муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пибаньшурская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании Утверждаю.
Методического совета Директор школы
«___» августа 2019г. __________/Чиркова С.А./
Приказ № _____от «___» августа 2019г.
Принято
на педагогическом совете.
Протокол №__от «__» августа 2019г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Кисточка»
Возраст детей - 10 -12 лет
Срок реализации - 1 год
Составитель:
Коротаева Елена Николаевна
педагог дополнительного образования
п.Балезино-3, 2019 год
Пояснительная записка
Программа «Кисточка» реализуется с 2018 года в соответствии с Уставом школы.
Нормативно-правовыми и экономическими основаниями проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются:
· Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказ Министерства Просвещения РФ № 196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
· Письмо МОиН РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
· Письмо от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
· Устав МБОУ «Пибаньшурская средняя школа»;
Направленность программы: художественная.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Прекрасно, если ребенок развит творчески, умеет выразить себя в картинах, знаком с различными техниками и способами выполнения живописи, графики, аппликации, имеет развитое чувство гармонии и эстетического вкуса.
Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок, то есть проводится социальная направленность занятий. Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая обладает широким спектром воздействия на развитие ребенка, наиболее ярко раскрывает все его универсальные способности.
Занятия совершенствуют органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности.
Основной упор делается на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.
Отличительной особенностью программы является то, что от она отличается от уроков изобразительного искусства по цели: программа «Кисточка» направлена на творческое
раскрытие детей в области изобразительного искусства с использованием на занятии нетрадиционных средств.
по содержанию: программа предусматривает прохождение детьми этапа изучения и овладения художественными приемами, занятия ориентированы на применение широкого
комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.
Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
• занятия в свободное время;
• обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
• обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
• допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту после освоения программы «Палитра»-1-4 классов).
Программа «Кисточка» включает в себя обучение созданию коллективных сюжетно-тематических композиций. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении развивающего пространства образовательного учреждения, а так же используются как подарки при проведении массовых культурных мероприятий.
Программа «Кисточка» построена на использовании методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию мотивации к творчеству. Всевозможные ситуации, игровые
задания, стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый обучающийся, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.
Адресат программы
— Возраст учащихся: 10-12 лет, независимо от пола;
— Принимаются учащиеся, заинтересованные в творческой деятельности и развитии художественной культуры;
— Наличие базовых знаний не требуется;
— Отбор учащихся по наличию художественных способностей не производится;
— Наличие определенной физической и практической подготовки по направлению программы не требуется;
— Учащиеся принимаются при отсутствии медицинских противопоказаний.
Объем и срок реализации программы
Год обучения |
Общее количество часов |
Количество часов в неделю |
1 |
34 |
1 |
Цель и задачи программы
Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
Воспитательные
–формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта; Способствовать выявлению и раскрытию творческих способностей учащихся. Приобщать учащихся к здоровому образу жизни. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности. Формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством; формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов; приобщение к непреходящим общечеловеческим ценностям, истокам народной культуры;
Художественно-творческие (развивающие):
– развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей; Развивать творческую инициативу учащихся. Развивать наблюдательность, глазомер, внимание, памяти, фантазии, воображения; Развитие колористического видения; Развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
Технические (обучающие)
–освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции). Знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; Улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера; воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия; воспитание аккуратности.
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это
индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в
коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм
организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования
опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда.
Форма занятий- индивидуально-групповая в кабинете или фойе, работы с мольбертами, выходы на пленэр. Защита проектов, конкурс, лекция, мастер-класс, олимпиада, праздник, презентация, творческий отчет и др.
Учебно-тематический план
|
Темы |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Формы контроля |
1 |
Вводное занятие. Материалы, инструменты, приспособления. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Опрос |
2 |
Техники рисования |
7 |
2 |
5 |
Выставка |
3 |
Роспись ткани |
8 |
2 |
6 |
Выставка |
4 |
Фигура в пейзаже и в интерьере |
4 |
1 |
3 |
Опрос Выставка |
5 |
От детского рисунка до зрелого творчества |
10 |
2 |
8 |
Опрос Выставка |
6 |
Пленэр |
3 |
1 |
3 |
просмотр |
7 |
Заключительное занятие: выставка работ. |
1 |
|
|
|
Всего |
34 |
8 |
26 |
|
Тема 1
Вводное занятие. Материалы, инструменты, приспособления.
Режим работы, расписание занятий. Правильная организация рабочего места. Стол со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Цели и задачи.
Задачи и план работы кружка. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Правила поведения учащихся Инструктаж по технике безопасности при работе с разными материалами, гигиене труда.
Синтез слова и изображения. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения. Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ.
Изготовление подарка ко Дню учителя.
Зрительный ряд: репродукции произведений графики и живописи; книги по истории искусства. Открытки.
Тема 2.
Техники рисования
Техники рисования и типы штрихов. Инструменты и свойства штрихов. Ширина, светлота, цвет. Виды композиции. Центральная композиция. Другие виды композиций. Виды композиции и выражение действия. Принципы равновесия в композиции. Движение и равновесие. Цветовая растяжка.
Зрительный ряд: графические и живописные произведения, книги по архитектуре, историческому костюму и пр.
Форма проведения – коллективная.
Тема 3.
Роспись ткани
Знакомство с техникой батик. Холодный батик. Горячий батик. Цветные контуры. Выполнение практической работы.
Зрительный ряд- платки, панно.
Форма проведения – коллективная, индивидуальная.
Тема 4.
Фигура в пейзаже и в интерьере.
Передача пространства через первый план. Использование фактуры художественного материала, технические приемы работы углем, соусом, сангиной (растирание в сочетании с другими приемами).
Практическая работа: зарисовка с натуры пейзажа с рекой или озером.
Материалы: фактурная бумага, уголь или соус, сангина.
Зрительный ряд: графика художников XIX—XX вв.
Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
Цветные карандаши, акварель, гуашь, восковые мелки, пастель, цветные мелки.
Пластилин, бумага, ножницы, клей. Набор инструментов для работы с различными материалами. Иллюстративный материал. Классная доска для вывешивания иллюстративного материала. Компьютер.
Тема 5.
От детского рисунка до зрелого творчества
Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, Природа, ребенок, творчество и дизайн.
Традиции организации и оформления праздничной среды: заготовка листьев, цветов, камней, лоскутков и другого бросового материала.
Коллективная работа из природного материала.
Пейзаж в графической технике граттаж. Изображение на бумаге небольшого формата летнего пейзажа.
Выполнение детьми натюрморта масляными мелками или пастелью. Участие ребят в постановке натюрморта.
Практическая работа: изображение на листе большого формата летнего декоративного натюрморта с натуры.
Зрительный ряд: пейзажи И. Шишкина, Н. Крымова, П. Сезанна, В. Ван Гога.
Декоративный натюрморт. Рассматривание натюрмортов русских и западноевропейских художников.
Материалы: фактурная тонированная бумага, масляные мелки, пастель. Зрительный ряд: натюрморты М. Сарьяна, К. Коровина, П. Сезанна, А. Матисса
Форма проведения – коллективная, индивидуальная.
Тема 5.
Пленэрные работы. Наброски фигур людей в любом графическом материале. Рассматривание набросков и зарисовок русских художников. Практическая работа: выполнение зарисовок фигуры человека (в движении).
Материалы: бумага небольшого формата или блокнот, графические материалы на выбор (карандаш, грифель, фломастер, уголь, сангина и т. п.).
Зрительный ряд: наброски и зарисовки И. Репина, В. Серова, Э. Дега.
Основы композиции картины. Рассматривание произведений русских художников разных эпох.
Практическая работа:
а) композиционные поиски;
б) перенос композиции на бумагу большого формата;
в) выполнение работы в цвете.
Материалы: цветная бумага не большого формата, карандаш, гуашь, кисти.
Планируемые результаты
Личностные:
- Формирование художественной культуры, художественного вкуса, устойчивого интереса к изобразительному искусству.
- Выявление и раскрытие творческих способностей учащихся.
- Приобщение учащихся к здоровому образу жизни.
- Воспитание чувства товарищества, личной ответственности.
Метапредметные:
- Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
- По художественно-творческой изобразительной деятельности:
- Развитие творческой инициативы учащихся.
Предметные:
-Знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа.
- Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.
-Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний, разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М.Васнецова.
Ожидаемые результаты освоения программы:
1. сформирован интерес к художественному творчеству.
2. обучающиеся владеют различными техниками работы с бумагой.
3. воспитать аккуратность, усидчивость и трудолюбие.
4. развита мелкая моторика.
5.развиты фантазия и образное мышление.
В течение учебного года контроль осуществляется через наблюдение, защиту проектов, тесты, собеседования.
Формы оценки и самоконтроля результатов обучения: наблюдения, выставки, выступления на научно-практических конференциях, защита проекта.
По курсу разработана следующая система контроля: в конце каждой темы опрос и выставка работ, в конце учебного года итоговая выставка. Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.
1. Цель входного контроля: диагностика имеющихся знаний и умений воспитанников.
Формы оценки: устный и письменный опрос, собеседование с воспитанниками и родителями.
2. Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала.
Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, самостоятельная работа.
В практической деятельности результативность оценивается как количеством, так и качеством выполненных работ. Участие в конкурсах и выставках разного рода. Тестовый контроль, представляет собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний.
Анализ самостоятельной работы воспитанников проводится по следующим критериям:
1. правильность и оригинальность выбора материала для конкретной работы;
2. соответствие способа выполнения художественным требованиям;
3. способность самостоятельно изменять рисунок в зависимости от придуманной композиции
4. соответствие конечного результата творчества поставленной задаче и выбранному художественному замыслу.
3. Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в объединении.
Итоговый контроль может принимать различные формы: итоговые контрольная работа, защита проекта, выставка творческих работ воспитанников, выполнение комплексных работ по единой предложенной схеме и творческих работ по собственным эскизам с использованием различных материалов.
Методы отслеживания результатов: опрос, самостоятельная работа, практическая работа, выставки, творческие проекты.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
• высокий;
• средний;
• низкий.
Оценка проводится по пятибалльной шкале.
Например, критериями оценки композиционного решения задания являются следующие:
· 5 баллов – композиция выполнена правильно, хорошо организовано пространство, найдено удачное решение для цветового оформления, композиция гармонична и достаточно оригинальна;
· 4 балла – композиция немного перегружена или, наоборот, не хватает одного из основных элементов, цветовое решение хорошее;
· 3 балла – композиция выполнена с ошибками, очень перегружена деталями или, наоборот, не хватает нескольких необходимых элементов, сочетание цветов неудачно, композиция лишена оригинальности.
Оценки фиксируются в зачетных ведомостях, сравнение результатов за два полугодия показывают динамику освоения учащимися программы.
Формы итоговой аттестации: защита проектов на научно-практических конференциях, выставки, конкурсы, массовые мероприятия, создание портфолио
Обучающиеся по итогам обучения должны знать:
1) правила техники безопасности во время выполнения работ;
2) порядок подготовки бумаги и инструментов к работе;
3) расчет количества бумаги;
Обучающиеся по итогам обучения должны уметь:
1)соблюдать правила техники безопасности во время выполнения работ;
2) выполнять различные виды прикладного творчества, самовыражения; проявлять интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
3) оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; достичь оптимального для каждого уровня развития;
4) проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Календарно-тематический план 3-6 класс
№ |
Дата проведения |
Разделы и темы |
Количество часов |
1 |
04.09 |
1 раздел. Вводное занятие. Материалы, инструменты, приспособления. Изготовление подарка ко Дню учителя. |
1ч. |
2 раздел. Техники рисования |
7 часов |
||
2-3 |
11.09-18.09 |
«Линия-средство выражения» Орнаментальная композиция. «Рука»(3D) |
2 ч. |
4-5 |
25.09-02.10 |
Организация плоскостной композиции |
2 ч. |
6 |
09.10 |
Натюрморт из трёх предметов. |
1 ч. |
7 |
16.10 |
Понятие «тон». |
1 ч. |
8 |
23.10 |
Цветовая растяжка. |
1 ч. |
|
|
3 раздел. Роспись ткани |
8 часов |
9 |
06.11 |
Роспись ткани. Знакомство с техникой батик. |
1 ч. |
10-11 |
13.11-20.11 |
Холодный батик. |
2 ч. |
12 |
27.11 |
Горячий батик. |
1 ч. |
13 |
4.12 |
Цветные контуры. |
1 ч. |
14-15-16 |
11.12-18.12-25.12 |
Выполнение практической работы |
3 ч. |
|
|
4 раздел. Фигура в пейзаже и в интерьере |
4 часа |
17 |
15.01 |
Фигура в пейзаже и в интерьере. Передача пространства. |
1 ч. |
18 |
22.01 |
Пропорция человеческого тела |
1 ч. |
19-20 |
29.01-05.02 |
Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. |
2 ч. |
|
|
5 раздел. От детского рисунка до зрелого творчества |
10 часов |
21 |
12.02 |
Красота зимнего леса. Холодные цвета. Рисование по методу ассоциаций. |
1 ч. |
22 |
19.02 |
Многообразие форм и мотивов орнамента. |
1 ч. |
23 |
26.02 |
Растительные, зооморфные элементы орнамента |
1 ч. |
24 |
11.03 |
Натюрморт из листьев (в технике «модули») |
1 ч. |
25 |
18.03 |
Пейзаж в графической технике граттаж. Весенний пейзаж. |
1 ч. |
26-27 |
25.03-1.04 |
Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. |
2 ч. |
28-29-30 |
08.04-15.04-22.04 |
Декоративный натюрморт масляными мелками или пастелью. |
3 ч. |
|
|
6 раздел. Пленэр |
3 часа |
31-32-33 |
29.04-06.05-13.05 |
Работа на пленэре. |
3 ч. |
34 |
20.05 |
Заключительное занятие: выставка работ. |
1 ч. |
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
анализ работы кружка, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, фото, свидетельство (сертификат), статья и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов защита творческих работ, участие в конкурсах районных и республиканских, научно-практическая конференция, олимпиада, отчет итоговый, портфолио.
Оценочные материалы.
Формы оценки и самоконтроля результатов обучения: наблюдения, выставки, выступления на научно-практических конференциях, защита проекта. По курсу разработана следующая система контроля: в конце каждой темы опрос и выставка работ, в конце учебного года итоговая выставка.
Методы отслеживания результатов: опрос, самостоятельная работа, практическая работа, выставки, творческие проекты.
Формы итоговой аттестации: защита проектов на научно-практических конференциях, выставки.
Обучающиеся по итогам обучения должны знать:
• основы линейной перспективы;
• основные законы композиции;
• пропорции фигуры и головы человека;
• различные виды графики;
• основы цветоведения;
• свойства различных художественных материалов;
• основные жанры изобразительного искусства;
Обучающиеся по итогам обучения должны уметь:
• работать в различных жанрах;
• выделять главное в композиции;
• передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;
• сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
• строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);
• критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;
Методическое обеспечение.
Условия реализации программы
Для реализации данной образовательной программы необходимы условия:
- методические;
- дидактические;
- материальные.
1. Методические условия. Для реализации образовательных задач программы необходим комплекс, включающий методы, приёмы, содержание, организационные формы учебной деятельности.
Методы обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный – восприятие и усвоение детьми готовой информации;
2. Репродуктивный – воспроизведение обучающимися полученных знаний и освоенных способов деятельности;
3. Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске;
4. Исследовательский – самостоятельная творческая деятельность обучающихся.
Данные методы конкретизируются по трём группам:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа;
Наглядные – показ образцов, изделий, иллюстраций;
Практические – упражнения по выполнению приёмов работы, самостоятельная работа.
2. Дидактические условия:
1. Разработки для проведения занятий: схемы, эскизы, наглядные пособия;
2. Рисунок «Цветовой круг»;
3. Рисунок «Дополнительные цвета», «Ахроматические цвета»; Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента. Репродукции по стилям архитектуры, одежды, предметов быта. Репродукции по народным промыслам, русскому костюму, ДПИ.
4. Информационные средства: художественная и научная литература, методическая литература, папки с иллюстрациями из интернета; Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству. Авторские программы по изобразительному искусству. Учебники по изобразительному искусству. Методические пособия, методические журналы по искусству. Справочные пособия, энциклопедии по искусству. Альбомы по искусству. Книги о художниках и художественных музеях. Научно-популярная литература по искусству. Мультимедийные обучающие презентации, видеофильмы по памятникам архитектуры, художественным музеям, видам и жанрам изобразительного искусства, художественным стилям и технологиям. Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы)
5. Технические средства: ноутбук.
3. Материальные условия: телевизор.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Краски акварельные, гуашевые. Тушь с перьями. Бумага А3, А4. Бумага цветная. Фломастеры. Пастель. Мелки восковые. Кисти. Емкости для воды. Клей. Ножницы. Подставки для натуры. Муляжи фруктов и овощей. Изделия ДПИ и народных промыслов. Гипсовые геометрические тела. Капители. Драпировки. Предметы быта (кофейники, бидон, блюда, самовар, поднос и др.). Театральные куклы.
Воспитательная работа с обучающимися и связь с родителями
1. Приём письменных заявлений о зачислении детей в кружок;
2. Обеспечение обучающихся в учрежденческих мероприятиях;
3. Проведение анкетирования с учащимися и родителями в начале и конце учебного года;
4. Индивидуальная работа с родителями по вопросам обучения и воспитания детей средствами дополнительного образования;
5. Привлечение родителей к улучшению материальной базы обучающихся.
Литература для педагога, родителей и обучающихся
Калинина Т.В. Концепция программы по изобразительной деятельности для начальной школы и школ искусств // Начальное образование России, инновации и практика - М.: Школа, 2004 .
Костина В., Е.Потапова.Школа весёлого рисования «Рисуем пальчиками».
Кузин В.С, КубышкинаЭ.И.,Раскраски.
Народное искусство: художественные промыслы СССР. СПб.: Питер, 2003.
Неменской Л. А. ,«Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2006
Перевертень Г.И., «Самоделки из разных материалов». Просвещение.1985г, с.110
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru
Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. СПб. Детство-пресс, 2002.
Фатеева А.А.. Рисуем без кисточки. Практическое приложение Издательство: Академия развития, 2007 г.
Шмид А. Детское творчество «Весёлые уроки для детей»
Шибанова Н.Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. Пермь. Пермский институт повышения квалификации работников образования, 2002.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие для 1-го класса. Альбом. Москва. Мозаика-Синтез, 1996.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Москва. Мозаика-Синтез, 1996.
Приложение 1.
Соответствие содержания тем базового предмета СОШ и образовательной программы дополнительного образования детей «Кисточка»
Базовый курс предметов СОШ |
Образовательная программа Дополнительного образования детей «Кисточка» |
||||
Базовый курс |
Класс |
Тема базового курса |
Раздел программы |
Год обучения |
Тема программы |
Изобразительное искусство |
6 |
Человек и пространство. Пейзаж |
Техники рисования |
5 |
«Линия-средство выражения» Орнаментальная композиция. «Рука»(3D). Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». Цветовая растяжка. |
|
|
|
Фигура в пейзаже и в интерьере |
|
Фигура в пейзаже и в интерьере. Передача пространства. Пропорция человеческого тела. Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. |
|
|
|
От детского рисунка до зрелого творчества |
|
Красота зимнего леса. Холодные цвета. Рисование по методу ассоциаций. Пейзаж в графической технике граттаж. Весенний пейзаж. Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. |
|
5 |
Современнное ДПИ |
|
5 |
Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента. Натюрморт из листьев (в технике «модули»). Декоративный натюрморт масляными мелками или пастелью. |
|
|
|
Роспись ткани |
|
Роспись ткани. Знакомство с техникой батик. Холодный батик. Горячий батик. Цветные контуры. Выполнение практической работы
|
Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы
Кроссворды вычерчиваются на формате А1 с четкой сеткой, ответы записываются карандашом.
Вопросы.
Правильный ответ-1 балл.
1. Как называется наука, которая рассказывает о цвете? (цветоведение)
2. Как называется картина, на которой изображается природа? (пейзаж)
3. Какой жанр называется «мертвая натура»? (натюрморт)
4. Изображение лица человека называется жанром…(портрет)
Решение кругового кроссворда
Слово в ответе на вопрос начинается с такой же буквы, как и последняя буква в слове предыдущего ответа.
Подчеркните музеи изобразительного искусства:
Эрмитаж, Цирк, Третьяковская галерея, Кинотеатр, Лувр, Русский музей
«А» - если это художник – маринист,
«Б» - если художник – пейзажист:
Серов, Айвазовский, Репин, Васнецов, Левитан
1. Какие русские художники писали картины на сказочно-былинные темы?
2. Кто автор картины «Три богатыря»?
3. Где жили древнегреческие боги?
4. Вид керамики?
5. Назови три самые распространенные русские народные игрушки.
6. Что такое замалевок?
7. Знак принадлежности к знатному роду?
8. В каком промысле существуют понятия: «травка», «кудрина»?
9. Роспись синими красками по фарфору?
10. Украшение-три мира, которые воплощает в себе изба.
11. Как назывался главный храм Акрополя в Афинах?
12. Выберите правильный ответ жилищ народов мира.
А) хата 1) горцы
Б) изба 2) степь
В) юрта 3) Украина
Г) сакля 4) средняя полоса
Дидактическая игра «Составь натюрморт». Использовать силуэты цветов, посуды, овощей, фруктов, грибов из картона.
«Найди недостаток в портрете» рисунки лица человека с недостающими частями лица: брови, нос, уши.
«Узнай героя картины». Фрагменты картин, название авторов. Задание - определить их название и автора (использование репродукций).
Игра «Картинки-головоломки»
«Узнай картину»
«Собери пейзаж» (по собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету (осенний, зимний, весенний, летний)
Найдите соответствие:
Изображение человека Архитектура
Изображение природы Натюрморт
Проекты зданий Портрет
Изображение «неживой природы» Пейзаж
Украшение предметов Скульптура
Лепка человека и животных Дизайн (декор)
Ответьте на вопросы:
1. Рисунки, созданные карандашом, тушью, углём называются:
А) живопись
Б) графика
Д) скульптура
2. Что такое цветовой круг.
А) расположение цветов по порядку
Б) размещение кисточек.
Д) смешение красок.
3. Какие цвета глухие?
А) чёрный, коричневый, серый
Б) коричневый, тёмно – синий, тёмно – зелёный
Д) красный, оранжевый, серый.
4. Как называется наука, которая рассказывает о цвете? ( цветоведение)
5. Как называется картина, на которой изображается природа? (пейзаж)
6. какой жанр переводится как «мёртвая натура»? ( натюрморт)
7. Изображение лица человека это –……… ( портрет)
высокий уровень - 8-10 баллов
средний уровень – 6-7 баллов
низкий уровень – 5 баллов и меньше
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.