конспект урока русский язык 2 класс по теме " Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в нём?"

  • docx
  • 13.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала русский язык.docx

 

 

 

 

 

Урок русского языка

 

«Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в нем?»

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

  Урок построен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМ).

На данном уроке учитель использует следующие приемы ТРКМ: «Корзина идей», «Чтение с пометками», «Таблица-синтез», «Толстые и тонкие вопросы».

Целесообразность выбранных приемов обусловлена тем, что, во- первых, реализуется системно-деятельностный подход обучения, во-вторых, подача материала подобным образом более интересна для учащихся.

На этапе актуализации учащимся предлагается с помощью «Корзины идей» включиться в урок и зафиксировать свои знания по теме урока. На этапе вызова при формулировании темы урока используется прием «Чтение с пометами», который позволяет учащимся выявить новые знания. В процессе урока учащиеся не получают готовых знаний, они сами определяют тему, выделяют основные характеристики текста-повествования. На этапе осмысления используются приемы «Таблица - синтез» и «Тонкие и толстые вопросы». Важно научить учащихся начальной школы выделять главное, уметь работать с таблицей, задавать вопросы. В течение урока учащиеся работают индивидуально, в группах и в парах, что в полной мере соответствует  требованиям  современного урока.

Этап рефлексии урока реализуется с помощью приемов «Закончи предложение» и «Корзина идей». При работе с «корзиной» учащиеся возвращаются к своим идеям в начале урока, осуществляют их анализ и синтез.

 

 


1.  Русский язык

2. 2 класс, УМК «Школа России»

3. Шатова Елена Ивановна

4. МБОУ МСОШ №3

5. Изучение нового материала

Тема урока: Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в нем?

Цель урока:  ознакомить с особенностями текста -повествования, определить роль глаголов в нем.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД

-        осуществлять поиск необходимой информации;

-        строить обобщения в устной и письменной форме;

-        воспринимать научный текст, выделять существенную информацию;

-        осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-        осуществлять синтез как составление целого из частей;

Регулятивные УУД

-        принимать и сохранять учебную задачу;

-        учитывать выделенные  учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-        оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

Коммуникативные УУД

-        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

-        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-        строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы;

Личностные УУД

-          способность к оценке своей учебной деятельности;

-          учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-          ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

 

Приемы ТРКМ: корзина идей, чтение с пометками, таблица - синтез, прием «Тонкие и толстые вопросы».

 

 

Этап урока

Цель/задача этапа

Планируемое время

Деятельность и слова учителя

Планируемая деятельность и слова учащихся

Запланированный результат этапа

1. Организационный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Стадия вызова.

Настрой учащихся на работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация имеющихся знаний и смыслов по теме урока. Пробуждение познавательной активности.

 

 

 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирование темы

2 минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 минут

 

Начинаем урок русского языка

А начать мне его хочется со стихотворения М. Данилова

Я ко всем наукам ключ имею.

Я со всей вселенноюзнаком.

Это потому,что я владею

Русским всеохватным языком.

-Ребята, скажите, пожалуйста, что значит владеть русским языком?

(Правильно и красиво говорить, а также грамотно и красиво писать)

Этим мы и занимаемся на уроках русского языка и литературного чтения.

 

 Добрый день, ребята, сегодня нас ожидает интересная работа. А что мы будем делать, исследовать и изучать, вы  определите после орфографической минутки.

 

Откройте тетради, запишите в них число, классная работа.

Орфографическая минутка

Тепло, ежи, кочка, сказка, топор.

 

 

 

По начальным буквам данных слов, определите, о чем мы будем сегодня говорить.

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Корзина идей».

- Предлагаю ваши идеи о том, что вы знаете о тексте собрать в корзинку.

(Учитель фиксирует идеи на доске.)

 

 

 

-Ребята, вы предложили столько идей, давайте попробуем определить самое главное и сформулировать тему урока, прочитав информацию о тексте. Прием чтение с пометками. (Приложение 1).

 

- Какие сведения о тексте вы уже знали?

- Что оказалось для вас новым?

 

- Сформулируйте тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

(Учащиеся оформляют записи в тетради, объясняют написание слов.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают идеи:

- мы будем беседовать о тексте;

- будем изучать, что такое текст;

- узнаем, какие бывают тексты;

- будем составлять текст.

 

 

Делятся своими знаниями по теме.

 

 

 

 

Читают текст, используют знаки: + - если знают сведения; - если знание для них ново.

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

Формулируют тему урока.

- Текст – повествование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполнена корзина идеями по изучаемой теме.

 

Прочитан текст, обозначено знакомое и новое.

 

 

 

 

 

 

Сформулирована тема урока.

II. Стадия осмысления

 

Изучение нового материала.

 

 

Активная работа с информацией, представленной в виде текста и таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 минуты

Прием «Таблица - синтез» (Приложение 2)

Заполним таблицу, по прочитанной информации. В первой колонке определим ключевые слова, а во второй – опорные фразы.

(Учитель оформляет таблицу на доске, подводит учащихся к выделению главного).

 (Во время высказываний детей, учитель добивается более четких формулировок  ключевых слов и опорных фраз, в случае затруднения предлагает свои.)

 

 

- Составьте рассказ о тексте - повествовании по таблице. Расскажите.

Работа в группе с деформированным текстом. (Учитель просит встать детей и повернуться друг к другу.)

-Прочитайте задание. (Приложение 2)

-Прочитайте предложения.

-Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

-Установите последовательность предложений, чтобы получился текст. -Обсудите свои варианты в группах.

 

Учащиеся садятся за парты.

 

Прочитайте текст, который у вас получился. Определите тип текста.

Докажите, что у вас получился текст-повествование.

 

Работа в парах.

-Подчеркните в предложениях глаголы. (В случае необходимости спрашивает, что такое глагол.)

Прочитайте текст без глаголов.

- Как вы думаете, какую роль играют глаголы в тексте - повествовании?

 

 

 

 

 

 

 

- Предложите, какими ключевыми словами можно дополнить таблицу?

 

 

 

- Раскройте скобки в словах составленного текста. Объясните написание слов друг другу. Запишите текст по правилам русского языка. Вспомните, как оформляются предложения в тексте. Проверьте свою работу.

 

Прием «Тонкий и толстый вопрос»

- К записанному тексту придумайте 1 тонкий и 1 толстый вопрос.

Слушают и выполняют задания учителя. Выделяют главное в тексте. Определяют ключевые слова и опорные фразы с опорой на текст:

- цель текста;

- вопросы-помощники;

- структура;

- количество картинок.

 

 

 

 

 

Составляют рассказ.

 

 

Работают в группе: устанавливают последовательность предложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют тип текста, доказывают свои предположения.

 

 

 

Выполняют задание.

Формулируют роль глаголов в тексте – повествование.

- Глаголы в тексте – повествовании передают действие.

- С помощью глаголов в тексте-повествовании происходит смена событий.

 

 

Предлагают ключевые слова:

- слова-помощники;

- часть речи;

 

Объясняют написание слов. Записывают составленный текст в тетради. Проверяют свою работу.

 

 

 

Придумывают и задают вопросы.

 

 

 

 

 

Определены  ключевые слова и опорные фразы для таблицы.

 

 

 

Заполнена таблица.

 

 

 

 

Рассказ по таблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определен тип составленного текста.

 

 

Сформулирована роль глаголов в тексте – повествовании.

 

 

 

 

 

 

Выделено ключевое слово, таблица заполнена.

 

Текст записан в тетрадь.

III. Стадия рефлексии

 

Систематизация новых знаний.

3 минуты

Закончите предложение:

- Текст – это…

- В тексте –повествовании….

- Вернитесь к корзине идей.

- Уберите из нее лишнее, что не относится к теме урока.

- Добавьте в корзину то, чего в ней не хватает  по теме урока.

 

Заканчивают предложенные фразы.

 

Анализируют содержание корзины идей, извлекают лишнее, добавляют необходимое.

 

 

 

 

Корзина идей заполнена по теме урока.

 

 

 

Подведен итог урока.

 

 

 


 


Приложение 1.

 

Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу. 

 

Все предложения в тексте объединяет общая тема.  Тема – это то, о чём автор пишет.

 

В тексте можно определить основную (главную) мысль. Главная мысль – это то, что автор хочет сказать своим читателям, то,  ради чего он пишет.

 

В тексте автор может рассказывать о событиях, описывать предмет живой или неживой природы, рассуждать о чем-либо.

 

В тексте можно выделить три части: вступление, основную часть и заключение.

 

Текст, в котором автор рассказывает о событиях, называется повествованием. Повествовать – рассказывать, излагать.

 

К тексту – повествованию можно задать вопросы: что случилось? где? когда? как случилось?

 

В повествовании можно нарисовать несколько картинок.

 

Прозаические  тексты на письме оформляются одинаково: предложения записываются в строчку последовательно  друг за другом по правилам русского языка.  В тексте могут быть выделены красные строки (абзацы).

 

В стихотворных текстах каждая фраза записывается с новой строки.

 

Текст – это целое законченное сообщение, его всегда можно озаглавить.

 

Заголовок текста (название) должно быть кратким и ярким. Оно отражает тему текста. Заголовок текста пишется на середине строки с большой буквы. Точка после заголовка не ставится.

 

 

 


 

Приложение 2.

Текст-повествование

Ключевые слова

Опорные фразы

Цель текста

Рассказать, сообщить о событиях.

Структура

Три части: вступление, основная часть, заключение.

Вопросы-помощники

Что? Где? Когда? С кем? (случилось)

Слова-помощники

Глаголы передают и сменяют события.

 

 


Приложение 2.

 

 Прочитай предложения.  Установи последовательность предложений. Обозначь её цифрами слева.

 

У неё было сломано крыло.

 

Он л(е,и)чил птичку.

 

В парке (П,п)етя увидел синич(ь, -)ку.

 

В(и,е)сной синич(ь,-)ка ул(е,и)тела.

 

Мальчик принёс бедня(ш,ж)ку д(а,о)мой.