Конспект урока русского языка для 3 класса Тема урока: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

  • docx
  • 03.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Правописание непроизносимых согласных звуков в корне слова.docx

Конспект урока русского языка для 3 класса

Тема урока: Правописание слов с непроизносимыми согласными  в корне. 

Тип и вид урока: открытие  новых знаний.

Цели урока: научить детей определять в слове непроизносимой согласной и проверять слова с данной орфограммой.

Задачи урока:  

·     Учить:  группировать орфограммы по типу орфограммы, по месту  орфограммы в слове;

·     Развивать: а) умение сотрудничать, сравнивать, обобщать;

                      б) умение выполнять самопроверку, взаимопроверку;

                      в) умение осуществлять действия самоконтроля, взаимоконтроля.

·      Воспитывать аккуратность.

Планируемые результаты:

Предметные:

ученик учится грамотно строить устную речь, используя нужные слова;

ученик научится аргументированно отвечать, доказывать свое мнение;

ученик получит возможность научиться анализировать, делать выводы, сравнивать.

Личностные:  мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия: 

·       определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

·       корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Познавательные универсальные учебные действия: 

·         ориентироваться в учебном материале:

·         определять круг своего незнания;

Коммуникативные универсальные учебные  действия: 

·     Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.

Форма урока: побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, групповая работа, использование ЭОР.

Технология , методы, приемы:  системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа, использование ЭОР.

Структура урока:

 

Этапы урока

Ход урока

Примечания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1)Организация на урок

Мотивация к деятельности

Время:

- -Сядьте правильно. Спины выпрямили. Ноги должны стоять на полу.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

 

-Начнем наш урок с того, что проведём мозговую разминку:

Алфавит

 

Это упражнение для развития мышления, внимания и улучшения работоспособности. Кроме того, «Алфавит» помогает снять эмоциональное напряжение и перезапустить мозг.

 

Работа заключается в следующем. Под каждой буквой есть пометка — Л, П, В. «Л» означает, что нужно поднять левую руку, «П» — правую, «В» — обе руки. Вам необходимо одновременно произнести букву алфавита и выполнить движение, отмеченное под буквой.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р

в  л  п л п  в  в  л  п в  п  в  л  в  п л

С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

в  в  п  п  л л  п  п   в   л  п  в л  п   в

 

- Молодцы, а теперь…

Дети приветствуют учителя, настраиваются на урок и успокаиваются.

 

 

 

Ребята открывают тетради, отступают 2 линейки вниз, записывают число, классная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

http://slovar.kakras.ru/img-slov/ru.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно записать на доске, а можно создать презентацию

 

 

 

2) Закрепление пройденного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация изученного.

Время:

-К нам в гости пришел гость-это:

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

 

-Запишите в тетради слово «Белка» (с большой буквы, поставьте запятую).

- Как называют детёныша белки?

- Запишите слово «бельчонок» в тетрадь, поставьте точку.

- Как мы с вами образовали слово бельчонок? Мы прибавили суффикс, при этом, обратите внимание – в корне слова произошло чередование гласного.

- Разберите эти слова по составу…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- К нам пришёл бельчонок. Давайте поздороваемся с ним, скажем: «Здравствуй, бельчонок!»

-Бельчонок подготовил для нас слова, он записал их на доске.

 - Давайте прочитаем их орфографически, т. е. так, как они пишутся.

-Молодцы! А теперь прочитаем орфоэпически, т. е. так, как они произносятся.

-Что вас удивило, что интересного заметили?

 

-Какой же у нас возникает вопрос?

 

-Почему?

-Перед нами встал вопрос:  Почему в некоторых словах «Т» не произносится?

-Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос.

-Давайте сформулируем тему нашего урока, исходя из того, о чем мы сейчас говорили.

- Какие задачи поставим?

 

 

-Что придётся выяснить?

 

 

 

 

белка

 

 

 

 

бельчонок.

 

 

 

 

Для того, чтобы разобрать слово "БЕЛКА" (существительное) по составу, определяем корень слова, подбирая однокоренные слова - белки, белкин, белкой, белке и т.д. Значит, корень слова - "БЕЛК". Окончением данного слова будет "А". Основа слова БЕЛК

http://cdn01.ru/files/users/images/28/a4/28a46bd574f7a81efc30949398a38677.png

-Здравствуй, бельчонок!

 

 

 

-Известный, вести,  прелестный,  прелести, местный, местечко.

 

Читают слова с доски

 

 

-Мы заметили, что, когда произносим слова, то букву «т» в некоторых словах мы не произносим, а на письме мы ее пишем

-Почему буква «т» везде пишется, но не везде произносится

Затрудняются ответить

 

 

 

 

 

-Непроизносимые согласные в корне слова

 

- Научимся проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова и грамотно писать.

- Когда и какие согласные в корне могут быть непроизносимыми и надо ли писать букву, которая не произносится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети

3)Работа по теме урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5) Рефлексивный этап.

Подведение итогов урока.

Время:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте разбираться, как проверить парный согласный в корне слова и на конце его?

-Рассмотрим слово «местный».

- Пропустите строчку, запишите слово в тетрадь с большой буквы…

- Как же мы будем действовать?

Сначала нам надо изменить форму слова.

- Звук «т» произносится?

-Подберём однокоренное слово так, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный.

-Слышим звук «т»?

-Гласный помогает услышать согласный [т].

- Поставьте тире, запишите слово «место» в тетрадь.

- Давайте сделаем вывод, что нам надо сделать, чтобы проверить непроизносимый согласный?

-Совершенно верно! Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы он отчётливо произносился и после согласного стоял гласный.

-Давайте проверим, правильно ли мы думаем. Сверим наше высказывание с правилом в учебнике.

-Открываем учебник на стр. 118, находим правило в желтой рамочке. Поставили на него все палец. Читаем.

- Подтвердилось ваше предположение?

-Как же нам проверить непроизносимую согласную?

 

-Верно!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы снежинки, мы пушинки, покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки, мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили, крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли и от стужи сберегли.

-А сейчас, ребята, мы рассмотрим  ещё слова с непроизносимыми  согласными и узнаем в каких случаях согласный будет непроизносимым.

-В этом нам поможет упр.223 на стр. 117.

-Давайте прочитаем слова орфографически, т. е. так, как они пишутся.

-Молодцы! А теперь прочитаем орфоэпически, т. е. так, как они произносятся.

-Какие согласные не произносятся?

-Сколько согласных букв стоят рядом?

- Пропустите строчку, запишите Упр.223.

Запишите слова в тетрадь…

- Назовите сочетания букв в слове, где согласный не произносится:

На доске: здн праздник

                 вств здравствуй, чувство

                 рдц  сердце

                 лнц солнце

                 стн тростник, честный

                 стл счастливый

подчеркните буквосочетания…

-Когда согласный может не произноситься?

 

-Верно! Согласный может не произносится  если в слове встречается сразу 3-4 согласных.

-Теперь нам надо выстроить план действий: (на карточках на доске)

1.Выделим корень.

2.Смотрим на сочетаемость согласных.

3.Проговариваем слово орфоэпически и слушаем,  произносятся ли все согласные звуки.

4.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился  или после непроизносимого согласного стоял гласный.

5.Делаем вывод.

-Потренируемся.

Прочитайте строчки из известного стихотворения А. С. Пушкина:

 

Моро… и со…нце день чудес…ный!

Ещё ты дремлешь дру… прелес…ный.

-Наша задача вставить пропущенные буквы(работа выполняется коллективно)

-Первое слово с пропуском- моро…

-Как будем рассуждать?

                

 

 

-Слово со…нце. Как будем рассуждать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Чудес…ный.

 

-Дру…

 

 

 

-Прелес…ный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Откроем тетради, пишем на следующей строчке стихотворение с доски, выделяя орфограммы, в скобках пишем проверочные слова.

-Отложили тетради и ручки, все внимание на меня.

-Наш гость Бельчонок приготовил для вас загадки, попробуем их отгадать( правильный ответ вывешиваю на карточке на доску,)

Он прекрасный и чудесный

В этот день он для тебя

Словно радость и улыбка

Поздравляют все тебя

 

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук

 

Колобок - горячий бок.

Ох, не любит лежебок.

Тучу-платье надевает

Раньше всех оно встаёт. 

 

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «Привет!»

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик….»

-Спишите слова в тетрадь и подчеркните сочетания букв в слове.

(проверить)

- Какова тема нашего урока? 

 

- Какова цель нашего урока? 

 

 

- Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком? 

  

-Достигли мы цели?

-Ребята, у вас на парте есть 3 кружка( зеленый, красный, жёлтый)

Оцените кружком ваше настроение на уроке:

Зеленый- отличное

Желтый- хорошее

Красный- плохое

Ребята, вы были очень активны на уроке, выполняли задания разного уровня сложности. Вы все молодцы. Мне было приятно с вами работать. Спасибо за внимание. Урок окончен!

 

 

 

 

 

 

 

-мес[-]ный -мес[-]ная

 

-Нет

-Место-местечко.

 

 

-Да

 

 

Местный – место,

                                              =

 

                                          

-Надо подобрать однокоренное слово так, чтобы он отчётливо произносился и после согласного стоял гласный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Да

 

-Надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный будет произноситься отчетливо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Праздник, здравствуй, сердце, солнце, тростник, счастливый, честный, чувство.

Читают

 

 

- д,т, л, в

-3-4

 

 

 

     Праздник, здравствуй, сердце, солнце, тростник, счастливый, честный, чувство.

 

 

 

 

 

 

 

- Согласный может не произноситься  если в слове встречается сразу 3-4 согласных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Орфограмма парная буква в конце слова. Проверочное слово морозы, четко слышим букву «з». Значит, ее вписываем в пропуск.

-Действовать будем по плану, т. к. в слове «солнце» орфограмма непроизносимая согласная.

1)Выделим корень: солнц

2)Смотрим на сочетаемость согласных: ЛНС

3)Сонце, произносятся не все согласные

4)Подбираем однокоренное слово: солнышко

5)Вписываем в пропуск букву «л»

 

-Проверочное слово: чудесен, чудеса

Ничего вписывать не будем в пропуск.

-Орфограмма парная буква в конце слова. Проверочное слово нет друга, четко слышим букву «г». Значит, ее вписываем в пропуск.

-Действовать будем по плану, т. к. в слове «спрелестный» орфограмма непроизносимая согласная.

1)Выделим корень: прелест

2)Смотрим на сочетаемость согласных: СТН

3)Прелесный, произносятся не все согласные

4)Подбираем однокоренное слово: прелесть

5)Вписываем в пропуск букву «т»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Праздник

 

 

 

 

-Сердце

 

 

 

 

-Солнце

 

 

 

 

-Здравствуй

 

 

 

- Непроизносимые согласные в корне слова

- Учимся проверять и грамотно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова

- Посмотреть на сочетаемость согласных в слове. Нужно подбирать проверочное однокоренное слово так, чтобы звук стал отчетливо слышен.

-Да