Предмет: русский язык.
Класс: 2
Тема урока: орфограммы в корне слова.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Цель урока: 1. Закрепить способы проверки орфограмм корня: безударная гласная, проверяемая ударением; правописание парных согласных, непроизносимых согласных.
2. Решать орфографические задачи в корне слова.
Формы и методы: самостоятельная работа, фронтальный опрос, коллективная работа
Планируемые
результаты:
Личностные: познавательный интерес к наблюдениям за словом,
представление о богатых возможностях русского языка, появление элементов
сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. Удовлетворение от
осознания своих достижений, от преодоления возникавших учебных затруднений.
Положительное отношение к учению, элементы уважения к себе как обучающейся
личности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия ; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Осознавать и принимать учебную задачу. Планировать свои действия, выполнять учебные действия в речевой или умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой), вносить коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления
Познавательные: выполнять
учебные действия, работая с дидактическим материалом, наблюдать за
использованием средств языка, анализировать, сравнивать, делать выводы,
обобщать изученные тайны нашего языка.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказываать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Создавать устные высказывания, выбирать наиболее точные языковые средства.
Задания-измерители:
Списывание с исправлением ошибок, индивидуальная работа, коллективная работа.
Ход урока:
Этапы урока, время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Орг. этап |
– Здравствуйте. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Обратите внимание, у нас на уроке гости, поприветсвуйте их. Присаживайтесь. – Проверьте свою готовность к уроку. Все готовы? – Хорошо, тогда начнем. |
Поздоровались и присели.
– Да. |
Актуализация знаний. |
– Я прошу поднять руки тех учеников, кто знаком с фиксиками и ДимДимычем. – Спасибо, опускайте. Дело в том, что буквально вчера вечером мне позвонил ДимДимыч и сообщил, что у него случилась беда: он получил 2 по русскому языку! Обратившись за помощью к фиксикам, он узнал, что они уехали на день рождения к своему другу! И теперь ДимДимыч не знает, что же ему делать… Я предложила ему свою помощь, но поняла, что самой мне не справиться. И тут я вспомнила, что во 2-Е классе есть ученики, которые готовы прийти на помощь в трудную минуту! Я ведь не ошиблась, правда? – Отлично! Сегодня на уроке мы будем «помощниками». У вас на столах лежат «Журналы помощников». Там мы будем фиксировать наши записи. Готовы стать помощниками? ДимДимыч прислал фотографию своей домашней работы, по которой получил «двойку». Посмотрите, какие ошибки он допустил? – Можете ли вы исправить эти ошибки? Как надо действовать? Давайте попробуем! (подобрать проверочное слово и назвать орфограмму, на которую была допущена ошибка) |
Поднимают руки.
Слушают учителя.
– Да!
– Да! Смотрят на слайд на экране.
По одному исправляют ошибки, подбирая проверочные слова и называя орфограммы. |
Постановка темы и цели урока, мотивация учебной деятельности |
– Вы замечательно справились! А теперь подумайте, какую тему ДимДимыч плохо усвоил? – Верно. Что нам предстоит сделать на уроке русского языка? – Молодцы! Для начала нам нужно напомнить ДимДимычу, какие умения пригодятся сегодня на уроке: 1. Ставить ударение и выделять корень слова. 2. Делить слова на слоги. 3. Определить тип орфограммы 4. Устанавливать связь между частями речи. 5. Подбирать способ проверки. 6.Определять число имени существительного. – Посмотрите, у нас получился план урока, которому мы будем следовать. – Хорошо! Но поскольку мы ещё только начинаем учиться грамоте, то, конечно же, не со всеми проблемами можем справиться. Давайте попробуем определить свои возможности как грамотных людей. Перед вами лестница Грамоты. Куда бы вы поместили себя на нелегком пути к вершине лестницы? – У вас на партах журналы помощника. Внизу есть две строки: начало пути и конец пути. Там, где начало, поставьте цифру, которая соответствует той ступени, на которой вы, по вашему мнению, находитесь. – А теперь отправляемся покорять вершины и помогать ДимДимычу! Переходим к работе в журнале помощника. Но для этого надо подготовить наши пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика. – Поставьте свои локти на парту. С каждым моим словом вам нужно, чтобы пальчики коснулись друг друга. Начинаем с большого.
– А теперь попробуйте повторить это с соседом по парте. – Какое сегодня число? – Верно. Я попрошу вас открыть журнал и записать число. А правильно записать нам поможет Диктор. Поднимите руки, кто сможет пояснить значение этого слова? Кто хочет продиктовать?
|
– Орфограммы в корне слова.
– Повторить эти орфограммы! Называют умения.
Смотрят на экран.
Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят: Желаю (большой) Успеха (указательный) Большого (средний) Во всём (безымянный) И везде (мизинец) Здравствуй! (вся ладошка)
– 14 февраля.
– Диктор – человек, который орфорграфически диктует текст. То есть произностит его правильно. Поднимают руки. |
Применение знаний на практике |
– Посмотрите на экран: Для того чтобы решить первую учебную задачу, нам нужно поставить в словах ударение и выделить корень. – Запишите слова под диктовку в столбик, обозначьте орфограммы. Сверьтесь с экраном. – Справились ли мы с первой учебной задачей? Переходим ко 2 учебной задаче. Какие типы орфограмм вы нашли в этих словах? – Около каждого слова поставьте цифру, соответствующую типу орфограммы: 1. Безударные гласные в корне слова. 2. Непроизносимые согласные в корне слова. 3. Парные согласные в корне слова. – Справились ли мы со второй учебной задачей?– Все верно! Переходим к 3 учебной задаче. В одном из заданий ДимДимычу нужно подобрать слово, которое будет проверочным. Поможем ему? На экране появляется слайд с заданием: сосна сосны,сосновый листы листики,листовой стонал стон, стонать гриб грибок,грибник местный местечко,место |
Смотрят на экран. Сосна, листы, стонал, сугроб, гриб, солнце. Записывают.
Записывают.
Выполняют задание.
Отвечают на вопрос.
Ищут проверочное слово |
Физкультминутка |
– Какой же умный 2-Е класс! Молодцы! Вы, наверное, устали? Давайте отдохнем! Поднимайтесь со своих мест и повторяйте за мной. |
Повторяют за учителем. |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. |
– Ну, что, продолжим? Ребята, вы все знаете что такое смс? В нашей жизни мы часто пользуемся отправлением таких сообщений. Очень важно это делать грамотно.ДимДимычу прислал Васька смс.Чтобы его прочитать нужна ваша помощь. Сейчас вы будете работать корректорами. У вас на партах листочки с текстом «СМС». Начинайте работу. Будьте внимательными. – Проверяем! Посчитайте, сколько ошибок в тексте. (9) Про какую орфограмму забыл Васька? Как её проверить? А какие ещё орфограммы Васька забыл и сделал ошибки?
– А теперь у вас перед глазами исправленный текст смс. Спишите его правильно в журнал. Графически выделите орфограммы. -Кто справился с работой, проверил, то выполняет дополнительное задание. Во 2-м предложении подчеркнуть главные члены предложения и надписать все известные части речи..(Сравните свою работу с работой соседа) Если есть время: Ребята,в нашем тексте ребята пошли в рощу сами.Скажите,можно ли ходить в лес без взрослых?Почему?А что вы можете сказать про грибы,какие они бывают? |
Приступили к работе.
– Побежали - бег, пробежка. В лесочке – лес. Мальчики – безударная гласная и, слово словарное. Крепкий - крепенький, крепок, крепыш. Гриб – грибы, грибок. Илья – разделительный ь. Саша – пишется с заглавной буквы, т.к. это имя. В лесочке – чк пишу без ь. В рощу – щу пишу с у. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) |
– Давайе вернемся к началу урока и вспомним, какая задача перед нами стояла. – Для чего нам это было нужно? – Вспомним нашу лестницу Грамоты. На какой ступеньке к вершине горы Грамоты вы сейчас находитесь? Запишите эту цифру в конце пути. – Хорошо, спасибо. Скажите, помогли ли мы ДимДимычу усвоить эту тему? – Я тоже так думаю! А помогли ли вы себе? – Кто поднялся по лестнице пути? – Кто остался на месте? |
– Повторить орфограммы в корне слова. – Чтобы помочь ДимДимычу.
Ответы детей. – Да, помогли!
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
– Молодцы! Но чтобы закрепить знания по теме «Орфограммы в корне слова», откройте конверты, которые лежат у вас на столах. Дома вам нужно выполнить два задания: 1. Найти и исправить ошибки в корнях слов. 2. Подобрать к ним проверочные слова. А записать все это нужно в журналах помощников. |
Слушают объяснение домашнего задания. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.