Конспект урока русского языка "Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи", 10 класс
Оценка 5

Конспект урока русского языка "Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи", 10 класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
18.05.2023
Конспект урока русского языка "Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи", 10 класс
конспект урока в 10 классе.doc

Конспект урока русского языка в 10 классе.

Тема урока: Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи.

 

Цели: 1. Закрепить понятие «языковая норма».

           2. Выработка умений находить и различать грамматические ошибки.

           3. Формировать навыки использования нормированной речи.

           4. Анализ типовых заданий ЕГЭ, связанных с речевыми нормами и культурой речи (А3, А4, А5).

            5. Патриотическое воспитание (слово учителя + дидактический материал)     

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Оборудование урока: раздаточный материал (по типу заданий ЕГЭ), компьютер, проектор, презентация.

 

Ход занятия

1.      Организационный момент: проверка готовности к уроку, настрой на работу.

 

2.      Актуализация опорных знаний. Мотивационный этап.

 

- Слово учителя. Беседа: Дорогие ребята, наш урок я хочу начать с высказываний о русском языке:

«Ведь если для общения людей необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируемый» (Л. Щерба)

«Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики» (М.В.Ломоносов)

«Грамматика повелевает даже царями» (Мольер)

- Как вы думаете, ребята, что объединяет эти высказывания?

- А всегда ли можем слышать грамматически правильную речь?

- Где чаще всего мы встречаем речевые ошибки? Приведите примеры (реализация домашнего задания проблемно-поискового характера)

- Итак, актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности русской речи?

     - Исходя из всего сказанного, как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?

(Оформление тетрадей: запись темы занятия;  постановка цели и задачи)  

3.      Работа по теме (анализ содержания учебного материала, выделение главных связей)

- Слово учителя: Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие «языковая (литературная) норма» - ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык – язык нормированный, т.е. подчиняющийся определённым нормам и правилам. Что же такое норма применительно к языку?

 

(Возможны ответы учащихся, так как материал им уже известен)

 

Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

 

Основные признаки нормы: 1) относительная устойчивость;

                                               2) общеупотребительность;

                                               3) обязательность.

 

- Ряд заданий ЕГЭ как раз и проверяет уровень владения нормами русского литературного языка. Вспомним классификацию основных языковых норм (анализ диаграммы):

v  Орфоэпические нормы

v  Лексические нормы

v  Морфологические нормы

v  Синтаксические нормы

v  Стилистические нормы

v  Нормы правописания

 

- Мы же с вами остановимся на грамматических нормах, которые нашли своё отражение в заданиях А3, А4, А5 ЕГЭ

 

  Грамматические нормы русского языка (общая характеристика; анализ таблицы)

 

 

Морфологические нормы — это нормы словоизменения при склонении именных частей речи, при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности.

 

Синтаксические нормы — это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний и предложений.

 

 

 

 

 

4.      Обобщение и систематизация.

 

- Анализ языкового материала: типология типичных морфологических и синтаксических ошибок. Работа по заполнению таблиц.

Задание 1: Исправьте ошибку, записав правильный вариант ответа (коллективная работа)

 

Таблица 1.Типы Морфологических ошибок. (Раздаточный материал. Карточка 1)

Типы морфологических ошибок

Примеры из материалов ЕГЭ

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый (трудолюбивый)

Ошибочное образование формы:

1. Существительного

 

Опытные бухгалтера (бухгалтеры)

вкусные торта (торты)

пара ботинков (ботинок)

пара сапогов (сапог)

рота солдатов (солдат)

несколько абзацей (абзацев)

юных плясуньев (плясуний)

2. Прилагательного

самый красивейший (самый красивый)

длиньше ногтя (длиннее)

слаже (слаще)

3. Числительного

с пятистами рублями (с пятьюстами)

в двухсот метрах (в двухстах)

4. Местоимения

ихнюю вещь (их вещь)

5. Глагола

Едь вперёд (поезжай)

ляжьте на коврик (лягте)

выбежи (выбеги)

попробывает (попробует)

 

- Тренинг (по вариантам): самостоятельная работа по типу заданий А3 ЕГЭ.

(Раздаточный материал для самостоятельной работы. Карточка 2)

Задание 2: укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Вариант 1.

Вариант 2.

№1 а) без вишен       

       б) более труднее

       в) около двух тысяч человек

       г) испеки пирог

№2  а) килограмм вафель

     б) семьюдесятью процентами

     в) ехай в Подмосковье

     г) более резкое движение

№3 а) килограмм яблок

       б) будущие выборы

       в) до двух тысяч второго года

       г) ошиблась

№4 а) более нужнее

       б) несколько гектаров

       в) с четырьмястами рублями

       г) поезжай домой

№5 а) в две тысячи десятом году

       б) не машите руками

       в) у грузинов

       г) небольшие транзисторы  

       

№1 а) с двадцатью пятью рублями

       б) нет претензий

       в) хужее всего

       г) не кладите сюда тетради

№2 а) в пятистах шагах

        б) пять килограммов

        в) более красивее

        г) лягте на коврик

№3 а) в обеих сумках

       б) беги

       в) без комментариев

       г) положь

№4 а) эмалированные вёдра

       б) худший вариант

       в) семисот шестидесяти птиц

       г) килограмм вафлей

№5 а) большие очереди

       б) в снегу

       в) промокли

       г) пятидесятью пятью годами 

Комментарий к заданию№2:

Вариант -1: №1- б (труднее; более трудный); №2 - в (поезжай); №3 - в (до две тысячи второго года — в составном порядковом числительном изменяется только последняя часть); №4 - а (нужнее; более нужный); №5 - в (у грузин).

Вариант -2: №1 - в (хуже всего); №2 - в (красивее; более красивый); №3 - г (положи); №4 - г (вафель); №5 - г (пятьюдесятью пятью рублями).

 

- Анализ языкового материала (продолжение работы; заполнение таблицы 2)

Задание 3: Исправьте ошибку, записав правильный вариант ответа (коллективная работа)

 

      Таблица 2. Типы синтаксических ошибок. (Раздаточный материал. Карточка 3)

Типы синтаксических ошибок

Примеры из материалов ЕГЭ

Нарушение согласования сказуемого с подлежащим

Четверо учащихся участвовало в игре

(участвовали)

Нарушение правил управления

Вопреки установившихся правил

(установившимся правилам)

Благодаря своего особого таланта

(благодаря своему особому таланту)

Вследствие печальным обстоятельствам

(печальных обстоятельств)

Подобно блеска кованого серебра

(подобно блеску)

Согласно приказа (приказу)

 

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были счастливы и весёлые.

(счастливы и веселы; счастливые и весёлые)

Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудет его строгой красоты.

(не забудут)

Нарушение  согласования

Видна пара окон, занавешенные шторой.

(занавешенных)

Одной из форм духовной жизни, важным для человека, стало искусство.

(важной)

Ошибки в использовании видо-временных форм глагола

Я живу в Лермонтове и была счастлива.

(живу и счастлива; жила и была счастлива)

Ошибки в предложениях с причастным оборотом

Дорожка покрыта тающим снегом под ногами.

(Дорожка покрыта снегом, тающим по ногами)

 

Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом

Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть.

(Свалившись с размаху в озеро, я ощутил свою неуклюжесть)

 

Ошибки в построении СПП

Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве.

(Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать)

 

Смешение прямой и косвенной речи

Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением.

(Петя сказал, что он не согласен с моим мнением)

 

Нарушение границ предложения

Была уже ночь. Когда я вернулся домой.

(Была уже ночь, когда я вернулся домой)

 

 

- Тренинг: работа в парах по типу заданий А5 ЕГЭ.

(Раздаточный материал для  работы в парах. Карточка 4)

Задание №4: Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Ответ обоснуйте. Запишите пример грамматически правильно.

 День Героев Отечества – слово учителя

№1

1)      Многие из героических событий, сохранившимся в нашей истории, должны остаться и в нашей памяти.

2)      Герои Отечества должны оставаться в нашей памяти, но и в наших сердцах.

3)      В песне «Огонёк» есть движение, неуловимое ощущение напряжённости мгновения.

4)      Кто бы ни читал о жизни маршала Жукова, все поражались глубине и широте его познаний в самых различных областях.

№2

1)      Благодаря подвигу солдат мы можем жить в свободной стране.

2)      Многие из тех, кто бывал на Мамаевом кургане, поражались величине архитектурных монументов.

3)      Водитель экскурсионного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.

4)      Когда смотришь на памятник «Алёша», складывается впечатление, что солдат оглядывает город и вспоминает героические минуты жизни.

 №3

1)      В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов поэтов-фронтовиков.

2)      Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.

3)       Лексические повторы – средство выразительности в стихотворении Лермонтова «Бородино».

4)      Все, кто в других странах любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей – Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.

 

5.      Контроль знаний, полученных на уроке. Проверочная работа.

 

(Раздаточный материал для самостоятельной  работы.  Карточка 5)

Задание 1: выберите грамматически правильное продолжение следующих предложений.

 

      А)  Потеряв к концу 17 века значение оборонительного сооружения,

1)      Земляной вал стал таможенной границей Москвы.

2)      на Земляном валу возникли таможенные заставы.

3)      Земляной вал сделали таможенной границей Москвы.

4)      в воротах Земляного вала стали собирать таможенные пошлины.

 

      Б)  Начав записывать слова в 1829 году,

1)      первый том словаря опубликован В.И. Далем только 30 лет спустя.

2)      работа над словарём потребовала более 30 лет.

3)      к 1860 году было собрано 200 000 слов.

4)      Даль смог подвести итог своей работы только через 30 лет.

 

     В) Превратившись из пограничной крепости в столицу княжества,

1)      изменилась оценка стратегического положения Москвы.

2)      население Москвы стало быстро расти.

3)      Москва стала быстро развиваться.

4)      возникла необходимость построить новые крепости вокруг Москвы.

 

     Г) Пользуясь советами специалистов,

1) всё станет простым и понятным.

2) требуется внимательное отношение к этим рекомендациям.

3) у меня возникло собственное решение проблемы.

4) вы можете отремонтировать свою квартиру самостоятельно.

 

Ответ: А-1, Б-4,В-3, Г-4

 

Задание 2: укажите номера предложений с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксических норм)

 

1.    Образ Кутузова появляется в романе Л.Н. Толстого, который восхищается и    обдумывает его.

2.   Образ поэта-пророка, созданного А.С. Пушкиным, определил и его собственную  жизнь.

3.    Блок хотел, чтобы все его творчество рассматривалось как еди­ный роман в стихах.

4.   Благодаря этого влияния, Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева.

5.    Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов.

6.   В картине Сурикова «Боярыня Морозова» отразился один из сюжетов истории раскола.

7.   По приезде в город мы первым делом отправились в гостиницу.

8.    Поднимаясь по лестнице, мне показалось, что на площадке кто-то есть.

9.   Вам нужно немедленно оплатить за телефонные переговоры.

10. Музей-квартира М.А. Булгакова приобрел личные вещи писателя.

Ответ: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9.

6.      Итоги урока.

- Слово учителя: Владение нормами русского языка зависит от речевого развития говорящего и пишущего. Ряд заданий ЕГЭ (А1- А5; А26) проверяет уровень владения языковыми нормами. Обобщая и систематизируя изученный материал, мы сегодня  уделили внимание нормам грамматики, с которыми связано выполнение заданий А3, А4, А5. Таким образом, материал по теме «Культура речи и языковые нормы» имеет не только прикладное, но и практическое значение.

7.  Рефлексия.

- И подводя итог нашего с вами урока, я хотела бы задать вам ещё одно небольшое задание творческого характера. Так мы говорили сегодня о культуре речи и языковых нормах, то прошу вас составить текст в форме пятистишия по теме «Литературная норма».

 

 

 

План - схема пятистишия: 1.Существительное (Литературная норма)

 

    2. Два прилагательных.

    3. Три глагола.

    4. Одно предложение.

    5. Ассоциативный ряд.

 

8.      Домашнее задание.

1.       Повторить теоретический материал по теме «Культура речи и языковая норма».

2.       Индивидуально: (для тех, кто проявляет интерес к предмету) подготовить сообщение по одному из разделов темы с иллюстрацией примеров (в устной форме или мультимедиа).

3.       Выполнить задания А3 – А5 (вар.1-6); подготовиться прокомментировать выбор ответа.

 

 

 

 


Конспект урока русского языка в 10 классе

Конспект урока русского языка в 10 классе

Норма – это социально одобряемое правило, т

Норма – это социально одобряемое правило, т

Ошибочное образование формы: 1

Ошибочное образование формы: 1

Вариант -1 : №1- б (труднее; более трудный); №2 - в (поезжай); №3 - в (до две тысячи второго года — в составном порядковом числительном…

Вариант -1 : №1- б (труднее; более трудный); №2 - в (поезжай); №3 - в (до две тысячи второго года — в составном порядковом числительном…

Смешение прямой и косвенной речи

Смешение прямой и косвенной речи

Б) Начав записывать слова в 1829 году, 1) первый том словаря опубликован

Б) Начав записывать слова в 1829 году, 1) первый том словаря опубликован

План - схема пятистишия: 1.Существительное (Литературная норма) 2

План - схема пятистишия: 1.Существительное (Литературная норма) 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2023