Русский язык 4 класс урок №
Тема: Части речи. Признаки частей речи.
Цели: актуализировать знания об одушевлённых и неодушевлённых, собственных и нарицательных именах существительных; развивать умения распознавать части речи и определять их признаки.
Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Тип-УНЗ
Оборудование:карточки, таблица частей речи
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания (Учащиеся по цепочке называют части речи в предложениях.)
III. Актуализация знаний
Распределительный диктант
— Запишите имена существительные в три столбика: мужского рода, женского рода, среднего рода.
Глушь, солнце, плащ, молодёжь, окно, ночь, борщ, молоко, товарищ, здоровье, мелочь, помощь.
(Один ученик работает на откидной доске. Взаимопроверка, самооценка.)
— Подчеркните орфограммы в словах.
— Какие орфограммы вы подчеркнули в именах существительных женского и мужского рода?
— Придумайте ещё по одному слову с такими же орфограммами.
— Разберите по составу слово здоровье.
(Два ученика выполняют грамматические разборы на откидной доске.)
IV. Мотивация уч. деятельности
— Рассмотрите таблицу на с. 69 учебника.
— Прочитайте грамматический признак в первой строке. К какой части речи он относится?
— Прочитайте грамматический признак в следующей строке. Какие части речи могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?
— Какие части речи могут изменяться по числам?
— Какие части речи могут изменяться по падежам?
— Как определить падеж?
— Какие части речи изменяются по родам?
— Изменяются ли по родам имена существительные? (Нет, имя существительное имеет постоянную форму рода.)
— Изменяются ли по родам имена прилагательные? (Да.)
— В какой форме изменяются по родам глаголы? (В форме прошедшего времени.)
— Какие местоимения изменяются по родам? (Личные местоимения 3-го лица.)
— Какие части речи имеют признак времени?
— Какие части речи имеют категорию лица? (Местоимения, глаголы.)
— Изменяются ли эти части речи по лицам или лицо — постоянный признак?
— Какую синтаксическую роль может выполнять в предложении имя существительное?
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить грамматические признаки изученных частей речи, научиться их определять.)
V. Первичное восприятие н\м
Работа по учебнику
Упр. 116 (с. 70).
— Прочитайте.
— Какая часть речи помогает перечислить предметы и явления окружающего мира? Приведите примеры. (Имя существительное.)
— Какая часть речи помогла автору выразить своё отношение к увиденному? (Чудная картина. Чудная — имя прилагательное.)
— Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова, перечислите их признаки.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, самооценка.)
Упр. 117 (с. 70).
— Прочитайте.
— Составьте пословицы. Объясните их смысл.
— Приведите примеры изученных частей речи в этих предложениях.
— Назовите в каждой пословице словосочетания, в которых имя существительное является главным словом.
— От чего зависят род, число, падеж имён прилагательных?
— Какой грамматический признак можно определить у имён числительных? Как его определить?
— Выполните письменные задания к упражнению.
(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова бьёт. Самопроверка, самооценка.)
VI. Физкультминутка
VII. Первичное закрепление изученного материала
«Письма загадки».
- Ребята, я вам приготовила загадки о частях речи. Каждая группа получит загадку, прочитает, обсудит и определит о какой части речи говорится.
План выступления.
1. Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я часто стою рядом с предлогом, мы дружим. Догадались, кто я?
- Какие морфологические признаки у имени существительного?
2.Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Оно командует, в каком числе роде или падеже мне стоять. Узнали меня?
- Какие морфологические признаки у имени прилагательного?
3. Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Узнали меня?
- Какие морфологические признаки у глагола?
4.Привет! Я – служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья – имя Существительное и имя Прилагательное. Они самостоятельные части речи, а я служебная. Узнали меня?
5. Я о себе такого мненья -огромна роль моя:
Я делу отдаюсь сполна. Я заменяю имена.
Я заменяю известную часть речи. Узнали меня?
- Какие морфологические признаки у местоимения?
VIII. Рефлексия
— Подберите к каждому имени прилагательному подходящее существительное, составьте словосочетания и запишите их. Укажите число и род имён прилагательных, выделите в них окончания.
Крупный, огромный (зёрна, озеро); ценный, дорогой (совет, вещь); дружеский, дружный (совет, команда). (Коллективная проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие грамматические признаки можно определить у имён существительных и прилагательных?
— Что надо знать о написании родовых окончаний имён прилагательных?
— Что общего в формах изменения имён прилагательных и имён существительных?
Домашнее задание 1гр.-Упр. 118, 2гр.- 119 (с. 71).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.