Конспект урока. Русский язык. Занков. Какие бывают в грамматике группы слов. Части речи. 2 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Русский язык 2А Какие бывают в грамматике группы слов. Части речи.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

 

Технологическая карта по русскому языку на тему:

«Какие бывают в грамматике группы слов? Части речи» (2 класс)

 

 

Выполнила:

студентка группы Ш – 46

Бодрова Виолетта Андреевна

Проверил:

Учитель 2 «А» класса

Кичигина Татьяна Петровна

___________________

Отметка «      » (___________________)

 

 

Соликамск, 2020

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема ур. / класс

«Какие бывают в грамматике группы слов? Части речи». 2 класс

УМК

«Система Л.В. Занкова»

Цели деятельности педагога

способствовать развитию умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают с частями речи, называть слова разных частей речи.

Тип урока

Закрепление ранее изученного.

Планируемые

образовательные

результаты

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, формируют мотивацию к учебной деятельности.

Метапредметные:

· регулятивные владеют способностью принимать и сохранять учебную задачу.

· познавательные оперируют базовыми предметными понятиями, находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 · коммуникативные умеют строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами, формируют собственное мнение и позицию.

Предметные: учащиеся научатся различать слова-названия предметов, слова- названия признаков, слова- названия действий; использовать специальную терминологию для их определения.

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Оборудование

Презентация, ноутбук, проектор, колонки, указка, учебник, листы А4 (3), карточки (части речи), магниты, карточки для парной работы с правилом (15).

 

 

 

 

 

 

Организационная структура урока

Этапы

 урока

Деятельность учителя

 

 

Готовность к уроку проверить заранее.

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежу-

точный

контроль

I. Орг. момент.

- Прозвенел звонок, настройтесь на урок. Тихонечко можно сесть.

- Посмотрим небольшой отрывок из советского мультфильма «Снеговик-почтовик».

Слайд Видео Снеговик-почтовик

- Кому Снеговик должен доставить письмо?

- Это советский рисованный мультфильм, снятый по сказке Владимира Григорьевича Сутеева. Сюжет разворачивается следующим образом: Снеговик, которого слепили ребята, в полночь оживает и должен передать письмо Деду Морозу. По дороге его ждут различные приключения. В конце Дед Мороз получает письмо и детей утром ждет сюрприз – новогодняя елка.

 

 

 

 

 

- Деду Морозу.

Фронтальная.

Л. Соблюдение правил поведения на уроке.

К. Готовность слушать учителя.

Зрительный контакт с детьми.

II. СТиЦ.

 

- Сегодня на уроке мы будем выполнять разные задания, чтобы помочь Снеговику доставить письмо.

- И первым заданием, которое встретилось нам пути, будет минутка чистописания.

 

 

 

 

 

Фронтальная.

Р.  принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Зрительный контакт.

III. Минутка чистописания.

 

- Обратите внимание на слайд. Сегодня 14 декабря – Праздник.

- А какой праздник?

- Международный день обезьян.

- Почему в слове «обезьян» пропущены буквы?

- Восстановите их. (с пояснением 1 ученик)

 

- А кто знает вид обезьяны, который начинается на букву О.

(это крупнейшая древесная обезьян).

По карточке разговор: Орангутан – это крупнейшая древесная обезьяна. Интересно, что орангутан настолько адаптировался к жизни среди деревьев, что даже воду пьет из листвы, дупел, или же слизывает после дождя с собственного тела. Интересно, что большие пальцы ног могут поворачиваться и противопоставляться остальным пальцам - это приспособление к лазанию по деревьям.

- Обратите внимание, как пишется слово орангутан? Поставьте ударение, назовите орфограммы.

- Слово орангутан образовано из малайского «оранг» - человек и «утан» - лес. Для жителей Юго-Востока Азии эти существа с умными глазами и длинной шерстью, обладающие невероятной силой, были отдельным племенем, «лесными людьми». А вот слово «утанГ» в этом же языке означает «долг». То есть, говоря орангутанГ мы искажаем значение слова, и произносим «должник» вместо «лесной человек».

- Запишите на листочках для минутки чистописания в 1 строчке соединение Оо.

- Далее запишите слово обезьяна до конца строки.

- В 3 строке слово орангутан.

- Подчеркните орфограммы.

- Следим за наклоном тетради, положением ручки в руке. Соблюдаем аккуратность, держим осанку.

- Теперь придумайте предложение со словом обезьяна, в котором все слова будут начинаться с буквы «о». В предложении может быть 4-5 слов.

- Я придумала такое предложение: Озорная обезьяна охнула от ошеломления.

- Что значит «охнула», «ошеломление»?

 

- Запишите данное предложение на листочке. Как записываем начало предложения? Что ставим в конце?

- Все записывают, комментирует (И.у.).

- Подчеркните все орфограммы. (один ученик комментирует у доски).

- Теперь обозначим части речи. Какое слово обозначает предмет? А ещё? Как называется такая часть речи? Какое слово обозначает действие предмета? Что это за часть речи? Какое слово обозначает признак предмета? А это какая часть речи? К какой части речи относится слово «от»?

- Назовите основу предложения (гл. члены предложения). Из каких членов предложения состоит основа? Подчеркните её соответствующими линиями.

- Хорошо, мы выполнили 1 задание, потренировались в письме и каллиграфии, что может в будущем помочь нам также, как и ребята, красиво писать письма.

- Поменяйтесь листочками. Простым карандашом поставьте отметки друг другу за работу. Передайте листочки с последних на первую парту. (учитель собирает)

- Посмотрите на слайд. Чем схожи предложения? Чем 2 предложение отличается от 1?

Чистенький чистильщик чистил чисто.

 

- Назовите части речи. Основу предложения.

 

(Наречие ЧИСТО относится к глаголу – Чистил. Чистил (как?) чисто)

- Посмотрите на ода предложения. Найдите слова, называющие предмет, признак предмета и действие предмета в каждом предложении. Укажите форму числа и рода этих слов.

- Снеговик уже поблагодарил нас за выполнение 1 задания. Но сейчас ему снова нужна наша помощь. По пути к Деду Морозу он потерял свой нос. Нам нужно помочь его отыскать.

- Для этого предлагаю разделиться на 3 поисковые команды (1,2 и 3 ряд). Я раздаю каждой группе лист А4 со словом. Ваша задача в течении 1 минуты придумать группой предложение на подобие «Чистенький чистильщик чистил чисто». Т.е. вам нужно придумать предложение, состоящее из родственных вашему слов слов.

- 1 ряд работает около 2 пары 1 ряда, 2 ряд около 3 парты 2 ряда, 3 ряд около 2 парты 3 ряда.

- Как мы работаем в группе? (Делим обязанности…)

- Обратите внимание на таймер, время пошло. Слайд таймер

- Садитесь на места. Из 1 группы с листом выходит (И.у.) и тд

- Прочитайте, что у вас получилось, правильно ли справились с заданием?

- Лучше всего справилась … группа.

- Молодцы, поисковые группы отлично справились и нашли морковь (нос снеговика). Он очень этому рад.

 

-  Международный день обезьян.

- орфограммы.

- о – сл. слово, е, разделит. мягкий знак.

 

- орангутан.

 

 

 

 

 

 

 

- о – сл.сл. а – сл.сл. без г на конце.

 

 

 

 

 

 

 

Записывают буквы и слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Произнесла «Ох», удивление.

- С загл. букв.

- Точку.

 

 

 

Обезьяна, ошеломления, имя существительное, охнула, глагол, озорная, имя прилагательное, это служ. Ч.р. – предлог.

Обезьяна охнула.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Все слова на 1 букву. Во 2 предложении все слова родственные и имеют 1 корень.

- И. прилагательное, существительное, глагол, наречие.

- Чистильщик чистил.

- в 1 предл. – ед. ч. Ж.р.

- во 2 предл. – ед. ч. М. р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выходят по 1 представителю от группы.

Фронтальная.

Индивидуальная.

Групповая.

Парная.

К. Умение слушать друг друга.

Л.  Сохранять мотивацию к учебе.

Л.  Проявлять интерес к новому учебному материалу.

П.  различать части речи, находить основу предложения.

Активное участие на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильное выполнение заданий учителя.

IV. Работа над новой темой урока.

 

 

 

 

 

 

 

 - А сейчас предлагаю выполнить следующее задание. (учитель открывает крыло доски)

- Ваша задача распределить слова на 2 группы (самостоятельные и служебные).

(И.у. к доске)

- Что спрятано над группами? Как можно озаглавить данную схему?

- Верно, Части речи. Именно над частями речи мы уже поработали и продолжим работать на протяжении урока.

- Мы с вами уже знаем, что существуют следующие грамматические группы слов – самостоятельные (обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета и слова-указатели) и служебные.

- Эти грамматические группы называются частями речи.

 

 

 

 

 

- Части речи.

Фронтальная.

Р. Определять самоцель на уроке.

П.  различать части речи, находить основу предложения.

Активное участие на уроке. Правильные ответы на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

Физминутка.

(на 20 минуте)

- Пора немного отдохнуть. Встаньте из-за парт. Разойдитесь по классу так, чтобы всем было удобно.

Видео Слайд Песенка Снеговик-почтовик.

 

- Садитесь на свои места.

Танцуют и поют.

Фронтальная.

Л. Положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.

Выполнение упражнений по образцу.

V. Работа над новой темой урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- На экране 2 загадки. Отгадайте их.

- Сейчас мы поиграем в игру «Выстрел». А стрелять мы будем снежками. У нас есть карта, на ней обозначены границы каждой части речи. Мы будем по очереди называть слово, а затем часть речи, к которой оно принадлежит. Проверять правильность выполнения задания мы будем, кидая снежки в разные части карты.

- Отвечаем быстро по поднятой руке. (И.у. будет проверять, для этого будет нажимать на слова и кидать снежок в правильное место).

Глаголы: стоит, ищут, откликается, поставлен.

Существительные: Антошка, ножке, дворе, дом, цепи, хозяин.

Прилагательные: -

Числительные: одной.

Наречия: -

Местоимения: его, он, нём.

Предлоги: на, во, на, в.

Частицы: не.

Союзы: а.

- Каких частей речи нет в данных предложениях?

- Молодцы, быстро справились с заданием. (больше всех отвечал И.у. - отметка)

 

- Снеговик, чтобы быстрее добраться до Деда Мороза, решил воспользоваться автомобилем. Но чтобы его завести, нужно объяснить пословицу.

- Попробуем это сделать: Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- Почему так говорят?

-  Пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь» предостерегает нас от принятия спонтанных решений, напоминает, что надо взвешивать каждый шаг, заранее предусматривать последствия своих дел.

- Назовите части речи, к которым относится каждое слово.

 

- Молодцы, своей эрудицией и знанием частей речи мы помогли Снеговику завести автомобиль.

- Гриб; Конура для собаки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прилагательных и наречий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Числ., сущ., гл., числ., сущ., гл.

Фронтальная, индивидуальная.

Р. Выполняют задания по инструкции учителя.

Л. Имеют желание работать.

К.  принимать участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению.

П.  различать части речи, находить основу предложения.

Активная работа на уроке. 

 

Работа в группе, в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Дополнительное задание.

- А сейчас мы поработаем в парах для закрепления знаний о частях речи. Каждой паре я раздам фрагмент правила. Ваша задача в течении 2 минут прочитать правило и обсудить его с соседом по парте. По окончанию времени каким-то из пар представится честь рассказать всем нам о том, что говорилось в вашем правиле.

- Как мы работаем в парах?

(учитель раздаёт задания)

- Обратите внимание на таймер, время пошло. Слайд таймер

- Время вышло, рассказывать о существительно пойдёт пара (Имена у.) и тд

- Молодцы, мы поделились полученными знаниями, отлично поработали в парах.

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная.

Парная.

К. Понимать речь учителя.

П. Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

П.  различать части речи, находить основу предложения.

Правильные ответы детей.

 

 

Записи в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЗ

- А на этом наш урок походит к концу. Мы помогли Снеговику-почтовику доставить письмо Деду Морозу, и тот подарил ребятам новогоднюю ёлку.

Слайд видео Дед Мород получил письмо, подарил ёлку.

- Открываем дневники, записываем домашнее задание:

Рабочая тетрадь стр. 36

Записывают в дневник.

Индивидуальная. Фронтальная.

Р. уметь оформлять записи в дневнике.

Записывают в дневник.

VII. Итог.

- На какие 2 группы делятся части речи.

- Какие части речи относятся к самостоятельным? К служебным?

- самостоятельные и служебные.

- Глаголы, существительные, прилагательные, числительные, наречия, местоимения.

Предлоги, частицы, союзы.

Фронтальная.

Р. Обсуждение и выстраивание своего мнения, суждения.

П. Делать выводы.

 

Ответы на вопрос.

 

 

 

 

 

VIII. Рефлексия.

- Давайте оценим нашу работу на уроке.

- Если вы считаете, что усвоили материал урока, подарите себе комплимент из предложенных прилагательных. (по поднятой руке) Слайд

- На этом всё, спасибо за урок!

Произносят слова.

Фронтальная.

Р. Оценивают результаты своей деятельности.

Л. ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.

Дети отвечают по руке.