Конспект урока "Рисование природными материалами"
Оценка 5

Конспект урока "Рисование природными материалами"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
5 кл—11 кл +1
12.11.2020
Конспект урока "Рисование природными материалами"
рисуем кофе, соком ягод, свеклы, чаем
конспекты уроков Альшевская А. В..docx

Технологическая карта  урока по предмету Изобразительное искусство.

Тема: «Рисование природными материалами »

 

Программа, автор (ы)

Изобразительное искусство Искусство в жизни человека

Л. А. Неменская

Под редакцией Б.М. Неменского

Класс

6  (4 четверть)

Раздел (содержательная линия)

Человек и пространство. Пейзаж

Тема урока

Графический пейзаж

Цели урока

- применение педагогических технологий с целью развития творческих способностей учащихся.

- урок-эксперимент;

- выполнение композиции при рисовании пейзажа;

- выполнение рисунка без предварительной прорисовки карандашом;

- выполнение пейзажа в графической технике.

- применение тональных пятен и различных фактур

-воспитание художественного вкуса, интереса к изобразительному искусству

Основное содержание урока

Изображение линий. Пятно. Смешение растворов и получение нового тона.  Кофейная графика.

Термины и понятия

Линия, графика,  тональное пятно, фактура

 

Материалы к уроку

3 листа для акварели (1лист формат А4, 2 листа формат А5 (разделен на 3 квадрата); кисти №2,№6, №9; стакан с чистой водой; стакан с раствором кофе; раствор чая каркаде; сухой кофе; пищевая сода; мерная ложечка; палитра

Планируемый результат

Личностные умения

 

Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Предметные умения

 

Л1:Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; Л2:творческий подход к выполнению заданий.

Л3: Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 

М1: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно.

М2: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

М3: Учиться высказывать своё предположение (версию);

М4: Учиться самостоятельно работать по предложенному учителем плану.

 

П1. Познакомиться с характерными признаками рисования;

П2: Сформировать целостный образ предметов окружающего мира.

П3: Продолжение и закрепление ранее полученных знаний (графический рисунок, графические средства выражения, свет, тень)

П4: Понимать, что эмоциональное звучание линий характеризует изображаемое.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

(информационный, демонстрационный, интерактивный материал)

Формы работы

 

- МХК (картины   художников Югры)

- Литература (стихотворение поэта Югры)

 - урок химии

(смешение и взаимодействие кофе с водой, запах, взаимодействие раствора каркаде с пищевой содой)

1)Учебник «Изобразительное искусство» авторы:  Л. А. Неменская  (под  ред. Неменского Б. М.); изд. 2016 г.

2)Готовые рисунки выполненные кофейным раствором

3) презентация

-фронтальная;

-индивидуальная;

-групповая

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Название этапа:  Организационный момент (3 мин)

Цели деятельности: Проверить готовность учащихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок.

Отмечаем отсутствующих.

- У всех на парте заранее готовы принадлежности к уроку.

Приветствуют  учителя

Название этапа:  Актуализация знаний.  Включение в деятельность (5 мин)

Цели деятельности: Подготовка учеников к работе, напомнить ранее изученные темы.

- Рисовать можно все что угодно!!! Рисунок может быть выполнен по представлению, может быть срисован с другого готового рисунка, выполнен по определенной схеме, шаблону, а может быть выполнен с натуры.

- Что такое графический рисунок?

- Какие вы можете назвать графические средства выражения?

- А если я всю свою работу выполню только красной ручкой, или фломастером, карандашом, гуашью… такая работа будет являться графической?

-  Я всё думаю: как же работа, выполненная одним цветом, не превращается в единое пятно? Почему наш глаз различает те образы, которые изображены художником? Какие выразительные средства мы используем?

 

 

 

Высказывают свои предположения.

 

- Графический рисунок – это рисунок, выполненный в едином цвете. При помощи штрихов, линий, пятен.

- Простой карандаш, тушь, уголь, сангина.

- Да, будет

 

- Художники используют различные линии, штрихи, свет, тень.   Переходы от светлого - к темному. Пятно.

Название этапа:  Постановка задачи и определение темы занятия.  Включение в деятельность (7 мин)

Цели деятельности: Постановка проблемы и темы урока.

- На планете нашей, Земля, есть такой уголок как ХМАО. И в наших краях живут великие поэты и художники, входящие в союз художников и поэтов России. Послушайте отрывок стихотворения Михаила Антохина «Югория»:

(См. приложение 1)

 

- Вспоминаем, чему посвящён четвертый раздел учебника? Есть идеи, что мы сегодня будем рисовать на уроке?

- Хорошо, только уточните какой?

-Правильно! Тема нашего урока «Графический пейзаж». (записываю на доске) (слайд 1)

- А на каком уроке изучают запахи?

- Теперь скажите мне, как вы думаете, на каком из школьных предметов учащиеся проводят эксперименты с жидкостями, смешивают их между собой?

- Ну что, дорогие мои алхимики, готовы приступить к сегодняшнему эксперименту?

Мне нужно по 1 человеку с каждого ряда. Раздайте по 1 стаканчику на парту. А теперь давайте посмотрим, что там налито. Чувствуете запах?

- Конечно, вот только пить мы его не будем))) при смешении сухих гранул кофе и воды какая химическая реакция происходит?

-Если мы в воду добавим 1 гранулу? А половинку чайной ложки? А если много сухого парашка и немного воды? Значит….. Хорошо!

- Как думаете, для чего нам этот раствор?

Задание 1

- У всех на парте лежит 2 листа акварельной бумаги. Возьмите 1 и примерно мысленно разделите его на 2 половинки. Самой большой кистью быстро смачиваем чистой водой половинку листа и ставим произвольную кофейную каплю на одну половинку листа. Можете наклонять его в стороны, чтобы капля растеклась, подуть.  Смотрите, как красиво идут разводы. Поставьте несколько таких капель.

- Что получилось?

- Мы познакомились с «пятном»

- Пятно будет являться рисунком?

- Теперь отложим его в сторону, чтобы лист немного подсох.

Задание 2

- Попробуйте провести одной кистью № 6  линию, еле касаясь кончиком кисти бумаги.

- Проведите линию среднего нажатия.

- Надавите всем полотном кисти на бумагу.

- А теперь давайте соединим все эти стадии нажатия в единую линию. Как вы думаете, где можно применить такие волнистые вариации?

- Мы познакомились с «линией».

Задание 3

- Возьмите кисть и закрасьте первый квадрат просто одним тоном. Во втором квадрате нарисуйте веточки и травинки. В третьем, точечными движениями изобразите неровную фактуру. Для этого хорошо оботрите края кисти об стакан, чтобы было мало воды на ней. Можете сверху присыпать кофейными крошками.

- Что вы видите?

- Это называется «фактурой».

 

Слушают стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

- Третья четверть посвящена пейзажам. Мы будем рисовать пейзаж.

 

- тема урока «Графический пейзаж»

 

 

- Уроках химии

 

 

- Тоже уроке химии

 

 

 

Дети включаются в работу.

С каждого ряда выходит по 1 человеку и раздают по 1 стаканчику на парту.

 

 

- Пахнет кофе

 

- Реакция смешения. Гранулы растворяются в воде.

- Раствор будет светлый. Насыщеннее.

Густой.

- Мы будем им рисовать

 

 

 

Обсуждают.

 

 

 

 

 

- Пятно

- Нет, пятно не является самостоятельно полноценным рисунком.

 

 

 

Слушают пояснения учителя

- Получилась тонкая линия

- Получилась средняя линия

-Получилась самая толстая линия

- Получилась волнистая линия.

- Листья растений, волосы, волны и пр.

 

 

 

Берут заготовленный листок с расчерченными квадратиками. Выполняют задание учителя.

 

- Во всех трёх квадратах разный рисунок

Название этапа:  Практическая деятельность. (18 мин)

Цели деятельности: Урок – эксперимент.  Работа в графической технике. Работа с натуральными природными красителями.

- Графическая работа с кофейным ароматом.  И то, что кофейная гуща – отличный материал для графики, знают не многие. Кофейная живопись – довольно популярное направление в современном поп-искусстве. Стилистика художников, работающих в жанре «кофейная живопись» очень разнообразна.  Это и классический реализм, и пуантилизм, и прозрачная акварель. (слайд 3- 6).( На слайдах пейзажи художников Югры)

- Ребята, давайте поскорее уже приступим к работе! (креплю на доске магнитами лист форматом А2)

- Наш план работы: я вам буду показывать некоторые моменты на своем рисунке, вы внимательно смотрите. Эти моменты будут дублироваться на слайдах. Только потом приступаете к выполнению. Не переживайте, я к вам буду подходить. Нам не нужна точная копия в работе, помните, что хоть мы и выполняем вместе, все работы будут отличаться друг от друга и иметь свой почерк и индивидуальность! Главное- получить удовольствие от процесса.

Выполнение работы:

- с левой стороны нашего листа схематически повторяем за мной рисунок дома. Сразу обратите внимание, где рисунок остаётся не прокрашенным. С правой стороны листа рисуем ствол, дерево, кроны дерева. (слайд 7)

-  Белая не закрашенная бумага в нашей работе также является цветом.

- Обратите внимание, что мы работаем без простого карандаша.  Без предварительного наброска. Сразу тоном.

-У вас у всех на партах лежат палитры. Большой кистью добавьте раствор в ячейку и насыпьте несколько гранул кофе. Взяв в руки кисть среднего размера, тщательно перемешиваем. Что нам дало данное смешение?

 

- Проверим так ли это? Добавляем тень на доме, Рисуем ствол, дерево, кроны дерева, травиночки…  в детали не углубляемся, нас интересует силуэт. (слайд 8)

Добавьте камни.

-У всех получается?

- Светлым тоном покрываем некоторые части фона. Пока мы нанесли основные детали рисунка, дадим ему минуточку подсохнуть. Отложите в сторону.

 

- Давайте немного отступим в сторону от нашей темы «Графический рисунок», ради нового эксперимента! Мне снова нужно по 1 помощнику с каждого ряда. Раздайте по 1 стаканчику на парту. Что вы видите?

-Можете предположить её цвет?

-Вернемся к нашему первому листу и снова поставим на него каплю.. . Что получилось?

- Это чай каркаде. Если цветки растения залить кипятком, то они дают такой малиновый цвет. Чем больше лепестков, тем ярче цвет.

-Помним, что сначала следим за моими движениями и только потом выполняем

- Берем в руки среднюю кисть №6 и штрихами наносим на ту часть неба, которая ближе к линии горизонта. Не прокрашиваем плотным тоном. Оставляем белые пробелы. (слайд 9)

 

Прохожу по рядам. Смотрю процесс работы. Подбадриваю.

 

- И, наконец, самая интересная часть нашего эксперимента…  Набираем кистью раствор в ячейку палитры. Добавляем туда маленькую щепотку соды. Средней кистью тщательно размешиваем и закрашиваем оставшуюся верхнюю часть неба. Несколько штрихов добавляем в оставшиеся проблески в вечернем малиновом фоне. (слайд 10)

-Что вы можете сказать по этому поводу?

- Как вы думаете, почему поменялся цвет?

- Действительно. Кто-нибудь пробовал раньше этот чай на вкус? Он имеет ягодно-кисловатый привкус. А мы с Вами знаем, что при смешении кислоты и пищевой соды происходит реакция окисления.

Слушают пояснения учителя

 

-Знакомятся с поставленным перед ними натюрмортом. Анализируют предстоящую им работу.

 

 

 

 

 

Смотрят работы художников Югры.

 

Готовят второй лист акварельной бумаги для работы.

 

 

 

 

 

 

 

Далее приступают к его оформлению и прорисовке сперва крупных, затем более мелких деталей. Обозначают тоновыми пятнами свет, тень..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Мы получили более насыщенный цвет, чем предыдущий

 

 

 

 

Выполняют задание учителя.

 

Работают совместно с учителем.

 

Копирование работы не обязательно.

 

Возможны добавления собственных деталей.

 

 

 

Раздают на парты новые стаканчики с раствором

 

Выдвигают свои предположения

 

 

Возвращаются к  первому листу бумаги и наносят на его вторую половину цветовые пятна.

- Малиновый, розовый, красный

 

 

 

 

Возвращаются к основной работе

 

 

 

 

Набирают кистью раствор каркаде в ячейку палитры. Добавляют в раствор небольшое количество пищевой соды. Смешивают. Получают новый цвет . кистью наносят полученный цвет в свою работу.

 

Удивляются тому, что цвет изменился.

- Чай каркаде изменил свой цвет!!!

- Из-за того, что мы в него добавили пищевую соду.

 

Название этапа:  осмысление и закрепление знаний. Рефлексия.  Включение в самоанализ проделанной работы (5 мин)

Цели деятельности: экспресс-выставка

- Давайте посмотрим на работы товарищей, чтобы оценить, какие ошибки, возможно, вы допустили в своих работах.

Проводим выставку работ.

-Как вам понравилась наша сегодняшняя работа?

- Что получилось, а что вызвало трудности?

- Теперь, вы можете самостоятельно выполнить подобную работу, опираясь на полученные сегодня знания. Подумайте, чем ещё можно рисовать: какими природными материалами?

Проводим выставку работ.

Оставляют работы для проведения выставки недели.

 

Рассказывают о своих впечатлениях.

Высказывают своё мнение о проделанной работе.

Дают характеристику и оценку своим работам.

 

 

- сок свеклы, моркови, ягод

Название этапа:  Домашнее задание (2).

Домашнее задание: внимательно рассмотреть кляксы и что в них увидит ваша фантазия ДОРИСОВАТЬ детали. Может пятно похоже на паучка, или дерево, цветок, человечка, животного – дальше только полёт вашей фантазии. Всем творческих успехов

Спасибо за работу на уроке. До свидания

записывают домашнее задание

 


 

Технологическая карта урока по предмету

Технологическая карта урока по предмету

Организация образовательного пространства

Организация образовательного пространства

Послушайте отрывок стихотворения

Послушайте отрывок стихотворения

Мы познакомились с « линией»

Мы познакомились с « линией»

Сразу тоном. -У вас у всех на партах лежат палитры

Сразу тоном. -У вас у всех на партах лежат палитры

Он имеет ягодно-кисловатый привкус

Он имеет ягодно-кисловатый привкус
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2020