Урок в 7 классе
«Решение задач с помощью системы линейных уравнений с двумя переменными» (дистанционный)
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели:
Планируемые результаты:
Научиться решать задачи с помощью составления систем линейных уравнений
Методы обучения:
Наглядные пособия и оборудование: презентация, ПК, графический планшет, платформа ZOOM.
ХОД УРОКА
1. Подготовка к восприятию материала (проверка опорных знаний)(10 мин)
1. Учитель, восстанавливает изученную ранее тему. Детям задаются вопросы
· Посмотрите на экран, какой математический объект вы видите? (Слайд 2)
· Что является решением системы уравнений? (слайд 2)
· Сколько решений может иметь система двух линейных уравнений с двумя переменными? Как это проверить? ( Слайд 3)
· Какие способы решения систем уравнений вы знаете? (Слайд 4)
· Давайте вспомним суть применения каждого способа на примере данной системы (слайд 5-7).
2. Решить данную систему:
Графический метод (слайд 5)
Метод подстановки (слайд 6)
Метод сложения (слайд 7)
3. Составить математическую модель предложения (линейное уравнение с двумя переменными): (Слайд 8)
1. Мальчиков и девочек в классе 8 человек.
2. Учителей в классе на 3 человека меньше чем учеников.
3. Птиц на ветке (х) втрое больше чем под деревом(у).
4. В коробке лежат старинные трехрублевые и пятирублевые купюры, в сумме 50 рублей.
5. 60% одного числа равны 30 % другого.
6. За 1,5 часа по течению катер проплыл 60 км. (х-собственная скорость катера, у- скорость течения)
4. Система уравнений не только позволяет установить общие корни уравнений, содержащихся в ней, но и становится хорошим помощником при решении задач. В таких задачах неизвестных компонентов более одного и они связаны друг с другом условием. Сегодня мы рассмотрим задачи, в которых неизвестно два каких-либо элемента и будем учиться решать такие задачи с помощью составления системы уравнений. Тексты нескольких задач будем брать из литературных произведений.(Слайд 9)
Вспомним отрывок из произведения А.П. Чехова «Репетитор» (слайд 10)
-Назовите героев рассказа?(купец Удодов, его сын Петя, семиклассник Зиберов Егор Александрович)
Кто читал произведение, тот помнит, что отец Удодов решил ее на счетах ("по-неученому"), т.е. арифметически, используя только действия с числами.
Сегодня решим эту задачу составляя систему уравнений.
Дети записывают в тетрадях число, тему урока
2. Изучение новой темы.
А) Задача Зиберова:
Решаем на доске и в тетради (условие в виде таблицы)
Обозначим некоторые неизвестные буквами и, используя условие задачи, составим систему уравнений.
-Сколько неизвестных в задаче Зиберова?
-Введем буквенные обозначения.
-Какими условиями они связаны.
Пусть куплено х аршин черного сукна, у аршин - синего,
|
Цена (руб.) |
Кол-во (аршин) |
Сумма (руб.) |
Черное сукно |
3 |
х |
3х |
Синее сукно |
5 |
у |
5у |
|
|
Всего 138 |
Всего 540 |
Составить систему уравнений по заданным условиям и решить, один ученик у доски, остальные учащиеся в тетради
3. Первичное закрепление изученного материала.
Рассмотрим для примера такую задачу.
№1.
Я знаю, что в классе 20 учеников. Среди них есть девочки и мальчики.? А еще я знаю, что девочек больше чем мальчиков на 4 человека. Сколько мальчиков и девочек в этом классе?
Обозначим x – количество девочек, а y - количество мальчиков
Т.к. мальчиков и девочек вместе - 20. Получим уравнение: х + у = 20
С другой стороны девочек больше чем мальчиков на 4
Значит можно получить следующее уравнение х - у = 4
Объединим оба эти уравнения в систему, т.к в каждом уравнении
речь идет об одних и те же детях., получим:
Далее дети самостоятельно решают систему уравнений
Ответ: В классе 8 мальчиков и 12 девочек
№2.
В автопарке много машин. Среди них есть машины марок - "ауди" и "опель". Известно, что всего в автопарке -9 "ауди", а "опель" на 5 машин больше, чем "ауди". Сколько машин "ауди" и "опель" в автопарке ?
Решение:
Ответ: В автопарке 2 белых медведя и 7 бурых медведей.
4. Решение задач повышенного уровня сложности.
А) Задача из сказки "Тысяча и одна ночь".
Составьте систему к решению задачи из сказки №458 "Тысяча и одна ночь".
Мудрец задает юной деве задачу:
Стая голубей подлетела к высокому дереву. Часть голубей села на ветвях, а другие расположились под деревом. Сидевшие на ветвях голуби говорят расположившимся внизу: Если бы один из вас взлетел к нам, то вас стало бы втрое меньше, чем нас всех вместе, а если бы один из нас слетел к вам,то нас с вами стало бы поровну". Сколько голубей сидело на ветвях и сколько под деревом??
Вопросы:
-Сколько неизвестных? Обозначим их буквами.
- Сколько условий? Составим 2 таблицы.
-Какие величины? Заполняем таблицы
|
Было |
изменение |
стало |
На ветках |
х |
+1 |
x+1 |
Под деревом |
у |
-1 |
y-1 |
Поскольку под деревом стало в 3 раза меньше, чем всех, то
|
|
Было |
изменение |
стало |
На ветках |
x |
-1 |
x-1 |
Под деревом |
у |
+1 |
y+1 |
Поскольку
стало поровну, то |
Решают эту систему ученики дома.
Ответ: 7 голубей на дереве, 5 под деревом.
5. Подведение итогов урока, выставление оценок.
- Итак, подведем итоги. Какая сегодня у нас была тема урока?
- Что нового вы узнали, чему научились?
- Остались ли у вас вопросы, на которые учитель должен будет ответить на следующем уроке?
6. Домашнее задание
1. Составить и решить задачу, в которой вы можете узнать возраст своих родителей, с помощью системы уравнений.
2. Творческое задание. Найдите задачи из произведений! Решите их. Проиллюстрируйте.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.