Конспект урока родного языка в 10 классе (углублённое изучение) по теме "Диалекты Новгородской области"
Оценка 4.9

Конспект урока родного языка в 10 классе (углублённое изучение) по теме "Диалекты Новгородской области"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
10 кл
04.01.2021
Конспект урока родного языка в 10 классе (углублённое изучение) по теме "Диалекты Новгородской области"
Урок родного языка в 10 классе по теме "Диалекты Новгородской области" (углублённое изучение)
Konspekt_uroka (2).doc

Конспект урока (Кодынева Людмила Юрьевна)

Диалекты Новгородской области

(Путешествие по страницам Новгородского областного словаря)

(урок родного языка в 10 классе)

(углублённое изучение русского языка)

Цель урока:  Рассмотреть диалектную лексику Новгородской области, познакомиться с историей изучения диалектов и созданием Новгородского областного словаря, научиться анализировать статью о диалектном слове.

Задачи урока:

 Образовательные:

1. Познакомить учащихся с историей создания диалектного словаря Новгородской области.

2. Углубить представление учащихся о богатстве русского языка, показать, что знание диалектной лексики соединены с мировоззрением народа, его культурой и традициями.

3. Формировать навыки анализа словарной статьи.

 

Развивающие:

1. Обогащать словарный запас старшеклассников.

2. Развивать  навыки аналитического чтения словарной статьи.

3. Развивать коммуникативную и речевую компетентности учащихся.

 

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к образам русской речи.

2. Вызвать у учащихся размышления об услышанном, переживания, душевный отклик.

3. Вызвать у учащихся желание больше узнать о диалектах Новгородской области, о своем родном языке, истории его развития и исследования.

 

Оборудование урока:

1. Мультимедийная презентация.

2. На парте у каждого учащегося Новгородский областной словарь, словарь урока, цитаты для эпиграфа и домашнее задание написать эссе «Моё диалектное (-ые) слово (-а)».

 

Методические приемы:

Лекция учителя с элементами беседы, анализ учителем статей Новгородского областного словаря.

 

Оформление доски.

 

1. Тема урока  Диалекты Новгородской области

2. Экран для просмотра презентации.

 

Ход урока

Этап урока

Время

Работа учителя

Работа учащихся

I. Вводная часть

1 мин.

Обращает внимание учащихся на тему урока «Диалекты Новгородской области», предлагает подобрать синонимы к слову «диалект».

1 слайд.

Подбирают синонимы к слову «диалект».

I.  Организационный момент

3 мин.

 Предлагает ученикам объяснить значение слов: лУчки, марИна,  молОжа, мстИться, навАрить, и др.

2 слайд

О чём говорится в этих предложениях?

 Бывает, что нет никакой ОДЕВИНЫ или НАДЕВКИ. Сегодня дрова колола, так НАДЫБАЛА, что руки болят.

3 слайд

Что объединяет эти слова с лексикой современного русского языка?

 Пытаются объяснить лексическое значение диалектных слов, высказывают свои предположения, догадки, ассоциации.

II. Постановка цели урока

5 мин.

Читает лекцию с элементами беседы.

Слушают и делают краткие записи.

Актуализация знаний. Повторение теоретического материала.

 

Слово диалект имеет иноязычное происхождение: диалекта, муж. (греч. dialektos). В современном русском языке у него есть синонимы: местное наречие, говор (севернорусские диалекты).

То же, что язык, речь (устар. и шутл.), например, изъясняется на французском диалекте. Диалект – это разновидность литературного языка, употребляемая в качестве средства общения между людьми, связанными тесной территориальной общностью. В русском языке выделяют три группы диалектов: севернорусские, южнорусские и среднерусские.

         4 слайд

Новгородская группа говоров охватывала территории Новгородской и Петербургской губерний. Сегодня эти говоры значительно изменились, но сохраняют ещё ряд особенностей. Особенно архаичными являются говоры БоровичскогоЛюбытинскогоХвойнинскогоПестовского и Мошенского районов.

        5 слайд

Указанные особенности заключаются в следующем:

1.     Независимо от качества следующего согласного на месте [«е закрытого»] некогда произносился [и], теперь это сохраняется архаически в произношении отдельных слов

2.     Звук [а] между мягкими согласными не изменяется в [е] (грязь)

3.     Губные согласные на конце слова обычно твердые ([сем], [голуп], [любоф])

4.     Аффрикаты в большинстве говоров различались, обычно произносились как твердые ([мисец], [чыстой])

5.     Окончание -ого произносится с [в] (доброво)

6.     Совпадают формы творительного и дательного падежей множественного числа имен и местоимений (по своим ногам, шёл своим ногам)[4].

6 слайд

Поскольку восточно-новгородские говоры имеют специфические общие изоглоссы с ростово-суздальскими и другими говорами ближнего Северо-Востока, это может говорить в пользу того, что первоначальный северо-восточный диалектный континуум был расщеплён кривичским «клином» в районе Тверского Поволжья[5].

https://ru.wikipedia.org/wiki/Новгородская_группа_говоров

 

 

Мотивация на работу на уроке  

1 мин.

Предлагает объяснить аббревиатуру НОС.

Итак, диалектные слова изучаются, систематизируются и описываются в Новгородском областном словаре. Если вы затрудняетесь объяснить значение слова, то необходимо работать с Новгородским областным словарём.

Объясняют аббревиатуру НОС (Новгородский областной словарь)

III. Основная часть

10 мин.

 

 

Объяснение нового материала, поиск, взаимодействие, диалог

 

Читает лекцию с элементами беседы.

Какова история изучения диалектов новгородской области?

Во вступительной статье к изданию словаря лингвист А.В. Герд писал: «Сейчас, на пороге 90-х годов XX века, Новгородский областной словарь предстаёт перед нами уже не изолированно, а как важнейшее связующее звено между Псковским областным словарем, Словарем русских говоров Карелии и сопредельных областей, Архангельским областным

словарем, Словарем вологодских говоров, изданными еще до революции словарями олонецкого наречия ликовского и архангельского — А. Подвысоцкого. Все вместе эти словари содержат уникальные материалы по истории Великого Новгорода и его пятин. Названные словари, как и Новго-

родский словарь, представляют собой

замечательную историю  севернорусской народной культуры, отраженной в языке». Эти слова показывают значение НОС в лексикографии.

       7 слайд

- Каково значение НОС в лексикографии?

Картотека Новгородского областного словаря (КартНОС) в настоящее время хранится на кафедре русского языка Новгородского государственного университета. Она собиралась с конца 1950-х гг. и ежегодно пополнялась на протяжении более полувека - до публикации второго издания Новгородского областного словаря (НОС. СПб., 2010). ... Сегодня на территории области уже трудно найти относительно сохранившийся старожильческий говор, поскольку коренных сельчан, родившихся и постоянно живших в деревне, почти не осталось.

8 слайд

- Когда и как создавался НОС?

Новгородский областной словарь впервые представляет в одном издании все лексическое богатство народной русской речи, зафиксированной на территории Новгородской области и в районах, исторически относящихся к Новгородской губернии. В настоящем словаре представлено свыше 25 000 диалектных слов и около 2600 фразеологизмов. В книге имеется большой справочный аппарат: обратный индекс, указатель фразеологизмов, указатели топонимов и прозвищ.

9 слайд

- Какие лингвистические единицы размещены в словарной статье?

 

 

 

Слушают лекцию и делают краткие записи, отвечают на вопросы.

 

 

IV. Освоение учащимися нового материала: формирование конкретных представлений об изучаемых фактах, явлениях, их сущности и взаимосвязях у учащихся.

 10 мин.

Анализ словарной статьи НОС.

Рассматривают статью НОС, анализируют её строение,

Проведение работы, объяснения учителя.

 

СТРУКТУРА СЛОВАРНОЙ СТАТЬИ

Начинается с заглавного слова, напечатанного шрифтом с абзаца. В слове указывается одно или несколько ударении. Рядом с заглавным словом в скобках помещаются произносительные варианты, если они имеются. Затем, после запятой, определяется отнесенность слова к части речи: у изменяемых слов указываются характерные грамматические формы (не полностью, а только флексии) или существенные категориальные свойства, неизменяемые слова квалифицируются как соответствующая часть речи. Так, показателем того, относится к существительным, является указание

(м., ж., ср., общ.); показателем глаголов

— вид; родовые окончания  принадлежность слова к

прилагательному, пометы, дается истолкование  значения и иллюстрирующие примеры. Значения

отмечаются арабскими цифрами. Указания на особенность употребления.  даются после определения значения, за знаком (—). Напр, ЖаВОРОНОК, а, м. Ласковое обращение. — ЖЕГаТЬ,

несов. Кусать. •— О насекомых, змеях.

Все иллюстративные материалы снабжаются географическими пометами; после каждого примера дается сокращенное название района,

за знаком плюс ( + ) после приведенного последнего примера в алфавитном порядке перечисляются

районы, в которых отмечено слово с

данным значением, но материалы из которых не использованы в качестве иллюстраций, После всех значений слова за знаком приводится фразеология, за знаком > помещаются местные микротопонимы, а затем после знака — прозвища людей. Статьи, посвященные целиком фразеологизмам, строятся в зависимости от характера фразеологизма. В алфавитном порядке приводится заглавное слово, за которым после двоеточия ставится знак  и пишется фразеологизм, затем дается толкование, приводится иллюст-

ративный материал. Заглавным словом

оказывается структурно организующий компонент. Напр., ССОВАТЬ РУКАВа ССОВАВШИ жить. Не делая ничего.

При отсутствии структурно организующего компонента фразеологизм подается за первым знаменательным словом фразеологизма. Напр., ОВеДНЯ: Д МеЖДУ ОБеДНЕй и ЗАуТРЕНЕИ жить. Недолго. ДОЛГ: В ДОЛГ И ВЗаЯМЫ наговорить. Много, В некоторых случаях заглавным словом будет семантически главный компонент, который обнаруживается обычно в ряде фразеологизмов. Заглавное слово приводится в начальной форме, если она ясна авторам. Если в отдельную статью вынесены микротопонимы, прозвища, то они начинают статью, а затем ставится соответствующий знак и дается толкование; иллюстративный материал приводится в том случае, если

он помогает понять этимологию собственного имени. Напр., > ВЕРёТ-

КА: Возвышенное место в лесу. Настюшка за грибами на Беретку ушёд-

цы, место тако есть, хребтинка така. Новг. Микротопонимы и прозвища,

представляющие собой словосочетания, подаются за опорным словом, В словосочетании опорное слово обозначается одной буквой. Ср. БОЛоТО: > ГЛаДКОЕ Б. Болото. КРуГЛОЕ Б. Пашня. ВОЛНуХА:

БОРОВиЦКА В. Прозвище жителей Опеченского и Боровичского района.

         10 слайд

 

 

Оценка результатов  

3мин.

Итак, страницы словаря рассказывают о диалектном слове, его значении, употреблении и грамматических признаках.

- Как построена словарная статья?

- Какую информацию о слове она содержит?

Отвечают на вопросы.

Работают в парах.

V. Краткий опрос (диагностика) учащихся по новому материалу для контроля усвоенного и проведения первичного закрепления материала.

 10 мин.

Предлагает сделать устное эссе «Моё диалектное слово»

Выполняют индивидуальное задание

по страницам НОС. 

Опрос, тест, экспресс-диагностика

 

VI. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению

3мин.

Написать эссе «Моё диалектное (-ые) слово (-а)…»

(возможно обращение к личному опыту общения с деревенскими жителями)

Определяют слова, о которых будут писать эссе.

Выдача задания на дом по результатам проведенного урока

 

 

 

VII. Этап рефлексии

3мин.

Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ...

  • Мне больше всего удалось ...
  • За что я могу себя похвалить?
  • За что я могу похвалить одноклассников?
  • Что приобрёл?
  • Что меня удивило?
  • Для меня было открытием то, что ...
  • Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

11 слайд

 

Индивидуальная работа с взаимной проверкой

 

 

 

 

VIII. Завершение урока

3мин.

Какое высказывание о словарях более подходит к теме урока?

 

Размышляют над высказываниями

Подведение итогов.

 

„Составитель словаря не укащикъ языку, а служитель, рабъ его…“ —  Владимир Иванович Даль русский писатель, этнограф, лингвист, лексикограф, врач 1801 - 1872

Источник: https://ru.citaty.net/temy/slovari/

Дмитрий Николаевич, что это у вас в словаре одни слова — советские, а другие — несоветские? — Как так? — Да вот, смотрите: взять — сов., а брать — несов.“ —  Дмитрий Николаевич Ушаков 1873 - 1942

Источник: https://ru.citaty.net/temy/slovari/

       12 слайд

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока (Кодынева Людмила

Конспект урока (Кодынева Людмила

ОДЕВИНЫ или НАДЕВКИ. Сегодня дрова колола, так

ОДЕВИНЫ или НАДЕВКИ. Сегодня дрова колола, так

Окончание -ого произносится с [в] (доброво) 2

Окончание -ого произносится с [в] (доброво) 2

Эти слова показывают значение НОС в лексикографии

Эти слова показывают значение НОС в лексикографии

Анализ словарной статьи НОС.Рассматривают статью

Анализ словарной статьи НОС.Рассматривают статью

Напр., ОВеДНЯ: Д МеЖДУ ОБеДНЕй и

Напр., ОВеДНЯ: Д МеЖДУ ОБеДНЕй и

Выдача задания на дом по результатам проведенного урока

Выдача задания на дом по результатам проведенного урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2021