Конспект урока русского языка. 4 класс.
Тема урока: «Лексическое значение слова».
Оборудование к уроку: учебник Русский язык 4 класс 1 часть, карточки с заданиями
Тип и вид урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока: Вспомнить что такое слово и его лексическое значение, развивать умение определять слово по лексическому значению.
Задачи урока:
Образовательные:
· познакомить с понятиями «слово» и «значение»
· овладеть культурой выражения чувств через слова
Развивающие:
· развивать коммуникативные способности учащихся;
· информационную грамотность учащихся;
Воспитательные:
· прививать интерес к русскому языку, любовь к родному слову.
Планируемые результаты:
Предметные:
Умение определять лексическое значение слова;
Личностные:
умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
постановка учебной задачи;
определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
оценивание качества и уровня усвоения материала
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
подведение подпонятие
Коммуникативные УУД:
инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;
контроль, коррекция, оценка действий партнёра
Форма урока: фронтальная, групповая
Методы: словесный метод; наглядный метод
Структура урока:
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечания |
Организационный момент |
- Добрый день, ребята! На столах у вас по два смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат. Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок! … Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
|
Ребята выбирают и показывают смайлики
Дети поворачиваются и улыбаются друг другу
|
|
Постановка темы урока |
-Откройте учебник на с.42 и определите тему нашего урока |
Дети открывают учебники
|
|
Актуализация знаний
Обобщение и систематизация знаний
|
-Что такое слово -Ребята, слово- это обозначение того, о чём мы можем подумать. Ведь всё о чем мы можем подумать, возможно выразить словами. -Ребята, что такое значение слова? -Значение слова- это заключенный в слове смысл. - Приведите примеры слов и скажите его значение Если дети затрудняются я одно слово разбираю вместе с ними. -Например ручка. Какое у нее значение? Мы ей пишем, это школьная принадлежность. Теперь вы приведите примеры слов и объясните их значение. -Давайте обратимся с вами к упражнению 57. Прочитайте задание -Ребята, что нам нужно сделать в этом задании? -Давайте с вами прочитаем первое высказывание -Давайте прочитаем второе высказывание -Давайте с вами разберем трудные слова в первом высказывании - Русский язык, вам понятны эти слова? -Слово Язык – это многозначное слово, значит у него несколько значений, как вы думайте какие могут быть значения? Если дети затрудняются, помогаю ответить. -Слово неисчерпаемо вам понятно? -Давайте подберем синонимы к этому слово? -Слово обогащается вам понятно? -Давайте подберем синонимы к этому слову? -Слово поражающей вам понятно? -Давайте подберем синонимы к этому слово? -Откройте тетрадь, пропустите две строчки, запиши число и классная работа. -Перед тем как записать высказывание, давайте я его вам прочитаю. -Теперь запишите первое высказывание и не забудьте написать автора. -Давайте прочитаем, что у вас получилось -Ребята давайте повторим трудные слова хором -Не-ис-чер-па-е-мо -Обо-га-ща-е-тся -По-ра-жа-ю-щей ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Буратино потянулся Раз нагнулся, два нагнулся Руки в стороны развел Ключик видно не нашел Чтобы ключик нам достать Нужно на носочки встать. -Давайте теперь обратимся к упражнению 58. - Рассмотрите рисунки
- Назовите предметы
-Какие предметы вы затруднились назвать? Почему? -Ребята это чернильница, для того чтобы писать пером нужны были чернила и поэтому в эту чернильницу наливали чернила, окунали туда кончик пера и писали. -Запишите пять слов названий-предметов. -Поднимите руки кто выполнил задание Учитель спрашивает одного из учеников прочитать какие слова он записал, параллельно он спрашивает орфографию слова, без ошибок ли написано в тетради и просит объяснить значение. -Теперь, ребята, давайте повторим что такое слово и какое может быть значение слова. Читаем на странице 42 внизу со слов «Слова служат…» -Ребята, то что обозначает слово – это какое значение? -Где разъясняют лексическое значение слов? -Ребята, обратимся у упражнению 59 -Прочитайте задание -…-столица России. Что является столицей России? -Значит как записываем? За место пропущенного места вставляем слово Москва, но для начала вспомним, как мы записываем, название городов, имен и т.д.? -А еще почему мы будем записывать с большой буквы? Если затрудняются с ответом -Потому что это начало предложения Аналогично делаем со всеми предложениями в этом упражнении - Ребята, сейчас мы обратимся к упражнению 61 -Прочитайте задание -Теперь давайте прочитаем слова -Все ли слова вам понятны? -Давайте разберем те слова, которые вам неизвестны -Слово ямщик кто-нибудь знает? -Ребята это рабочий, в обязанности которого входило содержание станции, лошадей, перевоз почты и пассажиров. Показываю картинку -Что такое комбайнер знайте? -Это работник сельского хозяйства, профессиональной деятельностью которого является вождение уборочного комбайна Показываю картинку -Кто знает что такое кольчуга? - Доспех, рубашка из железных колец. Защита от поражения холодным оружием Показываю картинку -Ребята, что такое око? Это Обозначает "глаз". Во множественном числе очи, т.е «Глаза» - Что такое карета? - Это закрытая пассажирская повозка, но не только бывают закрытые, но открытые тоже есть Показываю картинку -Знайте кто такой купец? - Это человек (торговец), занятый в сфере торговли. А еще это богатый человек. Показываю картинку -Ребята, кто такой рыбарь? -Ребята это рыбак Показываю картинку -Ребята, какие из данных слов являются устаревшими и которые сейчас не используются, а какие современными и недавно пришли в наш язык? -Ребята давайте устно распределим эти слова в алфавитном порядке |
Ответы детей
Дети затрудняются
-Стол. Мы на нем пишем, едим. Предмет мебели.
Дети читают задание
-Нам нужно прочитать высказывания Дети читают
Дети читают
-да
-Язык, как орган речи, и язык, какой язык, т. е. русский или английский.
-нет
-Безграничный, бесконечный -нет
-Пополняется, дополняется
-нет
-Удивительной
Дети открывают тетради, записывают число и классная работа
Дети слушают
Ребята записывают первое высказывание
Один из детей читает, что он записал в тетради
- Не-ис-чер-па-е-мо -Обо-га-ща-е-тся -По-ра-жа-ю-щей
Дети рассматривают рисунки - Компьютер, кот, месяц, телефон, валенки, видеокамера, ручки, спаги -Мы не знаем предмет во что вставлено перо
Дети слушают
Дети читают
-Лексическое
-В толковых словарях
Дети читают задание -Москва
-С большой буквы
Дети читают задание Дети читают слова
-Нет
-Нет
-Нет
-Нет
-Нет
Затрудняются
Дети отвечают
Дети с помощью учителя расставляют слова в алфавитном порядке. |
|
Рефлексия |
-Что мы вспомнили сегодня? -Ребята у вас с начала урока остались два смайлика грустный и веселый, поднимите один смайлик, которые описывает ваше настроение в конце нашего урока и если урок вам понравился -Домашнее задание, с.43 ур.60 -Спасибо за урок! |
Дети отвечают на вопросы Дети поднимают смайлики
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.