Конспект урока русского языка для 3 класса Тема урока: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Оценка 4.8

Конспект урока русского языка для 3 класса Тема урока: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Оценка 4.8
docx
03.04.2020
Конспект урока русского языка для 3 класса  Тема урока: Правописание слов с непроизносимыми согласными  в корне.
Правописание непроизносимых согласных звуков в корне слова.docx

Конспект урока русского языка для 3 класса

Тема урока: Правописание слов с непроизносимыми согласными  в корне. 

Тип и вид урока: открытие  новых знаний.

Цели урока: научить детей определять в слове непроизносимой согласной и проверять слова с данной орфограммой.

Задачи урока:  

·     Учить:  группировать орфограммы по типу орфограммы, по месту  орфограммы в слове;

·     Развивать: а) умение сотрудничать, сравнивать, обобщать;

                      б) умение выполнять самопроверку, взаимопроверку;

                      в) умение осуществлять действия самоконтроля, взаимоконтроля.

·      Воспитывать аккуратность.

Планируемые результаты:

Предметные:

ученик учится грамотно строить устную речь, используя нужные слова;

ученик научится аргументированно отвечать, доказывать свое мнение;

ученик получит возможность научиться анализировать, делать выводы, сравнивать.

Личностные:  мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия: 

·       определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

·       корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Познавательные универсальные учебные действия: 

·         ориентироваться в учебном материале:

·         определять круг своего незнания;

Коммуникативные универсальные учебные  действия: 

·     Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.

Форма урока: побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, групповая работа, использование ЭОР.

Технология , методы, приемы:  системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа, использование ЭОР.

Структура урока:

 

Этапы урока

Ход урока

Примечания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1)Организация на урок

Мотивация к деятельности

Время:

- -Сядьте правильно. Спины выпрямили. Ноги должны стоять на полу.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

 

-Начнем наш урок с того, что проведём мозговую разминку:

Алфавит

 

Это упражнение для развития мышления, внимания и улучшения работоспособности. Кроме того, «Алфавит» помогает снять эмоциональное напряжение и перезапустить мозг.

 

Работа заключается в следующем. Под каждой буквой есть пометка — Л, П, В. «Л» означает, что нужно поднять левую руку, «П» — правую, «В» — обе руки. Вам необходимо одновременно произнести букву алфавита и выполнить движение, отмеченное под буквой.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р

в  л  п л п  в  в  л  п в  п  в  л  в  п л

С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

в  в  п  п  л л  п  п   в   л  п  в л  п   в

 

- Молодцы, а теперь…

Дети приветствуют учителя, настраиваются на урок и успокаиваются.

 

 

 

Ребята открывают тетради, отступают 2 линейки вниз, записывают число, классная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

http://slovar.kakras.ru/img-slov/ru.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно записать на доске, а можно создать презентацию

 

 

 

2) Закрепление пройденного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация изученного.

Время:

-К нам в гости пришел гость-это:

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

 

-Запишите в тетради слово «Белка» (с большой буквы, поставьте запятую).

- Как называют детёныша белки?

- Запишите слово «бельчонок» в тетрадь, поставьте точку.

- Как мы с вами образовали слово бельчонок? Мы прибавили суффикс, при этом, обратите внимание – в корне слова произошло чередование гласного.

- Разберите эти слова по составу…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- К нам пришёл бельчонок. Давайте поздороваемся с ним, скажем: «Здравствуй, бельчонок!»

-Бельчонок подготовил для нас слова, он записал их на доске.

 - Давайте прочитаем их орфографически, т. е. так, как они пишутся.

-Молодцы! А теперь прочитаем орфоэпически, т. е. так, как они произносятся.

-Что вас удивило, что интересного заметили?

 

-Какой же у нас возникает вопрос?

 

-Почему?

-Перед нами встал вопрос:  Почему в некоторых словах «Т» не произносится?

-Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос.

-Давайте сформулируем тему нашего урока, исходя из того, о чем мы сейчас говорили.

- Какие задачи поставим?

 

 

-Что придётся выяснить?

 

 

 

 

белка

 

 

 

 

бельчонок.

 

 

 

 

Для того, чтобы разобрать слово "БЕЛКА" (существительное) по составу, определяем корень слова, подбирая однокоренные слова - белки, белкин, белкой, белке и т.д. Значит, корень слова - "БЕЛК". Окончением данного слова будет "А". Основа слова БЕЛК

http://cdn01.ru/files/users/images/28/a4/28a46bd574f7a81efc30949398a38677.png

-Здравствуй, бельчонок!

 

 

 

-Известный, вести,  прелестный,  прелести, местный, местечко.

 

Читают слова с доски

 

 

-Мы заметили, что, когда произносим слова, то букву «т» в некоторых словах мы не произносим, а на письме мы ее пишем

-Почему буква «т» везде пишется, но не везде произносится

Затрудняются ответить

 

 

 

 

 

-Непроизносимые согласные в корне слова

 

- Научимся проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова и грамотно писать.

- Когда и какие согласные в корне могут быть непроизносимыми и надо ли писать букву, которая не произносится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети

3)Работа по теме урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5) Рефлексивный этап.

Подведение итогов урока.

Время:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте разбираться, как проверить парный согласный в корне слова и на конце его?

-Рассмотрим слово «местный».

- Пропустите строчку, запишите слово в тетрадь с большой буквы…

- Как же мы будем действовать?

Сначала нам надо изменить форму слова.

- Звук «т» произносится?

-Подберём однокоренное слово так, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный.

-Слышим звук «т»?

-Гласный помогает услышать согласный [т].

- Поставьте тире, запишите слово «место» в тетрадь.

- Давайте сделаем вывод, что нам надо сделать, чтобы проверить непроизносимый согласный?

-Совершенно верно! Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы он отчётливо произносился и после согласного стоял гласный.

-Давайте проверим, правильно ли мы думаем. Сверим наше высказывание с правилом в учебнике.

-Открываем учебник на стр. 118, находим правило в желтой рамочке. Поставили на него все палец. Читаем.

- Подтвердилось ваше предположение?

-Как же нам проверить непроизносимую согласную?

 

-Верно!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы снежинки, мы пушинки, покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки, мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили, крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли и от стужи сберегли.

-А сейчас, ребята, мы рассмотрим  ещё слова с непроизносимыми  согласными и узнаем в каких случаях согласный будет непроизносимым.

-В этом нам поможет упр.223 на стр. 117.

-Давайте прочитаем слова орфографически, т. е. так, как они пишутся.

-Молодцы! А теперь прочитаем орфоэпически, т. е. так, как они произносятся.

-Какие согласные не произносятся?

-Сколько согласных букв стоят рядом?

- Пропустите строчку, запишите Упр.223.

Запишите слова в тетрадь…

- Назовите сочетания букв в слове, где согласный не произносится:

На доске: здн праздник

                 вств здравствуй, чувство

                 рдц  сердце

                 лнц солнце

                 стн тростник, честный

                 стл счастливый

подчеркните буквосочетания…

-Когда согласный может не произноситься?

 

-Верно! Согласный может не произносится  если в слове встречается сразу 3-4 согласных.

-Теперь нам надо выстроить план действий: (на карточках на доске)

1.Выделим корень.

2.Смотрим на сочетаемость согласных.

3.Проговариваем слово орфоэпически и слушаем,  произносятся ли все согласные звуки.

4.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился  или после непроизносимого согласного стоял гласный.

5.Делаем вывод.

-Потренируемся.

Прочитайте строчки из известного стихотворения А. С. Пушкина:

 

Моро… и со…нце день чудес…ный!

Ещё ты дремлешь дру… прелес…ный.

-Наша задача вставить пропущенные буквы(работа выполняется коллективно)

-Первое слово с пропуском- моро…

-Как будем рассуждать?

                

 

 

-Слово со…нце. Как будем рассуждать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Чудес…ный.

 

-Дру…

 

 

 

-Прелес…ный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Откроем тетради, пишем на следующей строчке стихотворение с доски, выделяя орфограммы, в скобках пишем проверочные слова.

-Отложили тетради и ручки, все внимание на меня.

-Наш гость Бельчонок приготовил для вас загадки, попробуем их отгадать( правильный ответ вывешиваю на карточке на доску,)

Он прекрасный и чудесный

В этот день он для тебя

Словно радость и улыбка

Поздравляют все тебя

 

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук

 

Колобок - горячий бок.

Ох, не любит лежебок.

Тучу-платье надевает

Раньше всех оно встаёт. 

 

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «Привет!»

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик….»

-Спишите слова в тетрадь и подчеркните сочетания букв в слове.

(проверить)

- Какова тема нашего урока? 

 

- Какова цель нашего урока? 

 

 

- Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком? 

  

-Достигли мы цели?

-Ребята, у вас на парте есть 3 кружка( зеленый, красный, жёлтый)

Оцените кружком ваше настроение на уроке:

Зеленый- отличное

Желтый- хорошее

Красный- плохое

Ребята, вы были очень активны на уроке, выполняли задания разного уровня сложности. Вы все молодцы. Мне было приятно с вами работать. Спасибо за внимание. Урок окончен!

 

 

 

 

 

 

 

-мес[-]ный -мес[-]ная

 

-Нет

-Место-местечко.

 

 

-Да

 

 

Местный – место,

                                              =

 

                                          

-Надо подобрать однокоренное слово так, чтобы он отчётливо произносился и после согласного стоял гласный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Да

 

-Надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный будет произноситься отчетливо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Праздник, здравствуй, сердце, солнце, тростник, счастливый, честный, чувство.

Читают

 

 

- д,т, л, в

-3-4

 

 

 

     Праздник, здравствуй, сердце, солнце, тростник, счастливый, честный, чувство.

 

 

 

 

 

 

 

- Согласный может не произноситься  если в слове встречается сразу 3-4 согласных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Орфограмма парная буква в конце слова. Проверочное слово морозы, четко слышим букву «з». Значит, ее вписываем в пропуск.

-Действовать будем по плану, т. к. в слове «солнце» орфограмма непроизносимая согласная.

1)Выделим корень: солнц

2)Смотрим на сочетаемость согласных: ЛНС

3)Сонце, произносятся не все согласные

4)Подбираем однокоренное слово: солнышко

5)Вписываем в пропуск букву «л»

 

-Проверочное слово: чудесен, чудеса

Ничего вписывать не будем в пропуск.

-Орфограмма парная буква в конце слова. Проверочное слово нет друга, четко слышим букву «г». Значит, ее вписываем в пропуск.

-Действовать будем по плану, т. к. в слове «спрелестный» орфограмма непроизносимая согласная.

1)Выделим корень: прелест

2)Смотрим на сочетаемость согласных: СТН

3)Прелесный, произносятся не все согласные

4)Подбираем однокоренное слово: прелесть

5)Вписываем в пропуск букву «т»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Праздник

 

 

 

 

-Сердце

 

 

 

 

-Солнце

 

 

 

 

-Здравствуй

 

 

 

- Непроизносимые согласные в корне слова

- Учимся проверять и грамотно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова

- Посмотреть на сочетаемость согласных в слове. Нужно подбирать проверочное однокоренное слово так, чтобы звук стал отчетливо слышен.

-Да

 

 

 

 

 


 

Конспект урока русского языка для 3 класса

Конспект урока русского языка для 3 класса

Коммуникативные универсальные учебные действия : ·

Коммуникативные универсальные учебные действия : ·

Работа заключается в следующем

Работа заключается в следующем

Актуализация изученного. Время:-К нам в гости пришел гость-это:

Актуализация изученного. Время:-К нам в гости пришел гость-это:

Что вас удивило, что интересного заметили? -Какой же у нас возникает вопрос? -Почему? -Перед нами встал вопрос:

Что вас удивило, что интересного заметили? -Какой же у нас возникает вопрос? -Почему? -Перед нами встал вопрос:

Рефлексивный этап. Подведение итогов урока

Рефлексивный этап. Подведение итогов урока

Рефлексивный этап. Подведение итогов урока

Рефлексивный этап. Подведение итогов урока

Рефлексивный этап. Подведение итогов урока

Рефлексивный этап. Подведение итогов урока

Рефлексивный этап. Подведение итогов урока

Рефлексивный этап. Подведение итогов урока

Рефлексивный этап. Подведение итогов урока

Рефлексивный этап. Подведение итогов урока

Рефлексивный этап. Подведение итогов урока

Рефлексивный этап. Подведение итогов урока

Работа по теме урока 5)

Работа по теме урока 5)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020