Технологическая карта урока по предмету Изобразительное искусство.
Тема: «Рисование природными материалами »
Программа, автор (ы) |
Изобразительное искусство Искусство в жизни человека Л. А. Неменская Под редакцией Б.М. Неменского |
||
Класс |
6 (4 четверть) |
||
Раздел (содержательная линия) |
Человек и пространство. Пейзаж |
||
Тема урока |
Графический пейзаж |
||
Цели урока |
- применение педагогических технологий с целью развития творческих способностей учащихся. - урок-эксперимент; - выполнение композиции при рисовании пейзажа; - выполнение рисунка без предварительной прорисовки карандашом; - выполнение пейзажа в графической технике. - применение тональных пятен и различных фактур -воспитание художественного вкуса, интереса к изобразительному искусству |
||
Основное содержание урока |
Изображение линий. Пятно. Смешение растворов и получение нового тона. Кофейная графика. |
||
Термины и понятия |
Линия, графика, тональное пятно, фактура
|
||
Материалы к уроку |
3 листа для акварели (1лист формат А4, 2 листа формат А5 (разделен на 3 квадрата); кисти №2,№6, №9; стакан с чистой водой; стакан с раствором кофе; раствор чая каркаде; сухой кофе; пищевая сода; мерная ложечка; палитра |
||
Планируемый результат |
|||
Личностные умения
|
Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные) |
Предметные умения
|
|
Л1:Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; Л2:творческий подход к выполнению заданий. Л3: Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
|
М1: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно. М2: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; М3: Учиться высказывать своё предположение (версию); М4: Учиться самостоятельно работать по предложенному учителем плану.
|
П1. Познакомиться с характерными признаками рисования; П2: Сформировать целостный образ предметов окружающего мира. П3: Продолжение и закрепление ранее полученных знаний (графический рисунок, графические средства выражения, свет, тень) П4: Понимать, что эмоциональное звучание линий характеризует изображаемое. |
|
Организация образовательного пространства |
|||
Межпредметные связи |
Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал) |
Формы работы
|
|
- МХК (картины художников Югры) - Литература (стихотворение поэта Югры) - урок химии (смешение и взаимодействие кофе с водой, запах, взаимодействие раствора каркаде с пищевой содой) |
1)Учебник «Изобразительное искусство» авторы: Л. А. Неменская (под ред. Неменского Б. М.); изд. 2016 г. 2)Готовые рисунки выполненные кофейным раствором 3) презентация |
-фронтальная; -индивидуальная; -групповая |
|
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
||
Название этапа: Организационный момент (3 мин) Цели деятельности: Проверить готовность учащихся к уроку. |
|||
- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. Отмечаем отсутствующих. - У всех на парте заранее готовы принадлежности к уроку. |
Приветствуют учителя |
||
Название этапа: Актуализация знаний. Включение в деятельность (5 мин) Цели деятельности: Подготовка учеников к работе, напомнить ранее изученные темы. |
|||
- Рисовать можно все что угодно!!! Рисунок может быть выполнен по представлению, может быть срисован с другого готового рисунка, выполнен по определенной схеме, шаблону, а может быть выполнен с натуры. - Что такое графический рисунок? - Какие вы можете назвать графические средства выражения? - А если я всю свою работу выполню только красной ручкой, или фломастером, карандашом, гуашью… такая работа будет являться графической? - Я всё думаю: как же работа, выполненная одним цветом, не превращается в единое пятно? Почему наш глаз различает те образы, которые изображены художником? Какие выразительные средства мы используем? |
Высказывают свои предположения.
- Графический рисунок – это рисунок, выполненный в едином цвете. При помощи штрихов, линий, пятен. - Простой карандаш, тушь, уголь, сангина. - Да, будет
- Художники используют различные линии, штрихи, свет, тень. Переходы от светлого - к темному. Пятно. |
||
Название этапа: Постановка задачи и определение темы занятия. Включение в деятельность (7 мин) Цели деятельности: Постановка проблемы и темы урока. |
|||
- На планете нашей, Земля, есть такой уголок как ХМАО. И в наших краях живут великие поэты и художники, входящие в союз художников и поэтов России. Послушайте отрывок стихотворения Михаила Антохина «Югория»: (См. приложение 1)
- Вспоминаем, чему посвящён четвертый раздел учебника? Есть идеи, что мы сегодня будем рисовать на уроке? - Хорошо, только уточните какой? -Правильно! Тема нашего урока «Графический пейзаж». (записываю на доске) (слайд 1) - А на каком уроке изучают запахи? - Теперь скажите мне, как вы думаете, на каком из школьных предметов учащиеся проводят эксперименты с жидкостями, смешивают их между собой? - Ну что, дорогие мои алхимики, готовы приступить к сегодняшнему эксперименту? Мне нужно по 1 человеку с каждого ряда. Раздайте по 1 стаканчику на парту. А теперь давайте посмотрим, что там налито. Чувствуете запах? - Конечно, вот только пить мы его не будем))) при смешении сухих гранул кофе и воды какая химическая реакция происходит? -Если мы в воду добавим 1 гранулу? А половинку чайной ложки? А если много сухого парашка и немного воды? Значит….. Хорошо! - Как думаете, для чего нам этот раствор? Задание 1 - У всех на парте лежит 2 листа акварельной бумаги. Возьмите 1 и примерно мысленно разделите его на 2 половинки. Самой большой кистью быстро смачиваем чистой водой половинку листа и ставим произвольную кофейную каплю на одну половинку листа. Можете наклонять его в стороны, чтобы капля растеклась, подуть. Смотрите, как красиво идут разводы. Поставьте несколько таких капель. - Что получилось? - Мы познакомились с «пятном» - Пятно будет являться рисунком? - Теперь отложим его в сторону, чтобы лист немного подсох. Задание 2 - Попробуйте провести одной кистью № 6 линию, еле касаясь кончиком кисти бумаги. - Проведите линию среднего нажатия. - Надавите всем полотном кисти на бумагу. - А теперь давайте соединим все эти стадии нажатия в единую линию. Как вы думаете, где можно применить такие волнистые вариации? - Мы познакомились с «линией». Задание 3 - Возьмите кисть и закрасьте первый квадрат просто одним тоном. Во втором квадрате нарисуйте веточки и травинки. В третьем, точечными движениями изобразите неровную фактуру. Для этого хорошо оботрите края кисти об стакан, чтобы было мало воды на ней. Можете сверху присыпать кофейными крошками. - Что вы видите? - Это называется «фактурой».
|
Слушают стихотворение
- Третья четверть посвящена пейзажам. Мы будем рисовать пейзаж.
- тема урока «Графический пейзаж»
- Уроках химии
- Тоже уроке химии
Дети включаются в работу. С каждого ряда выходит по 1 человеку и раздают по 1 стаканчику на парту.
- Пахнет кофе
- Реакция смешения. Гранулы растворяются в воде. - Раствор будет светлый. Насыщеннее. Густой. - Мы будем им рисовать
Обсуждают.
- Пятно - Нет, пятно не является самостоятельно полноценным рисунком.
Слушают пояснения учителя - Получилась тонкая линия - Получилась средняя линия -Получилась самая толстая линия - Получилась волнистая линия. - Листья растений, волосы, волны и пр.
Берут заготовленный листок с расчерченными квадратиками. Выполняют задание учителя.
- Во всех трёх квадратах разный рисунок |
||
Название этапа: Практическая деятельность. (18 мин) Цели деятельности: Урок – эксперимент. Работа в графической технике. Работа с натуральными природными красителями. |
|||
- Графическая работа с кофейным ароматом. И то, что кофейная гуща – отличный материал для графики, знают не многие. Кофейная живопись – довольно популярное направление в современном поп-искусстве. Стилистика художников, работающих в жанре «кофейная живопись» очень разнообразна. Это и классический реализм, и пуантилизм, и прозрачная акварель. (слайд 3- 6).( На слайдах пейзажи художников Югры) - Ребята, давайте поскорее уже приступим к работе! (креплю на доске магнитами лист форматом А2) - Наш план работы: я вам буду показывать некоторые моменты на своем рисунке, вы внимательно смотрите. Эти моменты будут дублироваться на слайдах. Только потом приступаете к выполнению. Не переживайте, я к вам буду подходить. Нам не нужна точная копия в работе, помните, что хоть мы и выполняем вместе, все работы будут отличаться друг от друга и иметь свой почерк и индивидуальность! Главное- получить удовольствие от процесса. Выполнение работы: - с левой стороны нашего листа схематически повторяем за мной рисунок дома. Сразу обратите внимание, где рисунок остаётся не прокрашенным. С правой стороны листа рисуем ствол, дерево, кроны дерева. (слайд 7) - Белая не закрашенная бумага в нашей работе также является цветом. - Обратите внимание, что мы работаем без простого карандаша. Без предварительного наброска. Сразу тоном. -У вас у всех на партах лежат палитры. Большой кистью добавьте раствор в ячейку и насыпьте несколько гранул кофе. Взяв в руки кисть среднего размера, тщательно перемешиваем. Что нам дало данное смешение?
- Проверим так ли это? Добавляем тень на доме, Рисуем ствол, дерево, кроны дерева, травиночки… в детали не углубляемся, нас интересует силуэт. (слайд 8) Добавьте камни. -У всех получается? - Светлым тоном покрываем некоторые части фона. Пока мы нанесли основные детали рисунка, дадим ему минуточку подсохнуть. Отложите в сторону.
- Давайте немного отступим в сторону от нашей темы «Графический рисунок», ради нового эксперимента! Мне снова нужно по 1 помощнику с каждого ряда. Раздайте по 1 стаканчику на парту. Что вы видите? -Можете предположить её цвет? -Вернемся к нашему первому листу и снова поставим на него каплю.. . Что получилось? - Это чай каркаде. Если цветки растения залить кипятком, то они дают такой малиновый цвет. Чем больше лепестков, тем ярче цвет. -Помним, что сначала следим за моими движениями и только потом выполняем - Берем в руки среднюю кисть №6 и штрихами наносим на ту часть неба, которая ближе к линии горизонта. Не прокрашиваем плотным тоном. Оставляем белые пробелы. (слайд 9)
Прохожу по рядам. Смотрю процесс работы. Подбадриваю.
- И, наконец, самая интересная часть нашего эксперимента… Набираем кистью раствор в ячейку палитры. Добавляем туда маленькую щепотку соды. Средней кистью тщательно размешиваем и закрашиваем оставшуюся верхнюю часть неба. Несколько штрихов добавляем в оставшиеся проблески в вечернем малиновом фоне. (слайд 10) -Что вы можете сказать по этому поводу? - Как вы думаете, почему поменялся цвет? - Действительно. Кто-нибудь пробовал раньше этот чай на вкус? Он имеет ягодно-кисловатый привкус. А мы с Вами знаем, что при смешении кислоты и пищевой соды происходит реакция окисления. |
Слушают пояснения учителя
-Знакомятся с поставленным перед ними натюрмортом. Анализируют предстоящую им работу.
Смотрят работы художников Югры.
Готовят второй лист акварельной бумаги для работы.
Далее приступают к его оформлению и прорисовке сперва крупных, затем более мелких деталей. Обозначают тоновыми пятнами свет, тень..
- Мы получили более насыщенный цвет, чем предыдущий
Выполняют задание учителя.
Работают совместно с учителем.
Копирование работы не обязательно.
Возможны добавления собственных деталей.
Раздают на парты новые стаканчики с раствором
Выдвигают свои предположения
Возвращаются к первому листу бумаги и наносят на его вторую половину цветовые пятна. - Малиновый, розовый, красный
Возвращаются к основной работе
Набирают кистью раствор каркаде в ячейку палитры. Добавляют в раствор небольшое количество пищевой соды. Смешивают. Получают новый цвет . кистью наносят полученный цвет в свою работу.
Удивляются тому, что цвет изменился. - Чай каркаде изменил свой цвет!!! - Из-за того, что мы в него добавили пищевую соду.
|
||
Название этапа: осмысление и закрепление знаний. Рефлексия. Включение в самоанализ проделанной работы (5 мин) Цели деятельности: экспресс-выставка |
|||
- Давайте посмотрим на работы товарищей, чтобы оценить, какие ошибки, возможно, вы допустили в своих работах. Проводим выставку работ. -Как вам понравилась наша сегодняшняя работа? - Что получилось, а что вызвало трудности? - Теперь, вы можете самостоятельно выполнить подобную работу, опираясь на полученные сегодня знания. Подумайте, чем ещё можно рисовать: какими природными материалами? |
Проводим выставку работ. Оставляют работы для проведения выставки недели.
Рассказывают о своих впечатлениях. Высказывают своё мнение о проделанной работе. Дают характеристику и оценку своим работам.
- сок свеклы, моркови, ягод |
||
Название этапа: Домашнее задание (2). |
|||
Домашнее задание: внимательно рассмотреть кляксы и что в них увидит ваша фантазия ДОРИСОВАТЬ детали. Может пятно похоже на паучка, или дерево, цветок, человечка, животного – дальше только полёт вашей фантазии. Всем творческих успехов Спасибо за работу на уроке. До свидания |
записывают домашнее задание |
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.