Конспект урока русского языка. 4 класс. Тема урока: «Лексическое значение слова».

  • docx
  • 03.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект по русскому 4 кл.docx

Конспект урока русского языка. 4 класс.

Тема урока: «Лексическое значение слова».

Оборудование к уроку: учебник Русский язык 4 класс 1 часть, карточки с заданиями

Тип и вид урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока: Вспомнить что такое слово и его лексическое значение, развивать умение определять слово по лексическому значению.

Задачи урока:

Образовательные:

·        познакомить с понятиями «слово» и «значение»

·        овладеть культурой выражения чувств через слова

Развивающие:

·        развивать коммуникативные способности учащихся;

·        информационную грамотность учащихся;

Воспитательные:

·        прививать интерес к русскому языку, любовь к родному слову.

Планируемые результаты:

Предметные:

Умение определять лексическое значение слова;

Личностные:

умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

постановка учебной задачи;

определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

оценивание качества и уровня усвоения материала

Познавательные УУД:

 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

 подведение подпонятие

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

контроль, коррекция, оценка действий партнёра

Форма урока: фронтальная, групповая

Методы: словесный метод; наглядный метод

 

 

 

Структура урока:

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Организационный момент

 - Добрый день, ребята! На столах у вас по два смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок! … Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

 

 

Ребята выбирают и показывают смайлики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети поворачиваются и улыбаются друг другу

 

 

 

Постановка темы урока

 -Откройте учебник на с.42 и определите тему нашего урока

Дети открывают учебники

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение и систематизация знаний

 

-Что такое слово

-Ребята, слово- это обозначение того, о чём мы можем подумать. Ведь всё о чем мы можем подумать, возможно выразить словами.

-Ребята, что такое значение слова?

-Значение слова- это заключенный в слове смысл.

- Приведите примеры слов и скажите его значение

Если дети затрудняются я одно слово разбираю вместе с ними.

-Например ручка. Какое у нее значение? Мы ей пишем, это школьная принадлежность. Теперь вы приведите примеры слов и объясните их значение.

-Давайте обратимся с вами к упражнению 57. Прочитайте задание

-Ребята, что нам нужно сделать в этом задании?

-Давайте с вами прочитаем первое высказывание

-Давайте прочитаем второе высказывание

-Давайте с вами разберем трудные слова в первом высказывании

- Русский язык, вам понятны эти слова?

-Слово Язык – это многозначное слово, значит у него несколько значений, как вы думайте какие могут быть значения?

Если дети затрудняются, помогаю ответить.

-Слово неисчерпаемо вам понятно?

-Давайте подберем синонимы к этому слово?

-Слово обогащается вам понятно?

-Давайте подберем синонимы к этому слову?

-Слово поражающей вам понятно?

-Давайте подберем синонимы к этому слово?

-Откройте тетрадь, пропустите две строчки, запиши число и классная работа.

-Перед тем как записать высказывание, давайте я его вам прочитаю.

-Теперь запишите первое высказывание и не забудьте написать автора.

-Давайте прочитаем, что у вас получилось

-Ребята давайте повторим трудные слова хором

-Не-ис-чер-па-е-мо

-Обо-га-ща-е-тся

-По-ра-жа-ю-щей

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

-Давайте теперь обратимся к упражнению 58.

- Рассмотрите рисунки

 

- Назовите предметы

 

 

-Какие предметы вы затруднились назвать? Почему?

-Ребята это чернильница, для того чтобы писать пером нужны были чернила и поэтому в эту чернильницу наливали чернила, окунали туда кончик пера и писали.

-Запишите пять слов названий-предметов.

-Поднимите руки  кто выполнил задание

Учитель спрашивает одного из учеников прочитать какие слова он записал, параллельно он спрашивает орфографию слова, без ошибок ли написано в тетради  и просит объяснить значение.

-Теперь, ребята, давайте повторим что такое слово и какое может быть значение слова. Читаем на странице 42 внизу со слов «Слова служат…»

-Ребята, то что обозначает слово – это какое значение?

-Где разъясняют лексическое значение слов?

-Ребята, обратимся у упражнению 59

-Прочитайте задание

-…-столица России. Что является столицей России?

-Значит как записываем? За место пропущенного места вставляем слово Москва, но для начала вспомним, как мы записываем, название городов, имен и т.д.?

-А еще почему мы будем записывать с большой буквы?

Если затрудняются с ответом

-Потому что это начало предложения

Аналогично делаем со всеми предложениями в этом упражнении

- Ребята, сейчас мы обратимся к упражнению 61

-Прочитайте задание

-Теперь давайте прочитаем слова

-Все ли слова вам понятны?

-Давайте разберем те слова, которые вам неизвестны

-Слово ямщик кто-нибудь знает?

-Ребята это рабочий, в обязанности которого входило содержание станции, лошадей, перевоз почты и пассажиров.

Показываю картинку

-Что такое комбайнер знайте?

-Это работник сельского хозяйства, профессиональной деятельностью которого является вождение уборочного комбайна

Показываю картинку

-Кто знает что такое кольчуга?

- Доспех, рубашка из железных колец. Защита от поражения холодным оружием

Показываю картинку

-Ребята, что такое око? Это Обозначает "глаз". Во множественном числе очи, т.е «Глаза»

- Что такое карета?

- Это закрытая пассажирская повозка, но не только бывают закрытые, но открытые тоже есть

Показываю картинку

-Знайте кто такой купец?

- Это человек (торговец), занятый в сфере торговли. А еще это богатый человек.

Показываю картинку

-Ребята, кто такой рыбарь?

-Ребята это рыбак

Показываю картинку

-Ребята, какие из данных слов являются устаревшими и которые сейчас не используются, а какие современными и недавно пришли в наш язык?

-Ребята давайте устно распределим эти слова в алфавитном порядке

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети затрудняются

 

 

 

 

 

 

 

-Стол. Мы на нем пишем, едим. Предмет мебели.

 

Дети читают задание

 

 

-Нам нужно прочитать высказывания

Дети читают

 

Дети читают

 

 

 

 

-да

 

-Язык, как орган речи, и язык, какой язык, т. е. русский или английский.

 

 

 

 

-нет

 

-Безграничный, бесконечный

-нет

 

-Пополняется, дополняется

 

-нет

 

-Удивительной

 

Дети открывают тетради, записывают число и классная работа

 

Дети слушают

 

 

Ребята записывают первое высказывание

 

Один из детей читает, что он записал в тетради

 

 

- Не-ис-чер-па-е-мо

-Обо-га-ща-е-тся

-По-ра-жа-ю-щей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают рисунки

- Компьютер, кот, месяц, телефон, валенки, видеокамера, ручки, спаги

-Мы не знаем предмет во что вставлено перо

 

Дети слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают

 

 

 

 

 

-Лексическое

 

-В толковых словарях

 

 

 

Дети читают задание

-Москва

 

-С большой буквы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают задание

Дети читают слова

 

-Нет

 

 

-Нет

 

 

 

 

 

 

 

-Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

-Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Нет

 

 

 

 

Затрудняются

 

 

Дети отвечают

 

 

 

 

 

Дети с помощью учителя расставляют слова в алфавитном порядке.

 

Рефлексия

-Что мы вспомнили сегодня?

-Ребята у вас с начала урока остались два смайлика грустный и веселый, поднимите один смайлик, которые описывает ваше настроение в конце нашего урока и если урок вам понравился

-Домашнее задание, с.43 ур.60

-Спасибо за урок!

Дети отвечают на вопросы

Дети поднимают смайлики