Урок русского языка
«Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в нем?»
Пояснительная записка
Урок построен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМ).
На данном уроке учитель использует следующие приемы ТРКМ: «Корзина идей», «Чтение с пометками», «Таблица-синтез», «Толстые и тонкие вопросы».
Целесообразность выбранных приемов обусловлена тем, что, во- первых, реализуется системно-деятельностный подход обучения, во-вторых, подача материала подобным образом более интересна для учащихся.
На этапе актуализации учащимся предлагается с помощью «Корзины идей» включиться в урок и зафиксировать свои знания по теме урока. На этапе вызова при формулировании темы урока используется прием «Чтение с пометами», который позволяет учащимся выявить новые знания. В процессе урока учащиеся не получают готовых знаний, они сами определяют тему, выделяют основные характеристики текста-повествования. На этапе осмысления используются приемы «Таблица - синтез» и «Тонкие и толстые вопросы». Важно научить учащихся начальной школы выделять главное, уметь работать с таблицей, задавать вопросы. В течение урока учащиеся работают индивидуально, в группах и в парах, что в полной мере соответствует требованиям современного урока.
Этап рефлексии урока реализуется с помощью приемов «Закончи предложение» и «Корзина идей». При работе с «корзиной» учащиеся возвращаются к своим идеям в начале урока, осуществляют их анализ и синтез.
1. Русский язык
2. 2 класс, УМК «Школа России»
3. Шатова Елена Ивановна
4. МБОУ МСОШ №3
5. Изучение нового материала
Тема урока: Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в нем?
Цель урока: ознакомить с особенностями текста -повествования, определить роль глаголов в нем.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД
- осуществлять поиск необходимой информации;
- строить обобщения в устной и письменной форме;
- воспринимать научный текст, выделять существенную информацию;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
Коммуникативные УУД
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы;
Личностные УУД
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Приемы ТРКМ: корзина идей, чтение с пометками, таблица - синтез, прием «Тонкие и толстые вопросы».
Этап урока |
Цель/задача этапа |
Планируемое время |
Деятельность и слова учителя |
Планируемая деятельность и слова учащихся |
Запланированный результат этапа |
1. Организационный момент.
2. Стадия вызова. |
Настрой учащихся на работу.
Актуализация имеющихся знаний и смыслов по теме урока. Пробуждение познавательной активности.
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
Формулирование темы |
2 минуты
6 минут |
Начинаем урок русского языка А начать мне его хочется со стихотворения М. Данилова Я ко всем наукам ключ имею. Я со всей вселенноюзнаком. Это потому,что я владею Русским всеохватным языком. -Ребята, скажите, пожалуйста, что значит владеть русским языком? (Правильно и красиво говорить, а также грамотно и красиво писать) Этим мы и занимаемся на уроках русского языка и литературного чтения.
Добрый день, ребята, сегодня нас ожидает интересная работа. А что мы будем делать, исследовать и изучать, вы определите после орфографической минутки.
Откройте тетради, запишите в них число, классная работа. Орфографическая минутка Тепло, ежи, кочка, сказка, топор.
По начальным буквам данных слов, определите, о чем мы будем сегодня говорить.
Прием «Корзина идей». - Предлагаю ваши идеи о том, что вы знаете о тексте собрать в корзинку. (Учитель фиксирует идеи на доске.)
-Ребята, вы предложили столько идей, давайте попробуем определить самое главное и сформулировать тему урока, прочитав информацию о тексте. Прием чтение с пометками. (Приложение 1).
- Какие сведения о тексте вы уже знали? - Что оказалось для вас новым?
- Сформулируйте тему урока. |
(Учащиеся оформляют записи в тетради, объясняют написание слов.)
Предлагают идеи: - мы будем беседовать о тексте; - будем изучать, что такое текст; - узнаем, какие бывают тексты; - будем составлять текст.
Делятся своими знаниями по теме.
Читают текст, используют знаки: + - если знают сведения; - если знание для них ново.
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют тему урока. - Текст – повествование.
|
Заполнена корзина идеями по изучаемой теме.
Прочитан текст, обозначено знакомое и новое.
Сформулирована тема урока. |
II. Стадия осмысления
|
Изучение нового материала.
Активная работа с информацией, представленной в виде текста и таблицы.
|
10 минут
6 минут
5 минуты
8 минут
4 минуты |
Прием «Таблица - синтез» (Приложение 2) Заполним таблицу, по прочитанной информации. В первой колонке определим ключевые слова, а во второй – опорные фразы. (Учитель оформляет таблицу на доске, подводит учащихся к выделению главного). (Во время высказываний детей, учитель добивается более четких формулировок ключевых слов и опорных фраз, в случае затруднения предлагает свои.)
- Составьте рассказ о тексте - повествовании по таблице. Расскажите. Работа в группе с деформированным текстом. (Учитель просит встать детей и повернуться друг к другу.) -Прочитайте задание. (Приложение 2) -Прочитайте предложения. -Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? -Установите последовательность предложений, чтобы получился текст. -Обсудите свои варианты в группах.
Учащиеся садятся за парты.
Прочитайте текст, который у вас получился. Определите тип текста. Докажите, что у вас получился текст-повествование.
Работа в парах. -Подчеркните в предложениях глаголы. (В случае необходимости спрашивает, что такое глагол.) Прочитайте текст без глаголов. - Как вы думаете, какую роль играют глаголы в тексте - повествовании?
- Предложите, какими ключевыми словами можно дополнить таблицу?
- Раскройте скобки в словах составленного текста. Объясните написание слов друг другу. Запишите текст по правилам русского языка. Вспомните, как оформляются предложения в тексте. Проверьте свою работу.
Прием «Тонкий и толстый вопрос» - К записанному тексту придумайте 1 тонкий и 1 толстый вопрос. |
Слушают и выполняют задания учителя. Выделяют главное в тексте. Определяют ключевые слова и опорные фразы с опорой на текст: - цель текста; - вопросы-помощники; - структура; - количество картинок.
Составляют рассказ.
Работают в группе: устанавливают последовательность предложений.
Определяют тип текста, доказывают свои предположения.
Выполняют задание. Формулируют роль глаголов в тексте – повествование. - Глаголы в тексте – повествовании передают действие. - С помощью глаголов в тексте-повествовании происходит смена событий.
Предлагают ключевые слова: - слова-помощники; - часть речи;
Объясняют написание слов. Записывают составленный текст в тетради. Проверяют свою работу.
Придумывают и задают вопросы.
|
Определены ключевые слова и опорные фразы для таблицы.
Заполнена таблица.
Рассказ по таблице.
Определен тип составленного текста.
Сформулирована роль глаголов в тексте – повествовании.
Выделено ключевое слово, таблица заполнена.
Текст записан в тетрадь. |
III. Стадия рефлексии
|
Систематизация новых знаний. |
3 минуты |
Закончите предложение: - Текст – это… - В тексте –повествовании…. - Вернитесь к корзине идей. - Уберите из нее лишнее, что не относится к теме урока. - Добавьте в корзину то, чего в ней не хватает по теме урока.
|
Заканчивают предложенные фразы.
Анализируют содержание корзины идей, извлекают лишнее, добавляют необходимое.
|
Корзина идей заполнена по теме урока.
Подведен итог урока. |
Приложение 1.
|
Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу. |
|
Все предложения в тексте объединяет общая тема. Тема – это то, о чём автор пишет. |
|
В тексте можно определить основную (главную) мысль. Главная мысль – это то, что автор хочет сказать своим читателям, то, ради чего он пишет. |
|
В тексте автор может рассказывать о событиях, описывать предмет живой или неживой природы, рассуждать о чем-либо. |
|
В тексте можно выделить три части: вступление, основную часть и заключение. |
|
Текст, в котором автор рассказывает о событиях, называется повествованием. Повествовать – рассказывать, излагать. |
|
К тексту – повествованию можно задать вопросы: что случилось? где? когда? как случилось? |
|
В повествовании можно нарисовать несколько картинок. |
|
Прозаические тексты на письме оформляются одинаково: предложения записываются в строчку последовательно друг за другом по правилам русского языка. В тексте могут быть выделены красные строки (абзацы). |
|
В стихотворных текстах каждая фраза записывается с новой строки. |
|
Текст – это целое законченное сообщение, его всегда можно озаглавить. |
|
Заголовок текста (название) должно быть кратким и ярким. Оно отражает тему текста. Заголовок текста пишется на середине строки с большой буквы. Точка после заголовка не ставится. |
Приложение 2.
Текст-повествование |
|
Ключевые слова |
Опорные фразы |
Цель текста |
Рассказать, сообщить о событиях. |
Структура |
Три части: вступление, основная часть, заключение. |
Вопросы-помощники |
Что? Где? Когда? С кем? (случилось) |
Слова-помощники |
Глаголы передают и сменяют события. |
Приложение 2.
Прочитай предложения. Установи последовательность предложений. Обозначь её цифрами слева.
У неё было сломано крыло.
Он л(е,и)чил птичку.
В парке (П,п)етя увидел синич(ь, -)ку.
В(и,е)сной синич(ь,-)ка ул(е,и)тела.
Мальчик принёс бедня(ш,ж)ку д(а,о)мой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.