Конспект урока (Кодынева Людмила Юрьевна)
Диалекты Новгородской области
(Путешествие по страницам Новгородского областного словаря)
(урок родного языка в 10 классе)
(углублённое изучение русского языка)
Цель урока: Рассмотреть диалектную лексику Новгородской области, познакомиться с историей изучения диалектов и созданием Новгородского областного словаря, научиться анализировать статью о диалектном слове.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Познакомить учащихся с историей создания диалектного словаря Новгородской области.
2. Углубить представление учащихся о богатстве русского языка, показать, что знание диалектной лексики соединены с мировоззрением народа, его культурой и традициями.
3. Формировать навыки анализа словарной статьи.
Развивающие:
1. Обогащать словарный запас старшеклассников.
2. Развивать навыки аналитического чтения словарной статьи.
3. Развивать коммуникативную и речевую компетентности учащихся.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к образам русской речи.
2. Вызвать у учащихся размышления об услышанном, переживания, душевный отклик.
3. Вызвать у учащихся желание больше узнать о диалектах Новгородской области, о своем родном языке, истории его развития и исследования.
Оборудование урока:
1. Мультимедийная презентация.
2. На парте у каждого учащегося Новгородский областной словарь, словарь урока, цитаты для эпиграфа и домашнее задание написать эссе «Моё диалектное (-ые) слово (-а)».
Методические приемы:
Лекция учителя с элементами беседы, анализ учителем статей Новгородского областного словаря.
Оформление доски.
1. Тема урока Диалекты Новгородской области
2. Экран для просмотра презентации.
Ход урока
Этап урока |
Время |
Работа учителя |
Работа учащихся |
||
I. Вводная часть |
1 мин. |
Обращает внимание учащихся на тему урока «Диалекты Новгородской области», предлагает подобрать синонимы к слову «диалект». 1 слайд. |
Подбирают синонимы к слову «диалект». |
||
I. Организационный момент |
3 мин. |
Предлагает ученикам объяснить значение слов: лУчки, марИна, молОжа, мстИться, навАрить, и др. 2 слайд О чём говорится в этих предложениях? Бывает, что нет никакой ОДЕВИНЫ или НАДЕВКИ. Сегодня дрова колола, так НАДЫБАЛА, что руки болят. 3 слайд Что объединяет эти слова с лексикой современного русского языка? |
Пытаются объяснить лексическое значение диалектных слов, высказывают свои предположения, догадки, ассоциации. |
||
II. Постановка цели урока |
5 мин. |
Читает лекцию с элементами беседы. |
Слушают и делают краткие записи. |
||
Актуализация знаний. Повторение теоретического материала. |
|
Слово диалект имеет иноязычное происхождение: диалекта, муж. (греч. dialektos). В современном русском языке у него есть синонимы: местное наречие, говор (севернорусские диалекты). То же, что язык, речь (устар. и шутл.), например, изъясняется на французском диалекте. Диалект – это разновидность литературного языка, употребляемая в качестве средства общения между людьми, связанными тесной территориальной общностью. В русском языке выделяют три группы диалектов: севернорусские, южнорусские и среднерусские. 4 слайд Новгородская группа говоров охватывала территории Новгородской и Петербургской губерний. Сегодня эти говоры значительно изменились, но сохраняют ещё ряд особенностей. Особенно архаичными являются говоры Боровичского, Любытинского, Хвойнинского, Пестовского и Мошенского районов. 5 слайд Указанные особенности заключаются в следующем: 1. Независимо от качества следующего согласного на месте [«е закрытого»] некогда произносился [и], теперь это сохраняется архаически в произношении отдельных слов 2. Звук [а] между мягкими согласными не изменяется в [е] (грязь) 3. Губные согласные на конце слова обычно твердые ([сем], [голуп], [любоф]) 4. Аффрикаты в большинстве говоров различались, обычно произносились как твердые ([мисец], [чыстой]) 5. Окончание -ого произносится с [в] (доброво) 6. Совпадают формы творительного и дательного падежей множественного числа имен и местоимений (по своим ногам, шёл своим ногам)[4]. 6 слайд Поскольку восточно-новгородские говоры имеют специфические общие изоглоссы с ростово-суздальскими и другими говорами ближнего Северо-Востока, это может говорить в пользу того, что первоначальный северо-восточный диалектный континуум был расщеплён кривичским «клином» в районе Тверского Поволжья[5]. https://ru.wikipedia.org/wiki/Новгородская_группа_говоров
|
|
||
Мотивация на работу на уроке |
1 мин. |
Предлагает объяснить аббревиатуру НОС. Итак, диалектные слова изучаются, систематизируются и описываются в Новгородском областном словаре. Если вы затрудняетесь объяснить значение слова, то необходимо работать с Новгородским областным словарём. |
Объясняют аббревиатуру НОС (Новгородский областной словарь) |
||
III. Основная часть |
10 мин. |
|
|
||
Объяснение нового материала, поиск, взаимодействие, диалог |
|
Читает лекцию с элементами беседы. Какова история изучения диалектов новгородской области? Во вступительной статье к изданию словаря лингвист А.В. Герд писал: «Сейчас, на пороге 90-х годов XX века, Новгородский областной словарь предстаёт перед нами уже не изолированно, а как важнейшее связующее звено между Псковским областным словарем, Словарем русских говоров Карелии и сопредельных областей, Архангельским областным словарем, Словарем вологодских говоров, изданными еще до революции словарями олонецкого наречия ликовского и архангельского — А. Подвысоцкого. Все вместе эти словари содержат уникальные материалы по истории Великого Новгорода и его пятин. Названные словари, как и Новго- родский словарь, представляют собой замечательную историю севернорусской народной культуры, отраженной в языке». Эти слова показывают значение НОС в лексикографии. 7 слайд - Каково значение НОС в лексикографии? Картотека Новгородского областного словаря (КартНОС) в настоящее время хранится на кафедре русского языка Новгородского государственного университета. Она собиралась с конца 1950-х гг. и ежегодно пополнялась на протяжении более полувека - до публикации второго издания Новгородского областного словаря (НОС. СПб., 2010). ... Сегодня на территории области уже трудно найти относительно сохранившийся старожильческий говор, поскольку коренных сельчан, родившихся и постоянно живших в деревне, почти не осталось. 8 слайд - Когда и как создавался НОС? Новгородский областной словарь впервые представляет в одном издании все лексическое богатство народной русской речи, зафиксированной на территории Новгородской области и в районах, исторически относящихся к Новгородской губернии. В настоящем словаре представлено свыше 25 000 диалектных слов и около 2600 фразеологизмов. В книге имеется большой справочный аппарат: обратный индекс, указатель фразеологизмов, указатели топонимов и прозвищ. 9 слайд - Какие лингвистические единицы размещены в словарной статье?
|
Слушают лекцию и делают краткие записи, отвечают на вопросы. |
||
|
|
||||
IV. Освоение учащимися нового материала: формирование конкретных представлений об изучаемых фактах, явлениях, их сущности и взаимосвязях у учащихся. |
10 мин. |
Анализ словарной статьи НОС. |
Рассматривают статью НОС, анализируют её строение, |
||
Проведение работы, объяснения учителя. |
|
СТРУКТУРА СЛОВАРНОЙ СТАТЬИ Начинается с заглавного слова, напечатанного шрифтом с абзаца. В слове указывается одно или несколько ударении. Рядом с заглавным словом в скобках помещаются произносительные варианты, если они имеются. Затем, после запятой, определяется отнесенность слова к части речи: у изменяемых слов указываются характерные грамматические формы (не полностью, а только флексии) или существенные категориальные свойства, неизменяемые слова квалифицируются как соответствующая часть речи. Так, показателем того, относится к существительным, является указание (м., ж., ср., общ.); показателем глаголов — вид; родовые окончания принадлежность слова к прилагательному, пометы, дается истолкование значения и иллюстрирующие примеры. Значения отмечаются арабскими цифрами. Указания на особенность употребления. даются после определения значения, за знаком (—). Напр, ЖаВОРОНОК, а, м. Ласковое обращение. — ЖЕГаТЬ, несов. Кусать. •— О насекомых, змеях. Все иллюстративные материалы снабжаются географическими пометами; после каждого примера дается сокращенное название района, за знаком плюс ( + ) после приведенного последнего примера в алфавитном порядке перечисляются районы, в которых отмечено слово с данным значением, но материалы из которых не использованы в качестве иллюстраций, После всех значений слова за знаком ∆ приводится фразеология, за знаком > помещаются местные микротопонимы, а затем после знака □ — прозвища людей. Статьи, посвященные целиком фразеологизмам, строятся в зависимости от характера фразеологизма. В алфавитном порядке приводится заглавное слово, за которым после двоеточия ставится знак ∆ и пишется фразеологизм, затем дается толкование, приводится иллюст- ративный материал. Заглавным словом оказывается структурно организующий компонент. Напр., ССОВАТЬ РУКАВа ССОВАВШИ жить. Не делая ничего. При отсутствии структурно организующего компонента фразеологизм подается за первым знаменательным словом фразеологизма. Напр., ОВеДНЯ: Д МеЖДУ ОБеДНЕй и ЗАуТРЕНЕИ жить. Недолго. ДОЛГ: В ДОЛГ И ВЗаЯМЫ наговорить. Много, В некоторых случаях заглавным словом будет семантически главный компонент, который обнаруживается обычно в ряде фразеологизмов. Заглавное слово приводится в начальной форме, если она ясна авторам. Если в отдельную статью вынесены микротопонимы, прозвища, то они начинают статью, а затем ставится соответствующий знак и дается толкование; иллюстративный материал приводится в том случае, если он помогает понять этимологию собственного имени. Напр., > ВЕРёТ- КА: Возвышенное место в лесу. Настюшка за грибами на Беретку ушёд- цы, место тако есть, хребтинка така. Новг. Микротопонимы и прозвища, представляющие собой словосочетания, подаются за опорным словом, В словосочетании опорное слово обозначается одной буквой. Ср. БОЛоТО: > ГЛаДКОЕ Б. Болото. КРуГЛОЕ Б. Пашня. ВОЛНуХА: БОРОВиЦКА В. Прозвище жителей Опеченского и Боровичского района. 10 слайд
|
|
||
Оценка результатов |
3мин. |
Итак, страницы словаря рассказывают о диалектном слове, его значении, употреблении и грамматических признаках. - Как построена словарная статья? - Какую информацию о слове она содержит? |
Отвечают на вопросы. Работают в парах. |
||
V. Краткий опрос (диагностика) учащихся по новому материалу для контроля усвоенного и проведения первичного закрепления материала. |
10 мин. |
Предлагает сделать устное эссе «Моё диалектное слово» |
Выполняют индивидуальное задание по страницам НОС. |
||
Опрос, тест, экспресс-диагностика |
|
||||
VI. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению |
3мин. |
Написать эссе «Моё диалектное (-ые) слово (-а)…» (возможно обращение к личному опыту общения с деревенскими жителями) |
Определяют слова, о которых будут писать эссе. |
||
Выдача задания на дом по результатам проведенного урока |
|
|
|
||
VII. Этап рефлексии |
3мин. |
Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ...
11 слайд
|
Индивидуальная работа с взаимной проверкой |
||
|
|
|
|
||
VIII. Завершение урока |
3мин. |
Какое высказывание о словарях более подходит к теме урока?
|
Размышляют над высказываниями |
||
Подведение итогов. |
|
„Составитель
словаря не укащикъ языку, а служитель, рабъ его…“ — Владимир Иванович
Даль русский писатель, этнограф, лингвист, лексикограф, врач 1801 - 1872 „Дмитрий
Николаевич, что это у вас в словаре одни слова — советские,
а другие — несоветские? — Как так? — Да вот, смотрите: взять —
сов., а брать — несов.“ — Дмитрий Николаевич Ушаков 1873 - 1942 12 слайд
|
|
||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.