собственные.
- А теперь выполните взаимопроверку с соседом по парте, помогите друг другу.
|
9. |
Включение в систему знаний. |
Фронтальная работа по учебнику, выполнение упражнения 129 - Прочитайте астрономическую считалку. (Дети читают считалку и называют карликовую планету «Плутон», которую теперь не считают планетой.)
- Что считает звездочёт? - Какая из названных планет сейчас не считается планетой? - Давайте расположим названия планет в алфавитном порядке. (Выстраивают названия планет по алфавиту. Письменная работа в тетради.) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Сатурн, Уран, Юпитер.
|
10. |
Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. |
Инициирует детей на самооценку, оценивание. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Какую цель ставили в начале урока? - Какую работу выполняли на уроке?
Имена: Андрей, Иван, Саша, Коля и Степан, Нина, Вера, Валентина, Маргарита и Марина.
Все фамилии: Петров, Николаев, Снегирёв.
Клички: Барсик и Пушок, Мурзик, Шарик и Дружок.
Города: Москва, Казань, Тула, Краснодар, Рязань, Вашингтон, Париж, Ханой –
Пишутся с буквы прописной.
- Чему учились на уроке? - Какой вид работы понравился больше всего? - Что было трудно?
|
11. |
Домашнее задание. |
Учебник стр.87 упражнение №130, по желанию выполнить работу на платформе ЦП МЭО https://digitalassistants.mob-edu.ru/teacher/catalog/35fec6c3-3018-4797-83f8-953f5e45a11c/library/quiz/44781c27-b4d7-4319-898f-bc328c852218 . |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.