Конспект урока «Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия»
Оценка 4.8

Конспект урока «Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл
23.11.2024
Конспект урока «Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия»
Конспект урока русского языка
Прописная буква в именах собственных..docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока русского языка

 

на тему «Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Учитель начальных классов  Г.В.Журавлева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Тамбов

2024

 

 

 

 

 

Конспект урока русского языка

 

Учитель Г.В.Журавлева

Предметная область: русский язык.

УМК: «Школа России».  Канакина В.П, Горецкий В.Г.Русский язык: учебник 2 класс. М: Просвещение. 2023.

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Тема: «Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия».

Цель: Познакомиться с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных (именах, отчествах и фамилиях людей, и т.д.)

Планируемые результаты:

Личностные:

познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Метапредметные:

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (познавательные);

корректно и аргументированно высказывать своё мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами (коммуникативные);

совместно обсуждать процесс и результат работы, ответственно выполнять свою часть работы (регулятивные).

Предметные:

научатся писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание;

 

Оборудование урока:

  • Русский язык. Учебник: 2 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г.  М: Просвещение. 2023;
  • компьютер, проектор, экран;
  • презентация по теме урока;
  • карточки для работы в паре;

Интернет-ресурсы:

https://digitalassistants.mob-edu.ru/teacher/catalog/35fec6c3-3018-4797-83f8-953f5e45a11c/library/quiz/0c4f7193-a15b-4f9e-837b-ef067830e14b

 

Ход урока.

 

№п/п

Этапы урока

Сценарий урока

1.

Мотивация учебной деятельности.

 

Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

                 И друг друга понимать!      (слайд 1)

 

- Доброе утро, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? (Учитель слушает ребят).

-У меня тоже прекрасное настроение и я готова работать. Мне хочется начать наш урок с улыбки. Ведь улыбка располагает к приятному общению. Я улыбаюсь вам, улыбнитесь и вы друг другу.  

- А теперь настроимся на работу, будем толерантными друг к другу, ведь сегодня Международный день толерантности, это день дружбы и взаимопонимания.

- Произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать». Ведь вокруг нас так много интересного, стоит только посмотреть по сторонам. В любом деле необходимо выполнять определенные действия, чтобы получить результат.

- Какие это действия?

- Каждый себе говорит:

   -наблюдаю

 - замечаю

  - размышляю

  - делаю вывод   (слайд 2)

 

2.

 

Актуализация знаний и умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Минутка чистописания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Подумайте, в какой ситуации мы сможем сказать пословицу «Птице –крылья, а человеку – разум». (слайд 3)

 (Ответы детей).

 

- Отгадайте загадку и узнайте, какую букву мы будем писать на чистописании: (Дети отгадывают загадку.)

Знает каждый ученик:

Эта буква, как турник —

Перекладина, две ножки.

Есть в словах «Птенец» и «Плошка»,

А еще «Пенал», «Панно»

 Начинаются с нее.        

- Как называется эта буква?

                                                                 (слайд 4)

- Какой звук обозначает буква пэ? Дайте характеристику звуку.

-   Из каких элементов состоит заглавная буква?

-   Из каких состоит строчная буква п?

- Откройте тетради, положите их правильно, найдите новую строчку после «Классной работы» и пишем вместе со мной буквы:

Пп Па па По по Пу пу Пе пе Пя пя Пы пы. (Прописывают в тетради буквы П п в соответствии с образцом правильного написания.)

3.

Постановка учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Одну и туже букву можно писать и как большую (заглавную), и как маленькую (строчную).

- Для чего это нужно? Ведь заглавная и строчная буквы обозначают одни и те же звуки!

-  Оказывается, у заглавной буквы есть две роли в русском языке. О первой из них легко догадаться, обратив внимание на начало любого предложения. (Начало предложения пишется с заглавной буквы.)

 

-  Прочитайте скороговорку:

Тетя (П,п)оля вернулась с (П,п)поля.

- Как показано начало предложения?

- А чтобы понять, в чём состоит вторая роль заглавной буквы, сравним слова с буквами в скобках.

- Как нужно писать Тётя Поля, с заглавной буквы или со строчной? А «вернулась с поля»? (Дети анализируют слова и делают вывод, какую букву нужно писать в каждом случае.)

 

- Верно, спишите предложение письменными буквами, раскрывая скобки т.е. скобки нужно убрать, оставив нужную букву. (Дети записывают предложение и подчёркивают грамматическую основу предложения.)

 

- Найдите и подчеркните в предложении грамматическую основу.

- Что интересного вы заметили в скороговорке?

- На какой вопрос нам нужно ответить?

 

- Давайте проверим наше предположение в учебнике стр.87.

(Дети открывают учебник и читают вопрос урока.)

4.

Открытие новых знаний.

-Проведём исследование.

- Мы работаем в группах. У каждой группы на столе лежит лист с текстом. Текст нужно прочитать, проанализировать, а затем сделать вывод: какие слова пишутся с заглавной буквы. (Дети работают в группе анализируют текст, делают вывод, потом сообщают классу результат их исследования.)

 

У каждой группы своё задание.

- Вы должны:

1. Прочитать текст (для себя).

2. Обратить внимание на выделенные буквы в словах.

3.Сделать вывод: какие слова пишутся с заглавной буквы.

  Материал для выдвижения гипотез.

1 группа:

Ноябрь. С лип и берёз опали все листочки. Часто идут дожди. Уже стали замерзать лужи.

 

2 группа:

К празднику наряжали класс Андрей Соколов и Люда Иванова. Им помогали Наташа Петрова и учительница Анна Сергеевна.

 

3 группа:

На лугу пасётся корова Зорька, конь Воронок и коза Милка. Их охраняет собака Дружок.

 

4 группа:

Мы живём на планете Земля. Моя Родина – Россия. В России есть города – Москва, Саратов, Калининск. В моём городе течёт река Баланда. Моя школа находится на улице Советская.

 

- Слушаем первую (вторую, третью, четвёртую) группу.

 - К какому выводу вы пришли? Какое правило «спряталось» в вашем тексте?

- Итак, попробуем объединить все ваши выводы и сформулировать правило о написании заглавной буквы в словах. (Дети формулируют правило написания заглавной буквы в словах.)

 

Пиши с заглавной буквы

1. Первое слово в начале предложения.

2. Имена, отчества, фамилии людей.

3. Клички животных.

4. Географические названия.

 

(подготовленный ребенок читает стихотворение)

 

Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

5.

Усвоение новых знаний и способов действий.

 

 

Фронтальная работа

- Найдите в учебнике на стр.87 упражнение 128. (Объясняют правило написания имен собственных, осуществляют классификацию слов.)

 

_ Прочитайте слова. В какие группы по значению можно распределить эти слова?

 

города          имена                  фамилии

Учитель прикрепляет на доску названия групп слов и предлагает распределять слова по группам. Дети по очереди выходят к доске и пишут слова в нужную группу.

 

 - Какие слова оказались в двух группах?

 

Город Владимир находится к востоку от Москвы, входит  в Золотое кольцо ( группа древних городов России), город Пушкин  (бывшее Царское село) под Санкт – Петербургом.

(Владимир – это имя и название города, Пушкин – фамилия и название города.)

 

6.

Физминутка.

 

Учитель проводит физминутку:

 

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

 

- Давайте поиграем.

- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо встать и хлопнуть в ладоши над головой. (Различают собственные и нарицательные имена существительные.)

 

Мама Иринка,

Дочка Маринка,

Папа Иван,

Сын Демьян,

Бабушка Маша,

Дедушка Саша,

Хорошая семья,

Как напишешь имена?

 

7.

Первичное закрепление.

Работа и с использованием ЦОР «ЦП МЭО».

https://digitalassistants.mob-edu.ru/teacher/catalog/35fec6c3-3018-4797-83f8-953f5e45a11c/library/quiz/0c4f7193-a15b-4f9e-837b-ef067830e14b

 

Коллективное обсуждение.

 

 

 

8.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

- Я приготовила вам задание, в котором нужно вписать имена собственные.

 

- А теперь выполните взаимопроверку с соседом по парте, помогите друг другу.

 

9.

Включение в систему знаний.

Фронтальная работа по учебнику, выполнение упражнения 129

- Прочитайте астрономическую считалку. (Дети читают считалку и называют карликовую планету «Плутон», которую теперь не считают планетой.)

 

- Что считает звездочёт?

- Какая из названных планет сейчас не считается планетой?

- Давайте расположим названия планет в алфавитном порядке. (Выстраивают названия планет по алфавиту. Письменная работа в тетради.)

Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Сатурн, Уран, Юпитер.

 

10.

Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Инициирует детей на самооценку, оценивание. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Какую цель ставили в начале урока?

- Какую работу выполняли на уроке?

 

Имена: Андрей, Иван,

Саша, Коля и Степан,

Нина, Вера, Валентина,

Маргарита и Марина.

 

Все фамилии: Петров,

Николаев, Снегирёв.

 

Клички: Барсик и Пушок,

Мурзик, Шарик и Дружок.

 

Города: Москва, Казань,

Тула, Краснодар, Рязань,

Вашингтон, Париж, Ханой –

 

Пишутся с буквы прописной.

 

- Чему учились на уроке?

- Какой вид работы понравился больше всего?

- Что было трудно?

 

 

11.

Домашнее задание.

Учебник стр.87 упражнение №130,

по желанию выполнить работу на платформе ЦП МЭО

 https://digitalassistants.mob-edu.ru/teacher/catalog/35fec6c3-3018-4797-83f8-953f5e45a11c/library/quiz/44781c27-b4d7-4319-898f-bc328c852218

  .

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока русского языка на тему «

Конспект урока русского языка на тему «

Конспект урока русского языка

Конспект урока русского языка

В любом деле необходимо выполнять определенные действия, чтобы получить результат

В любом деле необходимо выполнять определенные действия, чтобы получить результат

Давайте проверим наше предположение в учебнике стр

Давайте проверим наше предположение в учебнике стр

Имя твоё, имя улицы, города.

Имя твоё, имя улицы, города.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Какая из названных планет сейчас не считается планетой? -

Какая из названных планет сейчас не считается планетой? -

Конспект урока «Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия»

Конспект урока «Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2024